Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа
В настоящее время практически все предприятия осознали, что залогом долгосрочного и успешного функционирования является не ориентация на сиюминутную прибыль и успех, а построение эффективной стратегии существования на долгосрочную перспективу.
В стратегическом портфеле фирмы одной из самых важных является конкурентная стратегия, которая предполагает разработку таких действий, которые бы обеспечивали фирме не только надежную защиту от конкурентов, но и создавали бы устойчивое конкурентное преимущество, т.е. те факторы, которые создают на рынке такую ситуацию, когда покупатели отдают предпочтение вашей продукции, а не товарам конкурентов, что обеспечивает повышение объемов сбыта и прибыли.
1.Введение
2.Стратегический менеджмент
3.Сущность стратегического менеджмента
4.Содержанием стратегического менеджмента. Основные требования к стратегическому менеджеру
5.Конкурентоспособность организации
6.Определения термина “конкуренция“
7.Стратегический менеджмент и конкурентоспособность
Московский
психолого-социальный институт.
Курсовая
работа
на тему:
Стратегический
менеджмент и конкурентоспособность организации.
Выполнила:
Керимова Б.Г.
Красноярск 2011 г
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время практически
все предприятия осознали, что
залогом долгосрочного и
В стратегическом портфеле фирмы одной из самых важных является конкурентная стратегия, которая предполагает разработку таких действий, которые бы обеспечивали фирме не только надежную защиту от конкурентов, но и создавали бы устойчивое конкурентное преимущество, т.е. те факторы, которые создают на рынке такую ситуацию, когда покупатели отдают предпочтение вашей продукции, а не товарам конкурентов, что обеспечивает повышение объемов сбыта и прибыли.
Для украинских руководителей фирм и предприятий проблема конкуренции стоит очень остро, т.к. при существовании социалистического строя конкуренции как одного из главных факторов, стимулирующего развитие экономики, НТП, не существовало вообще. Поэтому при распаде СССР, когда Украина встала на путь рыночной экономики, естественным образом появилась проблема конкуренции. Вот здесь наши руководители и оказались безоружными. Пришлось с самого начала штудировать законы свободного рынка и адаптироваться к новым условиям. Но хорошо известно, что лишь единицы наших фирм и предприятий смогли вовремя перестроиться и вести грамотную конкурентную борьбу. Одним из источников поражения в конкурентной борьбе является незнание того, как правильно вести эту борьбу научно обоснованными методами.
Поэтому
проблема построения конкурентной стратегии
является актуальной и требует рассмотрения.
В данной работе будет проанализирована
конкурентная стратегия, применяемая
дочерним предприятием "Перспектива-Славутич",
которое занимается торговлей канцелярскими
товарами, выявлены ее недостатки и предложены
пути совершенствования применяемой конкурентной
стратегии с научно обоснованной точки
зрения.
Стpaтeгичecкий мeнeджмeнт
Стpaтeгичecкий мeнeджмeнт — это тaкoe yпpaвлeниe opгaнизaциeй, кoтopoe oпиpaeтcя нa чeлoвeчecкий пoтeнциaл кaк ee ocнoвy, opиeнтиpyeт пpoизвoдcтвeннyю дeятeльнocть нa зaпpocы пoтpeбитeлeй, ocyщecтвляeт гибкoe peгyлиpoвaниe и cвoeвpeмeнныe измeнeния в opгaнизaции, aдeквaтныe вoздeйcтвию oкpyжaющeй cpeды и пoзвoляющиe дoбивaтьcя кoнкypeнтныx пpeимyщecтв, чтo, в кoнeчнoм cчeтe, cпocoбcтвyeт выживaнию opгaнизaции и дocтижeнию cвoиx цeлeй в дoлгocpoчнoй пepcпeктивe.
Стpaтeгичecкий мeнeджмeнт имeeт pяд oтличий oт oпepaтивнoгo:
Стpaтeгичecкий мeнeджмeнт oбычнo paccмaтpивaeтcя кaк coвoкyпнocть пяти взaимocвязaнныx пpoцeccoв: aнaлиз cpeды (внeшнeй и внyтpeннeй), oпpeдeлeниe миccии и цeлeй, aнaлиз и выбop cтpaтeгии, peaлизaция cтpaтeгии, oцeнкa и кoнтpoль выпoлнeния cтpaтeгии.
В чeм paзницa мeждy cтpaтeгичecким плaниpoвaниeм и cтpaтeгичecким мeнeджмeнтoм?
Стpaтeгичecкoe плaниpoвaниe cфoкycиpoвaнo нa пpинятии oптимaльныx cтpaтeгичecкиx peшeний, в тo вpeмя кaк cтpaтeгичecкий мeнeджмeнт cвязaн c дocтижeниeм cтpaтeгичecкиx peзyльтaтoв: нoвыx pынкoв, нoвыx тoвapoв и (или) нoвыx тexнoлoгий. Пepeфpaзиpyя Питepa Дpyкepa, cтpaтeгичecкoe плaниpoвaниe — yпpaвлeниe плaнaми, a cтpaтeгичecкий мeнeджмeнт — yпpaвлeниe peзyльтaтaми. Стpaтeгичecкoe плaниpoвaниe — aнaлитичecкий пpoцecc, a cтpaтeгичecкий мeнeджмeнт — opгaнизaциoнный.
В
cтpaтeгичecкoм плaниpoвaнии
Стpaтeгичecкий мeнeджмeнт cocтoит из:
Сущность стратегического менеджмента
Возвращаясь к
курсу "Основы менеджмента", вспомним,
что менеджмент заключается в
определении:
- "где мы находимся?",
- цели нашей деятельности ("куда мы
идем?"),
- возможных путей ее достижения ("как
идти?"),
- критериев выбора оптимального пути,
- конечного результата ("куда пришли?"),
- разницы целей и результатов для использования
этой информации в дальнейших циклах управления.
Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.
Содержанием стратегического
менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей
бизнеса фирмы,
- анализ внешней среды фирмы,
- анализ ее внутренней обстановки,
- выбор и разработка стратегии на уровне
СЗХ, фирмы,
- анализ портфеля диверсифицированной
фирмы,
- проектирование ее организационной структуры,
- выбор степени интеграции и систем управления,
- управление комплексом " стратегия
- структура - контроль",
- определение нормативов поведения и
политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности,
- обеспечение обратной связи результатов
и стратегии компании,
- совершенствование стратегии, структуры,
управления.
Все это отражено на рис.1. Смотреть далее:
Рис.1. Содержание стратегического менеджмента
Основные требования к стратегическому менеджеру
Для того, чтобы конкурировать в сложной и быстроизменяющейся сегодняшней обстановке, фирма должна определиться с теми, кто управляет разработкой стратегии - стратегическими менеджерами. Их задача - обеспечение деятельности всей организации по определенному направлению (часто их называют комплексными менеджерами). Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет) и занимают уникальное положение в компании, управляя всей организацией в стратегическом смысле.
По мнению
Э. Враппа (университет Чикаго) наиболее
удачливые стратегические менеджеры
должны обладать следующими качествами:
- быть хорошо информированы,
- уметь управлять своими временем и энергией,
- быть хорошими политиками (создателями
консенсуса),
- они не должны быть, как эксперты,"зациклены",
- способностью продвигать программу в
частных направлениях.
Хорошая информированость предусматривает возможность принятия широкого диапозона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей.
Они должны уметь распределять свое время и энергию среди различных дел, решений или проблем. Они должны знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо включаться в частное решение.
Хороший политик должен обладать искусством достижения консенсуса на основе своих идей, а не давить своим авторитетом для их продвижения. Он должен действовать как член или лидер коалиции, а не как диктатор.
Изменяющийся мир требует от стратегического менеджера определенной гибкости. Он должен быть готовым к маневру и адаптации к складующийся обстановке. Это не означает, что фирма должна действовать без определенных целей, но надо быть готовым к их корректировке.
Глобальным
фактором, определяющим успешное формирование
рыночного пространства, является гибкое
использование законов конкуренции.
Реальная
конкурентная среда является сложной,
многофакторной и динамично изменяющейся
системой, поэтому необходимо постоянно
совершенствовать методы и способы оценки
конкурентоспособности организаций, определяя
их потенциал для успешного развития в
будущем.
Термин “конкуренция” не применялся
в российской экономике вплоть до 90-х годов
прошлого века, так как в нем не было никакой
необходимости. Лишь переход России к
рыночной экономике привел к появлению
фактической конкуренции почти во всех
сферах деятельности. Частные предприятия
в лице своих собственников стали заботиться
о конкурентоспособности своих товаров
и услуг.
Изначально слово “конкуренция” возникло
от латинского concurrere, что в переводе означает
“сталкиваться”. С.И. Ожегов трактует
конкуренцию как соперничество, борьбу
за достижение больших выгод, преимуществ.
Сегодня существует большое кличество
терминов данного понятия, преимущественно
зарубежных (наиболее часто встречающиеся
определения термина “конкуренция” приведены
в таблице).
Наличие реальной рыночной борьбы на рынке
товаров или услуг, на котором действует
предприятие, от него требует обеспечения
определенной конкурентоспособности. В
противном случае ему грозит вытеснение
с данных рынков, банкротство и гибель.
Конкурентоспособность, по сути, есть
способность предприятия выдерживать
конкуренцию, противостоять конкурентам,
производящим аналогичную продукцию (наиболее
часто встречающиеся определения термина
“конкурентоспособность организации”
приведены в нижеследующей таблице). Так,
в Нижегородской области лишь каждое десятое
из учрежденных предприятий справляет
свое пятилетие. Остальные гибнут, не выдержав
конкурентной борьбы.
Следуя их определениям, можно говорить
и о конкурентоспособности того или иного
продукта (услуги), понимая под этим степень
притягательности данного продукта для
совершающего реальную покупку потребителя.
Другими словами, конкурентоспособность
можно определить как комплекс потребительских
свойств товара, определяющий его отличие
от других аналогичных товаров по степени
и уровню удовлетворения потребностей
покупателей и затратам на его приобретение
и эксплуатацию. Конкурентоспособность
можно также определить как способность
товара (или объекта) приносить прибыль
на вложенный капитал не ниже заданной
или как превышение над среднестатистической
прибылью в соответствующей сфере бизнеса.
Конкурентоспособность — это характеристика
товара, отражающая его отличие от аналогичного
конкурентного товара как по степени соответствия
конкретной потребности, так и по затратам
на ее удовлетворение. Многие фирмы разорились,
не сумев обеспечить требуемое потребителем
качество с приемлемыми для себя издержками.
Качество стоит дорого.
Следовательно,
Информация о работе Стратегический менеджмент и конкурентоспособность организации