Стратегическое управление развитием региональных экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:44, реферат

Описание

В работе раскрыта сущность стратегического управления региональной экономической системой, исследованы тенденции его развития; приводятся различия стратегий развития региональных систем; предложен новый подход к определению сущности стратегического регионального управления; очерчены приоритеты развития и категории стратегического регионального управления; рассматривается концепция стратегического развития региональных систем на примере Винницкой области.

Стратегическое управление является основой стабильного развития и обеспечения устойчивости экономической системы и уже более двух десятилетий — одним из общепризнанных направлений экономической науки в промышленно развитых странах. За этот период по данной проблематике написан не один десяток монографий и учебников, издаются специализированные журналы, сформировались научные школы и направления.

Работа состоит из  1 файл

стратегич управление.docx

— 44.89 Кб (Скачать документ)

     Введение 

     Тема  контрольной работы «Стратегическое  управление развитием региональных экономических систем».

     В работе раскрыта сущность стратегического управления региональной экономической системой, исследованы тенденции его развития; приводятся различия стратегий развития региональных систем; предложен новый подход к определению сущности стратегического регионального управления; очерчены приоритеты развития и категории стратегического регионального управления; рассматривается концепция стратегического развития региональных систем на примере Винницкой области.

     Стратегическое  управление является основой стабильного  развития и обеспечения устойчивости экономической системы и уже  более двух десятилетий — одним  из общепризнанных направлений экономической  науки в промышленно развитых странах. За этот период по данной проблематике написан не один десяток монографий и учебников, издаются специализированные журналы, сформировались научные школы и направления.

     Новые экономические условия заставляют исследователей и практиков в нашей стране искать адекватные формы, методы и инструменты стратегического управления в регионе, в частности пытаться, исходя из опыта зарубежных стран, применять к региональным системам принципы и методы стратегического управления, реализованные на уровне предприятий. Мы понимаем, что прямую аналогию между региональной социально-экономической системой и хозяйственной системой, каковой является корпорация, проводить сложно, но изучение зарубежной теории и методики стратегического управления и планирования необходимо для разработки отечественной концепции стратегического управления, адаптационной методологической работы на уровне региональных исследований.

     Цель  работы состоит в разработке теории и методологии стратегического управления региональными экономическими системами в Украине, что предполагает совершенствование системы стратегического регионального управления, развития региональных систем, а именно Винницкой области.

     Основы  современной теории и методологии стратегического управления начали формироваться со второй половины XX в. Огромный вклад в этот раздел науки управления внесли Ф. Абраме, С. Аджирис, И. Ансофф, П. Друкер, Б. Карлоф, Дж. Куинн, Г. Минцберг, Т. Питерс, М. Портер, К. Прахалад, Г. Саймон, П. Сенге, А. Стрикленд, А. Томпсон, Г. Хамел, К. Хофер, А. Хеке, Э. Чандлер, Г. Штейнер, К. Эндрюс. Их работы положили начало классической теории стратегического планирования, а затем и стратегического управления. Среди родоначальников стратегического управления — не только теоретики. Отдельно следует отметить деятельность консалтингових фирм, прежде всего "Бостон Консалтинг Групп", "Мак Кинзи", "Артур Д. Литл", чьи названия стали брэндами благодаря разработанным и используемым этими фирмами новым инструментам стратегического управления и планирования.

     Попытка обобщения и осмысления проведенных  исследований в сфере стратегического  управления сделана Г. Минцбергом, Б. Альстрэндом и Д. Лэмпелом в книге "Школы стратегий". Они назвали  десять основных научных школ, которые  разделили на три группы и дали определения описанным парадигмам, а также принципиальное видение их сторонниками стратегического управления как процесса. Безусловно, возникновение и формирование школ стратегий связаны преимущественно с разными этапами развития стратегического управления. В последние годы, из-за перехода от стратегического планирования к стратегическому управлению, все большую значимость приобретают эмпирические исследования стратегических процессов на микро-, мезо- и макроуровнях.

 

     

     Стратегическое управление развитием региональных экономических систем 

     Общая тенденция в развитии стратегического  управления состоит в переходе от управленческой функции "планирование" к управленческой функции "организация". Определенный сдвиг ориентиров в  пользу организации проявляется  не только в повышении интереса к  системной теории и гибким организационным  формам, но и в структурной переориентации стратегического управления, которое  основывается преимущественно на концепции  ключевых компетенций. Последняя представляет собой коллективную конструкцию, охватывающую множество отдельных компетенций и формирующую целостную, общефирменную способность решать стратегические задачи. Сторонники данного подхода считают, что стратегическое управление полностью должно превратиться в управление ключевыми компетенциями.

     Регион  можно считать реально существующим, если он создает организационную  основу для экономики. В общем  значении можно допустить, что экономический  регионализм представляет собой  совокупность процессов воспроизводства, базирующихся на специфике территориальной  структуры экономики, культурных форм, природных и трудовых ресурсов. Становление  целостных механизмов и структур воспроизводства в процессе развития формируют регионы разного уровня сложности, которые могут локализоваться на тех или иных участках территории.

     Цели  региональной политики соотносятся  с меняющейся системой ценностей. В  связи с переходом к информационной цивилизации общество движется к  общечеловеческим ценностям. Региональная политика оптимальна только в том  случае, когда граждане имеют правовое равенство, когда их социокультурный, экономический и политический статусы  не зависят от места их проживания (в регионе, центре или провинции); равенство касается самых разнообразных сфер социального пространства.

     Расхождения систем управления на уровне фирм и  регионов обусловлены составом, структурой, количеством и характеристикой  используемых у них социальных средств, которые собственно являются объектом и предметом управленческой деятельности. Таким образом, по-разному реализуется и стратегическое управление. Для региональных систем, построенных на социальных процессах жизнедеятельности людей в рамках экосистемы, стратегическое управление является основой. Организации (фирмы) функционируют, прежде всего, в региональной системе как ее элементы, и поэтому стратегия их развития в значительной степени определена стратегией развития региона.

     Для региональных социально-экономических систем содержание стратегического управления состоит в сохранении жизни населения в рамках территориальных границ экосистемы с учетом природно-географических, климатических и исторически сформированных экономических особенностей территории. В соответствии с этим должно формироваться стратегическое управление — удовлетворять необходимые потребности человека путем обеспечения необходимых условий жизнедеятельности. В то же время стратегия организации направлена на сохранение и развитие процессов производственно-хозяйственной деятельности. В отличие от стратегического управления региональными социально-экономическими системами, решения стратегического менеджмента всегда экономически интерпретируются и должны быть экономически обоснованными.

     Таким образом, стратегическое управление, определяющее существование социально-экономических  систем в перспективе во взаимосвязи  с динамикой окружающей среды, свойственно  любой экономической системе, однако его целевая направленность, содержание, прогнозные и временные интервалы  могут существенно разниться. Кроме  того, стратегическое управление, в отличие от других типов управленческой деятельности в системе управления, обязательно учитывает связи социально организованных систем с окружающей средой и критериальную оценку стратегических управленческий решений.

     В современных условиях региональное стратегическое управление проводится в рамках нового управленческого  подхода, в котором государство  и регионы рассматриваются не как субподчиненные системы власти, а как системы с распределенными центрами управления, которые ориентируются на собственные интересы и цели. Принципиальная новизна данного подхода делает его трудным для внедрения в практику управления, особенно в регионах с сильными традициями директивно-иерархического управления. Технологии стратегического планирования в регионе относятся к новому поколению социально-гуманитарных технологий управления социальными, экономическими и культурными изменениями. Современный опыт регионального стратегического планирования в европейских странах, США, Канаде и ряде развивающихся стран показывает высокий уровень эффективности такого планирования.

     В условиях глобализации социально-экономических  процессов региональное стратегическое управление необходимо совершенствовать по следующим приоритетным направлениям.

     1. Отход от иерархических и многоступенчатых  структур управления и акцентирование  внимания на моделях "матричного" и "сетевого" типов, что позволяет  перейти от чисто технократического  подхода к решению социально-экономических  проблем.

     2. Уменьшение количества властных  институтов и подразделений, действующих  на постоянной и жестко регламентированной  основе. Развитие временных проектных  организаций и творческих коллективов,  действующих с единой целью  и поставленными задачами.

     3. Развитие форм перекрестного  финансирования и объединение  проектов и программ, что позволяет  согласовывать прибыльные и убыточные  проекты, снижать расходы.

     4. Внедрение таких методов управления, как делегирование полномочий, разделение  рисков между отдельными подразделениями  организации, стимулирование и  поощрение способностей и возможностей  работников.

     5. Учет и разграничение интересов  всех заинтересованных сторон  и участников конкретного проекта  с помощью коллективного принятия  решений, повышение объективности  таких решений с использованием  экспертных методов и метода  обратной связи при их реализации.

     Современной теорией и практикой выработан  ряд общих положений методологии  стратегического управления региональной системой, которые позволили сформулировать понятие, сущность и принципы регионального  стратегического управления.

     Региональная  стратегия — это управление политическим, социальным и перспективным экономическим  развитием региона, осуществляемым органами его законодательной и  исполнительной власти. Региональная стратегия отличается, во-первых, от территориальной стратегии, реализующей политику государства и межгосударственных структур в отношении крупных экономико-географических районов, не имеющих собственного юридического статуса, и, во-вторых, от районной и муниципальной стратегий.

     Региональное  стратегическое управление предполагает экономические, политические, социальные отношения исполнительной власти региона  с центральными органами государственной  власти; с местными представительствами  центральных органов; с органами власти других государств; с органами местного самоуправления; с юридическими лицами разного организационно-правового  статуса и их ассоциаций; с населением, политическими партиями и общественными  движениями.

     Региональное  стратегическое управление, на мой взгляд, направлено на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включает диагностический анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии. Оно рассматривается как динамичная совокупность взаимозависимых управленческих процессов, а именно:

     — анализа внешней и внутренней среды региона;

     — установления системной функции (миссии) региона и целей стратегии  развития;

     — выбора стратегии функционирования и развития;

     — реализации стратегии развития региона;

     — оценки и контроля за реализацией  стратегии развития.

     Конечная  цель реализации стратегии управления - определение возможностей развития региона в условиях изменения  свойств, характеристик, параметров внешней  и внутренней среды региона, формирование новых рыночных отношений, выявление, с помощью каких ресурсных, технологических, законодательных и других мер эти возможности и потенциал могут быть реализованы.

     С позиций системного подхода региональное стратегическое управление как целенаправленная деятельность местных органов государственной  власти включает следующие виды стратегий:

     — политическую, ориентированную на укрепление регионализма, согласование и взаимодействие всех уровней власти (региональной, муниципальной), предупреждение и решение  этнических, конфессионных, классовых и других социальных конфликтов;

     — социально-экономическую, направленную на увеличение валового регионального  продукта, устойчивое развитие экономического потенциала региона, обеспечение его  безопасности и сбалансированности рынка труда, сглаживание отличий  в уровнях и качестве жизни  между разными регионами и  группами населения, создание условий  для эффективного труда и развития личности во всех социальных группах;

     - демографическую, связанную с рационализацией естественного прироста населения и его миграцией как на межрегиональном, так и на внутрирегиональном уровнях;

     — научно-техническую и образовательную, направленную на формирование и развитие региональных центров создания и  широкого внедрения критически важных технологий;

Информация о работе Стратегическое управление развитием региональных экономических систем