Стратегический менеджмент в организациях малого биз­неса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:35, курсовая работа

Описание

Стратегия — сложное и потенциально мощное орудие, с помощью которого современная фирма может противостоять меняющимся условиям.
Стратегия — это инструмент, который может серьезно помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности.
Поэтому стратегия заслуживает самого серьезного внимания как инструмент управления, пригодный не только для фирм, но и для широкого круга социальных учреждений.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента……………….5
1.1 Сущность и функции стратегического менеджмента………………………5
1.2. Процесс выработки стратегии фирмы………………………………………8
1.3. Механизм реализации стратегии развития фирмы……………………….14
Глава 2. Аналитические основы стратегического менеджмента организаций малого бизнеса…………………………………………………………………...19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ПБОЮЛ Пацюк В.А………………………………………………………………………..19
2.2 Анализ влияния факторов внешней среды организации…………………20
2.3. Анализ влияния внутренней среды организации………………………...23
Глава 3. Разработка и реализация стратегии ПБОЮЛ Пацюк В.А…………..25
3.1 Предложения по разработке элементов экономической стратегии……..25
3.2 Основные направления совершенствования разработки стратегии……..27
3.3 Экономическая эффективность мероприятий по реализации стратегии ПБОЮЛ Пацюк В.А……………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………32
Список используемой литературы…………………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

стратегич курсовая.doc

— 241.00 Кб (Скачать документ)

 Чтобы обеспечить  реализацию стратегии, необходимо  выделить для этого необходимые  ресурсы. Особенно финансовые. Бюджет  представляет собой план и  инструмент контроля, для руководителя  он служит источником финансовой  информации о доходах и затратах. Процесс составления бюджета отражает то, как управляющий намеревается расходовать финансовые средства.

 

 

Глава 2. Аналитические основы стратегического менеджмента организаций малого бизнеса

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия ПБОЮЛ Пацюк В.А.

В настоящее время оптово-розничная торговля является одним из перспективных направлений малого бизнеса.

ПБОЮЛ Пацюк В.А. организовано в 1998 году.

Основной вид деятельности производство и реализация кондитерских изделий (булочки, пирожные, торты).

Потенциальными потребителями  продукции являются как юридические  лица (небольшие фирмы), учебные учреждения, бюджетные организации, так и  самый широкий круг населения  со средними доходами.

Предприятие оснащено современным  высокотехнологичным оборудованием, соответствующим всем европейским стандартам, что позволяет производить высококачественные продукты кондитерской промышленности.

За качеством товара следят на нескольких стадиях. Экспедитор, при покупке сырья, инженер по производству за работой оборудования и шеф-повар  за непосредственным приготовлением.

Продукция обладает высокими потребительскими свойствами, популярна у разных слоев населения, которые покупают вкусные сладости как на праздники для гостей, так и чтобы порадовать себя.

Далее представлена организационная схема предприятия ПБОЮЛ Пацюк В.А. (рис. 4)

 

Рис. 4. Организационная схема предприятия ПБОЮЛ Пацюк В.А.

 

В ПБОЮЛ Пацюк В.А. бухгалтерский учет и отчетность ведутся по нормам, действующим в Российской Федерации.

Ответственность за организацию  бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении бухгалтерских операций несет бухгалтер и директор организации.

2.2 Анализ влияния  факторов внешней среды организации

Анализ внешней  среды - необходимое действие, с помощью которого, при разработке стратегического плана, можно учитывать и контролировать внешние факторы, чтобы определить возможность роста фирмы или опасности для нее.

Для принятия эффективных  управленческих  решений,  руководство  фирмы должно понимать и анализировать внешнее окружение. Для сканирования  внешней среды, компании могут использовать исследования и сбор  информации,  изучение потребительского рынка с помощью рыночных исследований. Более того, компании  должны  постоянно  отслеживать события и тренды, происходящие во  внешней  среде, наряду  с  отслеживанием действий конкурентов. Отслеживание  внешней  среды включает в себя сбор информации о социальных,  культурных,  демографических, экономических, политических, государственных и технологических трендах.19

Экономическая среда. Для исследования этого фактора необходимо анализировать экономическую ситуацию в регионе и стране.

Даже незначительное повышение цены может привести к существенному снижению спроса на данный продукт. Это происходит из-за крайне низкой покупательной способности потребителя. При этом в стране растёт инфляция, что негативно сказывается на ценах на закупочные материалы (тара, этикетки, оборудование).

Политическая среда. На основании существующего законодательства, оказывается налоговое давление на предприятие малого бизнеса. Малые предприятия платят налоги на уровне с предприятиями крупного бизнеса.

Научно-техническая  среда. Деятельность предприятия фактически заключается в предоставлении потребителю возможности использовать в своем рационе кондитерские изделия, не содержащие продуктов ГМО, приготовленные под жестким технологическим контролем, отвечающие стандартам качества (ГОСТ, СанПин, ТУ). В остальном же предприятие обеспечивает полностью все остальные мероприятия, необходимые для передачи ресурса потребителю. Все основные технологические новинки используются именно на этом этапе. Это могут быть такие аспекты:

  • Дизайн и материал упаковки;
  • Дизайн и материал этикетки;
  • Технологии и рецепты изготовления кондитерских изделий.

 

Демографическая среда. Это один из важных факторов, позволяющий оценивать приблизительные объёмы продаж. Это происходит потому, что объёмы закупок и производства напрямую зависят от спроса конкретных потребителей.

Поставщики. Предприятие вынуждено закупать сырье, оборудование, тару, заказывать этикетки у сторонних организаций. Поставщики такой продукции, с которыми работает предприятие являются давними партнёрами.

Посредники организации. ПБОЮЛ Пацюк В.А. избрало стратегию распространения своей продукции через обширную сеть посредников. Схематично все виды посредников, работающих с предприятием, представлены ниже:




 

Рис. 5. Виды посредников  ПБОЮЛ Пацюк В.А.

 

Клиенты организации. Основным потребителем продукции является население города и края. Целью маркетинговой стратегии предприятия является обеспечение целевого рынка потребителей качественной продукции в надлежащих объёмах. Для предприятия это означает повышение объёмов продаж при стимулировании спроса среди населения. Предприятие ориентируется на вкусы и потребности массового потребителя. В последние годы наблюдается слабая, но положительна тенденция роста спроса на товары.

Конкуренты организации. Так как кондитерская продукция как товар рассчитана на большой объём потребления, то соответственно ПБОЮЛ Пацюк В.А. имеет достаточно много конкурентов. Достаточно мощными, представляющими опасность являются лишь некоторые из них.

В отрасли среди методов  конкуренции используется в большей  степени ценовая.

Можно назвать следующие основные конкурирующие организации для исследуемого предприятия:

ООО "Галан" характеризующееся средними ценам, известностью марки и высоким качеством.

ООО "Виготек", продукция данного предприятия обладает высоким качеством, известностью марки и невысокими ценами.

ООО "Мелек" оптимальная цена, высокое качество.

На диаграмме 1 представлена доля влияние наиболее значительных конкурентов в Краснодарском крае на ПБОЮЛ Пацюк В.А.

Диаграмма 1. Наиболее значимые конкуренты ПБОЮЛ Пацюк В.А.

 

Из диаграммы можно  сделать вывод, что наиболее значимые конкуренты для предприятия являются ООО «Виготек» (40%) и ООО «Мелек» (40%), занимающиеся таким же видом деятельности на территории города и края.

2.3. Анализ влияния факторов внутренней среды организации

Проведем анализ внутренней среды предприятия. Он заключает  в себе тот потенциал, который  дает возможность ПБОЮЛ Пацюк В.А. функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

Маркетинг. Среди большого числа  конкурентов торговому предприятию нужно иметь эффективную стратегию максимально быстрого продвижения товаров в розничной и оптовой торговле, направленную на создание заинтересованности сбытовой сети в реализации товара.

Сбыт и сервисное  обслуживание. Высокий уровень обслуживания позволяет не терять имеющихся клиентов и привлекать новых, что, несомненно, положительно отражается на покупательском спросе. Это так же влияет на поддержание высокого уровня репутации у клиентов и положительно сказывается на имидже торгового предприятия.

Кадровая политика. Достаточно эффективна система мотивации работников, которая охватывает не только систему материального поощрения, но и различные нематериальные мотивации. Каждый специалист на предприятии отвечает за профессиональный уровень выполнения своих служебных обязанностей. В коллективе наблюдается благоприятный климат, поощряется дополнительное обучение персонала. Высокая компетентность руководства обеспечивает эффективный менеджмент в торговом предприятии.

Финансовая политика. Система бухгалтерской и статистической отчетности на предприятии обеспечивает возможность отслеживать изменений по показателям финансово-хозяйственной деятельности. Наличие финансовых средств в организации может служить источником финансирования разработок и внедрения проектов. Вовлечение большого числа средств в материальные запасы снижает общую ликвидность активов предприятия. Очень редкое проведение аудиторских проверок, ведет к невозможности оперативно выявлять различные недостатки и нарушения.

Менеджмент. Правильное и своевременное распределение полномочий, позволит повысить эффективность выполнения задач и целей. Культура организации представляет собой иерархию управления и контроля, но в свою очередь персонал чувствует себя защищенным, предпочитает стабильность и предсказуемость. Ориентация на будущее позволяет строить стратегические планы. Организационная культура предприятия входит в систему правильного управления организацией.

Глава 3. Разработка и реализация стратегии ПБОЮЛ Пацюк В.А.

3.1 Предложения  по разработке элементов экономической  стратегии предприятия

Стратегии современного предприятия в России характеризуются  достаточно большой амплитудой, как  по периодам разработки, так и по видам и охватываемым функциональным подсистемам. Стратегия торгового предприятия требует периодической корректировки с учетом меняющихся условий внешней среды и возникающих новых возможностей развития, что обусловливает важность и первоочередную значимость стратегически ориентирующей деятельности высшего аппарата управления.

Важным условием, обеспечивающим фирме успешное функционирование в  условиях конкуренции, является поиск, развитие и укрепление его конкурентных преимуществ.

ПБОЮЛ Пацюк В.А. может соревноваться со своими конкурентами, имея такие конкурентные преимущества:

- Опыт;

- Развитие необходимых  средств коммуникации;

- Развитие долгосрочных  партнёрских отношений.

На основе выделенных конкурентных преимуществ рассмотрим возможность применения различных стратегий для ПБОЮЛ Пацюк В.А.

1)Товарная  стратегия.

Товарная стратегия  включает решения, касающиеся действий фирмы по реализации своего товара, предоставления услуг.

Для данного предприятия  возможно расширение номенклатуры выпускаемой продукции, что влечет за собой увеличение объемов производства с последующей продажей.

2) Ресурсная  стратегия.

Имеет важную роль в деятельности предприятия, т.к. чем меньше затрат на ресурсы, тем меньше будет цена на товары и услуги. Предприятию  выгодно искать новых партнёров – поставщиков ресурсов, заключать долгосрочные соглашения. Также возможно внедрение новых технологий.

3) Стратегия  снижения производственных издержек.

Так как затраты фирмы  связаны с изготовлением и  реализацией продукции, то данную стратегию  стоит применять. Применение этой стратегии позволит предприятию снизить транспортные издержки, путем внедрения оптимальных связей. Организация сбора достоверной информации о клиентах и партнерах, формирование баз данных по клиентам и поставщикам позволит предприятию снизить свои затраты. Однако данная стратегия не возможна без стратегии управления персоналом, поскольку они дополняют друг друга. Так, чтобы внедрить на предприятие логистическую систему, необходим квалифицированный персонал. С одной стороны предприятие понесет затраты на привлечение таких специалистов, с другой же стороны эти затраты компенсируются внедрением логистической системы.

Можно сделать вывод, что наиболее необходимыми на сегодняшний  день для предприятия являются стратегии  снижения производственных издержек, ресурсная стратегия, товарная стратегия и стратегия управления персоналом.

В результате проведенного анализа экономическая стратегия  для ПБОЮЛ Пацюк В.А. будет включать в себя стратегию снижения производственных издержек, ресурсную стратегию, товарную стратегию и стратегию управления персоналом, которые в результате своей работы будут дополнять друг друга. Понесенные затраты от применения стратегии управления персоналом и товарной стратегии будут компенсироваться полученной прибылью от стратегии снижения производственных издержек и ресурсной стратегии.

После применения стратегии снижения производственных издержек, стратегии управления персоналом, ресурсной стратегии, товарной стратегии у предприятия появится возможность повысить прибыльность. Отсюда следует целесообразность их применения. Увеличение этого показателя произошло за счет снижения транспортных издержек, увеличения ассортимента товаров и услуг, снижения затрат на ресурсы, после внедрения логистической системы.

3.2 Основные  направления совершенствования разработки стратегии

На основе проведенного анализа внешней и внутренней среды организации, приходим к выводу, что наиболее подходящими стратегиями  для ПБОЮЛ Пацюк В.А. являются стратегия увеличения доли рынка за счет улучшения качества продукции и снижения цены,повышение известности марки.

Одной из стратегических задач является возможность привлечь и удержать покупателя с целью  получения прибыли и продолжения  своей деятельности. Для этого  компания должна иметь некие неоспоримые  преимущества, чтобы любой потребитель стал ее постоянным и лояльным клиентом.

Такие преимущества называются конкурентными. Конкурентоспособность  – это умение организации занять на рынке лучшие позиции по отношению  к конкурентам. Понятно, что для  этого необходимы определенные характеристики (организационные способности), которые позволят этого достичь. Традиционно их называют ресурсами, которые подразделяют на осязаемые, неосязаемые и человеческие. Кратко рассмотрим каждый из перечисленных видов ресурсов.

Осязаемые ресурсы — это финансы (попросту деньги, как наличные, так и на счетах в банке) и все материальные ценности организации: здание, склад, компьютеры, торговое оборудование и многое другое, но главное — это товар, с помощью которого компания способна удовлетворить спрос потребителей в полном объеме.

Информация о работе Стратегический менеджмент в организациях малого биз­неса