Стратегическое управление. Планирование стратегий.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:57, реферат

Описание

Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Содержание

Введение

1. Сущность и функции стратегического планирования………… 2стр.

2. Миссия и видение организации…………………………………. 4 стр.

3. Ценности и цели высшего руководства…………………………. 7 стр.

4. Оценка и анализ внешней среды………………………………… 8 стр.

5. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации……………………………………………………………10 стр.

6. Анализ стратегических альтернатив……………………………..13 стр.

7. Выбор стратегии……………………………………………………15 стр.

8. Реализация стратегии………………………………………………17 стр.

9. Управление реализацией стратегического плана………………..18 стр.

10. Оценка стратегического плана……………………………………18 стр.

Заключение………………………………………………………...20 стр.

Список используемой литературы……………………………….21 стр.

Работа состоит из  1 файл

Стратегическое управление. Планирование стратегий..docx

— 42.40 Кб (Скачать документ)

Таким образом, анализ внешней среды позволяет  организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она  сталкивается в этой среде. Для успешного  же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных  возможностях и недостатках организации.

 

Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации

 

Управленческое обследование – это оценка функциональных сфер деятельности предприятия и анализ, направленный на выявление ее стратегически сильных и слабых сторон. В простейшем случае в обследование рекомендуется включать пять функций – маркетинг, финансы и бухгалтерский учет, производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ организации.

Маркетинг. Необходимо выделить семь областей для анализа:

  1. Доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка в процентах к его общей емкости является существенной целью действующих предприятий. В процессе анализа необходимо установить тенденции изменения доли рынка предприятия по сравнению с конкурентами.
  2. Разнообразие и качество номенклатуры товаров и услуг. Предприятия должны активно ее расширять. Номенклатура должна быть оптимальной по прибыльности. Анализ должен дать оценку отклонений от оптимальности.
  3. Рыночная демографическая статистика. Необходимо оценить проблемы, связанные с изменениями на рынках и в интересах потребителей.
  4. Исследования и разработки. Еще одной проблемой являются исследования и разработки новых товаров и рынков. В конкурентной среде крайне необходимы исследования и разработки новых и лучших товаров и услуг.
  5. Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов. Эффективное обслуживание помогает продать больше товаров, способствует формированию лояльности клиентов. Предприятия могут устанавливать высокие цены благодаря превосходному обслуживанию.
  6. Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара. Координация и эффективность сбыта, рекламы и продвижения товара является важнейшей управленческой функцией.
  7. Прибыль. Постоянный контроль за валовым доходом и прибылью от различных товаров и услуг является важным рычагом управления при анализе функции маркетинга.

Финансы и бухгалтерский  учет. Для многих российских предприятий обследование финансов и бухгалтерского учета абсолютно необходимо, поскольку функции управления финансами на некоторых из них полностью утрачены, и руководители даже не подозревают об истинных причинах их финансовых затруднений. Детальный анализ финансового состояния поможет выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости в организации, открыть руководству области внутренних сильных и слабых сторон в долгосрочной перспективе.

Производство. Важным фактором развития предприятия является непрерывный анализ управления операциями, которые в узком смысле можно назвать производством. В ходе обследования необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Может ли предприятие производить товары или услуги с более низкими издержками по сравнению с конкурентами? Если нет, то почему?
  • Доступны ли новые материалы и комплектующие? Зависит ли предприятие от одного или ограниченного количества поставщиков? Почему?
  • Являются ли производственные мощности современными, и хорошо ли оно обслуживается?
  • Можно ли снизить материальные запасы и время реализации заказов?
  • Существует ли система управления и контроля запасов и заказов?
  • Подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса, приходится ли прибегать к использованию временных работников? Как можно исправить данную ситуацию?
  • Может ли предприятие обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать конкуренты?
  • Существует ли на предприятии эффективная и результативная система регулирования и контроля качества?

Человеческие ресурсы. Истоки большинства проблем предприятий сосредоточены в их персонале, в людях. Основные проблемы, связанные с человеческими ресурсами, можно выявить, отыскав ответы на следующие вопросы:

  • Каков характер нынешнего и будущего типа сотрудников отрасли?
  • Каков уровень компетентности и подготовки высшего руководства?
  • Имеется ли эффективная система вознаграждения?
  • Спланирован ли порядок преемственности руководящих кадров?
  • Эффективна ли подготовка, повышение квалификации руководства?
  • Имелись ли потери ведущих специалистов? Если так, то почему?
  • Когда проводился анализ системы оценки деятельности персонала?
  • Можно ли улучшить качество, работу сотрудников путем использования кружков качества или участия работников в управлении?
  • Участвует ли персонал в доходах, прибылях и собственности?
  • Насколько эффективно организован труд?

Культура и образ  организации. Эти нетрадиционные для многих отраслей факторы имеют решающее значение для успешной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе.

Атмосфера или климат в организации называются культурой организации. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и ожидания на предприятии. Руководство использует культуру для привлечения работников определенных типов и стимулирования определенных типов поведения.

Имидж, образ предприятия, как внутри, так и вне ее, относится к тому впечатлению, которое создается ею с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения в целом. Культура и образ подкрепляются или ослабляются репутацией предприятия. При анализе этого фактора необходимо установить следующее:

  • степень соответствия репутации предприятия его целям;
  • степень последовательности предприятия в своей деятельности;
  • соотношение культуры и образа предприятия с культурой и образом других предприятий отрасли;
  • степень привлекательности предприятия для хороших людей.

 

Анализ стратегических альтернатив

 

После того как руководство сопоставит внешние  угрозы и возможности с внутренними  силами и слабостями, оно может  определить стратегию, которой будет  следовать. Известно множество, более 2000 конкретных типов стратегий, реализуемых  предприятиями. Но, с экономической  точки зрения, перед руководством предприятия стоят только четыре основные стратегические альтернативы. Это ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.

Стратегия ограниченного  роста. Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Выбирают эту альтернативу потому, что это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия. Но в результате такого выбора может иметь место замаскированный инфляцией спад. Для успешно действующих предприятий стратегия ограниченного роста – это вынужденная стратегия, временная стратегия, для которой характерен рост производства и реализации, темпы которого не превышают темпов экономического роста в мировом сообществе.

Стратегия роста. Данная стратегия осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Для успешно развивающихся предприятий эта стратегия реализуется в темпах роста, превышающих темпы экономического роста мировой экономики. Стратегия роста применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями, ее могут придерживаться руководители, стремящиеся к диверсификации.

Рост  может быть внутренним или внешним. Внутренний рост может быть достигнут путем расширения ассортимента товаров. Внешний рост в смежных отраслях может происходить в форме вертикального или горизонтального роста, когда производитель приобретает оптовую фирму-поставщика или одна фирма приобретает другую фирму отрасли. Рост может приводить к возникновению конгломератов, т.е., объединению предприятий не связанных отраслей.

Стратегия сокращения. Данную стратегию часто называют стратегией последнего средства. Текущий объем производства устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Однако для многих предприятий это означает здравый путь рационализации и переориентации производства. В рамках альтернативы сокращения может быть реализовано несколько вариантов:

  1. Ликвидация. Наиболее радикальным вариантом сокращения является плановое прекращение деятельности и ликвидация всех активов.
  2. Частичная ликвидация. Часто может быть выгодным отделаться от некоторых видов деятельности, продать или ликвидировать дочерние предприятия или подразделения.
  3. Сокращение и переориентация. В кризисной отрасли может быть выгодным сократить деятельность и увеличить объем операций по остальным видам деятельности.

Стратегия сочетания. Стратегия сочетания представляет собой объединение трех вышеперечисленных стратегий, которой как правило придерживаются крупные организации, работающие в нескольких отраслях.

Рассмотрев  стратегические альтернативы, руководство  выбирает конкретную стратегию, которая  максимально повысит эффективность  предприятия. Выбор оказывает сильное  влияние на предприятие и должен быть однозначным.

 

Выбор стратегии

 

После того как руководство предприятие  проанализирует существующие альтернативы, оно выбирает конкретные стратегии. Выбор стратегии – центральный  момент стратегического планирования. Выбор стратегии означает выбор  средств, с помощью которых организация  будет решать стоящие перед ней  задачи.

Наиболее  распространенным формализованным  методом выбора стратегий является использование матрицы предложенной бостонской консультативной группой (матрица БКГ), которая предполагает анализ портфеля продукции в зависимости  от двух показателей:

  1. Темпов роста объемов продаж;
  2. Относительной доли товара по сравнению с ведущим конкурентом.

На выбор  стратегии оказывают влияние  многочисленные и разнообразные  факторы, важнейшими из которых являются:

    • вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает организация;
    • состояние внешнего окружения;
    • характер целей, которые ставит перед собой организация; ценности, которыми руководствуются при принятии решений высшие менеджеры или владельцы организации;
    • уровень риска;
    • опыт реализации прошлых стратегий;
    • фактор времени;
    • внутренняя структура организации, ее сильные и слабые стороны.

Формирование хозяйственных  альтернатив основывается на предложениях руководителей и специалистов по ассортименту товаров и услуг предприятия, они должны быть изначально ориентированы на известные стратегии.

По каждой альтернативе на основе составленных бюджетов необходимо выполнять анализ, позволяющий оценить основные показатели роста, рентабельности, платежеспособности и ликвидности активов предприятия. Окончательный выбор варианта хозяйственной  деятельности осуществляется из нескольких вариантов, среди которых наиболее важны:

  • вариант, обеспечивающий по сравнению с другими вариантами максимальный темп роста продаж при определенном уровне рентабельности продаж и активов, платежеспособности;
  • вариант, обеспечивающий по сравнению с другими вариантами максимальный объем прибыли при определенных темпах роста продаж и удовлетворительном уровне платежеспособности.

Первый  вариант можно выбрать при  наличии возможностей эффективного роста с высокими темпами, второй вариант – при необходимости  концентрации финансовых ресурсов для  исследований и разработок, которые  обеспечат высокие темпы роста  в будущем.

 

 

Реализация стратегии

 

Метод достижения стратегических целей конкретизируется в дополнительных планах и указаниях, которые обеспечивают достижение промежуточных целей и определяют процесс реализации стратегического плана. Задачей этих планов и директив является ориентация будущих решений и поведения на реализацию альтернатив, которые, по мнению руководства, являются предпочтительными для достижения общей цели.

Основными компонентами формального планирования являются тактика, политика, процедуры и правила.

Информация о работе Стратегическое управление. Планирование стратегий.