Стратегическое управление. Планирование стратегий.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:57, реферат

Описание

Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Содержание

Введение

1. Сущность и функции стратегического планирования………… 2стр.

2. Миссия и видение организации…………………………………. 4 стр.

3. Ценности и цели высшего руководства…………………………. 7 стр.

4. Оценка и анализ внешней среды………………………………… 8 стр.

5. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации……………………………………………………………10 стр.

6. Анализ стратегических альтернатив……………………………..13 стр.

7. Выбор стратегии……………………………………………………15 стр.

8. Реализация стратегии………………………………………………17 стр.

9. Управление реализацией стратегического плана………………..18 стр.

10. Оценка стратегического плана……………………………………18 стр.

Заключение………………………………………………………...20 стр.

Список используемой литературы……………………………….21 стр.

Работа состоит из  1 файл

Стратегическое управление. Планирование стратегий..docx

— 42.40 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

1.  Сущность  и функции стратегического планирования…………  2стр.

2.  Миссия  и видение организации…………………………………. 4 стр.

3.  Ценности  и цели высшего руководства…………………………. 7 стр.

4.  Оценка  и анализ внешней среды………………………………… 8 стр.

5. Управленческое  обследование внутренних сильных  и слабых сторон организации……………………………………………………………10 стр.

6.  Анализ  стратегических альтернатив……………………………..13 стр.

7.  Выбор  стратегии……………………………………………………15 стр.

8.  Реализация  стратегии………………………………………………17 стр.

9.  Управление  реализацией стратегического плана………………..18 стр.

10. Оценка  стратегического плана……………………………………18 стр.

      Заключение………………………………………………………...20 стр.

      Список используемой литературы……………………………….21 стр.

 

 

 

Введение

 

Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что же нужно делать для ее эффективного развития и функционирования.

Успех любого плана зависит от:

  • качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;
  • качества проведенного предварительного анализа деятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.
  • правильной оценки конкурентоспособности организации;
  • выбора и реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность организации.

Основное содержание внутрифирменного планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка.

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития всей организации в целом.

Планирование деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом.

Уровень и качество планирования деятельности определяются следующими важнейшими условиями:

  • компетентность руководства организации на всех уровнях
  • управления;
  • квалификация персонала, работающего в функциональных
  • подразделениях;
  • наличие достоверной информационной базы и обеспеченность необходимой техникой.

В зависимости  от содержания целей и задач и  длительности планового периода  можно выделить следующие формы  планирования:

  • стратегическое, или перспективное, планирование (прогнозирование);
  • среднесрочное планирование;
  • текущее (часто называемое тактическим, бюджетным, оперативным) планирование.

Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации на рынке и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.

Стратегическое  планирование ставит целью дать комплексное  научное обоснование проблем, с  которыми может столкнуться организация  в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития организации на плановый период.

 

 

 

Сущность и функции стратегического  планирования

 

Стратегическое  планирование – это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений, функции  организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий. Эти стратегии предназначены  помочь организациям достичь своих  целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.

Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического  планирования:

  1. распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;
  2. адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Такая деятельность может проходить по линии совершенствования производственных систем, взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.)
  3. внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);
  4. осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

Процесс стратегического планирования включает в себя 8 этапов и представляет собой замкнутый цикл.

Формулировка миссии предприятия > Постановка целей > Оценка и анализ внешней среды > Управленческое обследование предприятия > Анализ стратегических альтернатив > Выбор стратегии > Реализация стратегии > Оценка стратегии.

Стратегия – это основное направление  деятельности, она должна быть отражаться в плане, предназначенном для того, чтобы обеспечить осуществление миссии – главной цели организации – и достижение других ее целей. Стратегия воплощается в детальный комплексный план.

Практика  эффективного планирования обладает следующими особенностями:

  • за осуществление функции стратегического планирования отвечает небольшой планово-экономический отдел предприятия и связанные с ним отделы в стратегических хозяйственных подразделениях;
  • основные элементы стратегического плана формируются на совещаниях высшего руководства, проводимых ежегодно или при необходимости чаще, например, ежеквартально;
  • годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом, их совокупность образует внутрифирменный план, который является инструментом согласования стратегического и оперативного планирования.

 

 

Миссия и видение организации

 

Миссия организации – это основная общая цель организации, ясно выраженная Причина ее существования.

Значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, очень велико. Выработанные на ее основе цели являются критериями оценки всех управленческих решений. Миссия детализирует статус организации и направления для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии должна включать: задачу организации по товарам и услугам, основным рынкам и основным технологиям; характеристику внешней среды, которая определяет принципы работы организации; характеристику культуры организации, определяющую ее рабочий климат, тип людей, которых привлекает такой климат.

Выбор миссии коммерческой организации не следует путать с необходимостью работать прибыльно. Прибыль – это внутренняя проблема предприятия. Организация – открытая система, она может выжить только за счет удовлетворения потребностей вне ее самой. Руководство должно отыскать общую цель организации в окружающей среде и найти ответы на два вопроса: кто наши клиенты? какие потребности клиентов можно удовлетворить?

Прежде  чем приступить к разработке стратегии  менеджмент предприятия должен продумать  будущее данной компании, то есть сформулировать стратегическое видение – определяет будущий образ компании; это идеальное представление менеджеров об организации и бизнесе, это своеобразный маршрут движения компании в будущее, который определяет технологии, целевые аудитории, географические товарные рынки, перспективные возможности и образ компании какой она должна стать в будущем.

 

Ценности и цели высшего  руководства

 

Классики  стратегического планирования выделяют 6 ценностных ориентаций, которые накладывают  отпечаток на формулировку миссии и  целей организации.

Теоретические – руководитель предпочитает постановку целей ориентированные на долгосрочные исследования и разработки, в результате которых образуются новые знания, формируется рациональное мышление.

Экономические – предпочтительные цели: рост прибыли, повышение эффективности производства, то есть направленные на практическую полезность результатов деятельности.

Политические – предпочтительные цели: повышение общего объема капитала, общего объема продаж и количества работников, результатом достижения которых является власть, признание, уважение и т.д.

Социальные – предпочтительные цели: социальная ответственность относительно показателей прибыли, благоприятная атмосфера в организации, результатом достижения которых является отсутствие конфликтов в организации, хорошие человеческие отношения.

Эстетические – предпочтительные цели: улучшение качества, дизайна и привлекательности изделия даже с ущербом для прибыли, результатом достижения которых является гармоничное развитие личности, формирование правильной культуры и этики.

Религиозные – предпочтительные цели: установление морально-этических и нравственных норм на предприятии, результатом достижения которых является согласие в организации и мире в целом.

На основе ценностных ориентаций менеджмент предприятия  формулирует цели, направленные на достижение миссии и стратегического  видения. Чтобы внести существенный вклад в успех организации  цели должны обладать следующим характеристиками:

  • Конкретность и измеримость – выражая свои цели в конкретных и измеримых формах руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.
  • Ориентация целей во времени – здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат.
  • Достижимость – служит повышению эффективности организации; установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.
  • Непротиворечивость (взаимно поддерживающие цели), то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.

 

Оценка и анализ внешней среды

 

После того как сформулирована миссия и установлены  цели руководство организации должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования, первым шагом которого является оценка и  анализ внешней среды.

Оценка внешней среды ведется по следующим направлениям:

  1. Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии.
  2. Определить факторы, которые представляют угрозу для текущей стратегии и разработать план по нейтрализации выявленных угроз.
  3. Определить какие факторы представляют больше возможностей для достижения целей путем корректировки плана.

Таким образом, анализ внешней среды – это процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

Факторы внешней среды можно анализировать в следующие областях:

  1. Экономика. Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь решающее значение для предприятия.
  2. Политика. Необходимо следить за нормативными документами местных муниципальных, региональных властей и федеральных органов власти и управления, определяющими политику по отношению к предприятиям.
  3. Рынки. Изменчивая рыночная среда должна представлять собой область постоянного внимания аналитиков предприятий.
  4. Технологии. Экономический анализ новых технологий должен определять их наиболее перспективные виды и типы, в том числе в сфере производства, проектирования, торговли, связи и т.д.
  5. Международные экономические отношения. Угрозы и возможности могут быть результатом изменений международных отношений.
  6. Конкуренция. Анализ конкурентов должен включать: анализ будущих целей конкурентов; оценку текущей стратегии конкурентов; обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют предприятия; углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
  7. Социальное поведение и социальные ожидания. К ним относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, защите интересов потребителей.

Информация о работе Стратегическое управление. Планирование стратегий.