Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

Если в прошлом многие компании могли весьма успешно функционировать, обращая внимание в основном на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, то сегодняшнее развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. В первую очередь это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятий.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретическая часть
Сущность стратегии и стратегического планирования . . . . . . . . . . . . 5
Этапы стратегического планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Характеристика предприятия ООО «Образ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Стратегическое планирование в ООО «Образ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Предложения по совершенствованию стратегического планирования в ООО «Образ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Глава 2. Расчётная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

стратегическое планирование на предприятии.docx

— 46.30 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Теоретическая часть

    1. Сущность стратегии и стратегического планирования . . . . . . . . . . . . 5
    2. Этапы стратегического планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
    3. Характеристика предприятия ООО «Образ»  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
    4. Стратегическое планирование в ООО «Образ»  . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
    5. Предложения по совершенствованию стратегического планирования в ООО «Образ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Глава 2. Расчётная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список  использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

 

ВВЕДЕНИЕ

    «Целью работы по закладыванию будущего является решение не о том, что следовало бы сделать завтра, а о том, что следует сделать сегодня, дабы это «завтра» состоялось»

П. Друкер

    Актуальность  стратегического планирования заключается  в необходимости предприятий  при современной  экономической  ситуации России заглядывать в будущее, формулировать свою стратегию, определять свои главные достоинства и конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности, т.е. непосредственно  использовать идеи стратегического  менеджмента. Очень важно грамотно подходить к вопросам открытия предприятий: необходимо всё предусмотреть, предвидеть, чтобы прочно закрепить свои позиции  на рынке и не оказаться вытесненным  конкурентами.

    Если  в прошлом многие компании могли  весьма успешно функционировать, обращая  внимание в основном на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, то сегодняшнее  развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся  стереотипов хозяйствования, характера  управления. В первую очередь это  относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятий.

    Характер  и уровень стратегического планирования в значительной мере предопределяют успех рыночной деятельности предприятия. Некоторые российские фирмы на определенном этапе способны добиться определенных достижений, не затрачивая больших усилий на организацию планирования. Кроме того, стратегическое планирование само по себе еще не гарантирует успеха. В то же время, бесспорно, что применение плановых методов создает важные существенные благоприятные предпосылки для развития фирмы. Современные темпы изменений и увеличения объема знаний настолько велики, что стратегическое планирование выступает по существу единственным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает руководству фирмы инструмент функционирования ее на длительную перспективу. Стратегическое планирование обеспечивает основу для принятия управленческих решений. Определение того, чего фирма хочет добиться, помогает оценить наиболее подходящие пути ее практических действий. Планирование способствует снижению риска при работе на рынке. Принимая обоснованные плановые решения, руководство уменьшает риск выбора отнюдь не оптимального решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Планирование, которое служит для определения будущих действий на рынке, помогает обеспечить единство общей цели в рамках всей организации.

    Исследованием в области стратегического планирования за рубежом занимались Альфред Д. Чандлер, Кеннет Эндрюс и Игорь Ансофф, Майкл Портер, Генри Минцберг и др. Среди отечественных представителей можно выделить А. Н. Петрова и Ю. В. Гусева, О. С. Виханского, А. П. Градова, Р. А. Фатхутдинова, Э. А. Уткина.

    Объектом  исследования является ООО «Образ» (дизайн-студия). Предмет – стратегическое планирование данного предприятия.

    Целью данной работы является исследование особенностей стратегического планирования в организации ООО «Образ».                                                             Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. выявить сущность стратегии и стратегического планирования;
  2. определить этапы стратегического планирования;
  3. изучить особенности стратегического планирования в ООО «Образ».
 

 

Глава 1. Теоретическая часть 

    1. Сущность  стратегии и стратегического  планирования
 

    Применительно к экономической организации  стратегия - это совокупность ее главных  целей и основных способов их достижения. Разрабатывая стратегию действий, фирма  определяет общие направления деятельности.

    Стратегия - понятие многогранное. В качестве его важнейших характеристик  можно привести следующие определения, которые вполне отвечают сущности понятия:

- средство  достижения конечного результата;

- объединение  всех частей организации в  единое целое;

- охват  всех основных аспектов деятельности  фирмы;

- план  действий;

- прикрытие,  т.е. рассматривается как действия, нацеленные на победу в конкурентной  борьбе;

- порядок  действий, т.е. план, может быть  нереализуем, но порядок действий  должен быть обеспечен в любом  случае;

- позиция  в окружающей среде, что означает  связь со своим окружением;

- перспектива,  т.е. видение того состояния,  к которому надо стремиться;

- результат  анализа сильных и слабых сторон  организации работы в фирме  и определение возможностей и  препятствий ее развития;

- заранее  подготовленная реакция фирмы  на изменения внешней среды.

    Разрабатывая  стратегию развития фирмы, необходимо добиваться, чтобы она отвечала ряду требований:                                                                       - содержала ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела;

- было  обозначено скоординированное руководство;

- поддерживала  прогрессивную инициативу;

- главные  усилия должны быть сконцентрированы  в нужное время и в нужном  месте;

- обеспечивала  гарантированные ресурсы;

- предусматривала  гибкость поведения в тактических  действиях для использования  минимума ресурсов при достижении  максимума результата.

    Термин  «стратегическое планирование»  пришел к нам в 70-е годы в переводных книгах западных специалистов. В плановой практике тех лет в нашей стране использовался термин «долгосрочное  перспективное планирование». Между  этими двумя понятиями существовало принципиальное различие. Так, главной  идеей, парадигмой, лежащей в основе разработки долгосрочных планов, было: «Сегодня лучше, чем было вчера, а  завтра будет лучше, чем сегодня» и отрицалась какая-либо неопределенность. Отсюда ведущий принцип планирования — разработка плановых заданий «от  достигнутого», часто в рамках имеющихся  ресурсных возможностей путем простой  экстраполяции, причем чем больше наращивали выпуск той или иной продукции, тем было лучше. При этом априори считалось, что внешняя среда практически меняться не будет. Акцент делался на анализ внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе все, что организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей, это то, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она понесет. Но объем производства и величина издержек не дают ответа на вопрос о том, насколько созданный продукт будет принят рынком, который в то время в традиционном понимании в нашей стране отсутствовал. Какое количество будет куплено и по какой цене, определяет именно рынок. Такие вопросы в условиях нерыночной экономики и не ставились.

    Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь  своих целей. [М.Мескон] 
Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

    Стратегическое  планирование само по себе не гарантирует  успеха, и организация, создающая  стратегические планы, может потерпеть  неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать  ряд существенных благоприятных  факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация  хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения  из-за ошибочной или недостоверной  информации о возможностях организации  или о внешней ситуации т.е. планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

    Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что  стратегическое планирование представляется единственным способом формального  прогнозирования будущих проблем  и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для  принятия решения. Знание того, чего организация  хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска  при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения  из-за ошибочной или недостоверной  информации о возможностях организации  или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации. 

    1.2 Этапы стратегического планирования 

   Процесс стратегического планирования на предприятии состоит из нескольких этапов:

  1. Определение миссии и целей организации.
  2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
  3. Выбор стратегии.
  4. Реализация стратегии.
  5. Оценка и контроль выполнения.

    Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию  и смысл его существования.  
Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия. 
Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели заключаются в следующем:

  • четкая ориентация на определенный интервал времени;
  • конкретность и измеримость;
  • непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
  • адресность и контролируемость.

Исходя  из миссии и целей существования  организации строятся стратегии  развития и определяется политика организации.

    Анализ  окружающей среды необходим при  осуществлении стратегического  анализа, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой  делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке. 
Анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:

  • внешней среды;
  • непосредственного окружения;
  • внутренней среды организации.

    Анализ  внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования  и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое  развитие общества, инфраструктуры и  т.п. Непосредственное окружение анализируется  по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок  рабочей силы. Анализ внутренней среды  вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма  в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.

    
 

    Стратегический  выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ (матрица BCG, Mc Kincey и др.). 
Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. 
Стратегия выбирается с учетом:

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии