Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа
Этим объясняется актуальность данной курсовой работы. Кроме того, для осуществления стратегического управления персоналом организации необходимы высококвалифицированные специалисты, которых катастрофически не хватает в данной области, также как и литературы, посвященной данной проблематике в России.
Введение
1. Теория стратегического управления персоналом организации
1.1 Стратегическое управление организацией как исходная предпосылка стратегического управления ее персоналом
1.2 Понятие и основные характеристики стратегического управления персоналом организации
1.3 Реализация стратегии управления персоналом
1.4 Особенности стратегического управления персоналом в России
2. ООО «Бауцентр» как объект исследования
2.1 История и краткая характеристика компании
2.2. Кадровая политика организации
2.3 Рекомендации по совершенствованию методов управления персоналом
2.4 Расчетная часть
Заключение
Список литературы
Применение методов
Руководство кадровых служб
становится полноправным членом общего
руководства предприятий и
Оценивая деятельность организаций,
имеющих возможность
1-й тип. Комплексно
2-й тип. Используют методы
стратегического планирования
3-й тип. Делегируют
Стратегическое управление
персоналом может протекать эффективно
только в рамках системы стратегического
управления персоналом. Под ней подразумевается
упорядоченная и
Таким образом, система стратегического управления персоналом обеспечивает создание структур, информационных каналов, а главное — формирование стратегии управления персоналом, ее реализацию и контроль за этим процессом.
Из определения
Стратегическое управление персоналом носит двойственный характер. С одной стороны, оно является одним из функциональных направлений в рамках стратегического управления организации (наряду с маркетингом, инвестициями и др.), с другой — оно реализуется посредством конкретных функций управления персоналом, направленных на выполнение стратегии управления персоналом, и с этой точки зрения является функциональной подсистемой системы управления персоналом.
Организационно система стратегического управления персоналом строится на базе существующей оргструктуры системы управления персоналом. При этом выделяется три основных варианта организационного оформления системы:
1. Полное обособление системы в самостоятельную структуру (но при этом существует опасность отрыва от оперативной практики реализации стратегии)
2. Выделение органа стратегического управления в самостоятельную структурную единицу (отдел стратегического управления) и формирование стратегических рабочих групп на базе подразделений системы управления персоналом
3. Формирование системы стратегического управления персоналом без обособления в структурные единицы (но при этом вопросам стратегического управления отводится второстепенная роль)
Наиболее эффективен вариант
создания «штабного» стратегического
отдела в рамках системы управления
персоналом и координация деятельности
других отделов по вопросам стратегического
планирования, когда на часть персонала
уже существующих подразделений
этой системы возлагаются
1.3 Реализация стратегии
Реализация стратегии управления персоналом является важной стадией процесса стратегического управления. Для ее успешного протекания руководство организации должно следовать следующим правилам:
v Цели, стратегии, задачи по управлению персоналом должны быть тщательно и своевременно доведены до всех работников организации с тем, чтобы добиться с их стороны не только понимания того, что делает организация и служба управления персоналом, но и неформального вовлечения в процесс выполнения стратегий, в частности выработки у сотрудников обязательств перед организацией по реализации стратегии;
v Общее руководство организации и руководители службы управления персоналом должны не только своевременно обеспечить поступление всех необходимых для реализации ресурсов (материальных, оргтехники. Оборудования, финансовых и др.). но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок по состоянию и развитию трудового потенциала и фиксировать достижение каждой цели.
Целью процесса реализации стратегии является обеспечение скоординированной разработки и реализации стратегических планов структурных подразделений организации в целом и системы управления персоналом.
В ходе выполнения стратегии решаются 3 задачи:
v Во-первых, устанавливается приоритетность среди административных задач (задач общего руководства), с тем, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии управления персоналом, которую будет реализовывать организация и система стратегического управления персоналом.
v Во-вторых, устанавливается соответствие между выбранной стратегией управления персоналом и внутриорганизационными процессами, процессами внутри самой системы управления персоналом. С тем, чтобы деятельность организации была сориентирована на осуществление выбранной стратегии.
v В-третьих, это выбор необходимого и соответствующего стратегии управления персоналом стиля руководства организацией в целом и в отдельных подразделениях.
Инструментами реализации стратегии
управления персоналом являются кадровое
планирование, планы развития персонала,
в т.ч. его обучения и служебного
продвижения, решение социальных проблем,
мотивирование и
Руководство реализацией стратегии управления персоналом возлагается на заместителя руководителя организации по персоналу.
Но он должен опираться на активную поддержку руководителей среднего звена.
Реализация стратегии управления персоналом включает два этапа: внедрение стратегии и стратегический контроль за ее реализацией и координация всех действий по результатам контроля.
Этап внедрения включает в себя:
v разработку плана внедрения стратегии управления персоналом;
v разработку стратегических планов подразделений системы управления персоналом в целом;
v активизацию стартовых мероприятий по внедрению стратегии.
Цель этапа стратегического
контроля – определить соответствие
или отличие реализуемой
1.4 Особенности стратегического управления персоналом в России
В российских организациях технологии стратегического управления персоналом пока еще недостаточно разработаны, что является одной из причин возникновения проблем системы управления персоналом.
К таким проблемам относятся[4]:
v появление дефицитных видов профессий и сложности с наймом необходимых работников;
v рост цен на услуги образовательных и консультационных учреждений;
v переход на новые виды деятельности, достаточно быстрая смена технологий производства и услуг, необходимость увольнения по этим причинам части персонала;
v отсутствие финансовых ресурсов и резкое сокращение численности персонала в кризисных условиях;
v проблемы долгосрочного планирования численности и структуры работников в связи с неопределенностью при формировании «портфеля» заказов.
Наиболее важные с точки зрения стратегического управления причины возникновения этих проблем:
v содержание деятельности некоторых подсистем системы управления персоналом не соответствует требованиям внешней среды (например, подсистем планирования и маркетинга персонала, мотивации поведения персонала, развития персонала).
v Концентрация функций стратегического характера в ведении служб по управлению персоналом сопровождается слабым развитием стратегических аспектов в управлении;
v существующее понимание роли и процессов воспроизводства персонала не учитывает «инвестиционного» характера вложений в персонал;
v отсутствуют разработки по применению технологий стратегического управления в сфере управления персоналом.
v Ситуация, сложившаяся в данной сфере управленческой деятельности, может быть охарактеризована как интуитивный поиск удачных решений по устранению проблем.
Анализ ряда крупных отечественных предприятий позволил сформулировать их проблемы в области управления персоналом на этапе рыночных реформ и возможности их разрешения при формировании систем стратегического управления персоналом[5] (см. табл.).
Проблемы и место их возникновения |
Причины проблем |
Способ устранения в рамках предприятия |
В субъекте управления персоналом. Понимание роли и места СУП в системе хозяйствования не соответствует действительному объему и стратегическому характеру задач, требующих решения |
Устаревание знаний персонала
аппарата управления предприятия. Недостаточный
уровень профессионально -квалификационной
подготовки административно- Применение затратных («персонал – затраты») подходов к персоналу, несоответствующих современным технологиям управления (стратегическое управление, менеджмент знаний) |
Переподготовка в вузах и школах менеджмента, др. специализированных учебных заведениях. Обучение персонала. Изучение и применение подходов к персоналу, учитывающих долгосрочный характер его использования и воспроизводства. |
В объекте управления персоналом. Проблемы социальной среды. Устаревание знаний специалистов высокой квалификации. |
Отсутствие анализа и учета изменений в социальной среде и их воздействий на решения в сфере управления персоналом. Механистический подход к управлению персоналом. |
Использование практики консультаций профессиональных социологов и психологов. Применение систем управления персоналом, учитывающих многофакторные зависимости и ориентированные на стратегическое управление. Переподготовка, ротация, наем и обучение персонала. Сокращение численности персонала и подготовка внутреннего рынка рабочей силы. |
В структуре рынка рабочей силы (РРС). Отсутствие методической базы по формированию внутреннего РРС Недостаток информации о состоянии внешнего РРС Появление дефицитных категорий персонала Возрастные «провалы» в структурах РРС по отдельным категориям работников Профессиональная Отсутствие специалистов
в области стратегического |
Не поставлены задачи по разработке и формированию внутреннего РРС Отсутствие опыта масштабного поиска и вербовки персонала; несовершенство применяемых методов маркетинга персонала. Непрестижность и отсутствие отдельных категорий работ в предшествующие 5-8 лет. Недостатки системы Новизна направления |
Формирование внутреннего РРС; внедрение функции маркетинга персонала Создание финансового
резерва для экстренного Совершенствование связей со школой, училищами, вузами в долгосрочном аспекте Переподготовка имеющегося (внутренний РРС) в соответствии с потребностями; Создание собственной образовательной базы. |
На предприятии в целом. Отсутствие системы |
Отсутствие методической базы. Недооценка возможностей стратегического управления. |
Разработка либо приобретение
пакета документации по формированию
системы стратегического Подготовка, переподготовка,
обучение административно – Формирование «стратегического образа мыслей»; формирование соответствующей корпоративной культуры. |
В России изменения, связанные
с проведением рыночных реформ, послужили
катализатором создания условий
для формирования управленческих систем
с применением элементов
На первом этапе создавались
предпосылки и оценивались 'перспективы
развития. Наряду с этим характерным
признаком этапа явилось
Это объясняется следующими
причинами: инерцией старых методов
работы; отсутствием альтернативных
технологий управления, «информационными
дырами»; дискретным характером происходящих
изменений и временным «
Второй этап в развитии
практического стратегического
управления персоналом, который также
нельзя назвать успешным, связан с
пониманием такой необходимости
и стремлением вносить
Организации выявили для себя ряд новых проблем: отсутствие специалистов нужного профиля и квалификации; появление необходимости решения вопросов, связанных с надежностью персонала; вопросы закрепленности (текучести) работников, обладающих специфическими, в том числе конфиденциальными, знаниями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные российские предприятия столкнулись с необходимостью модернизации систем управления персоналом, это касается и стратегического управления персоналом.
2. ООО «Бауцентр» как объект исследования
2.1 История и краткая
«Бауцентр» - это российская сеть гипермаркетов строительных и отделочных материалов формата DIY . Сегодня компания присутствует в трех регионах - в Калининграде, на юге России и в Сибири.