Стратегическое управление развитием региональных экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:44, реферат

Описание

В работе раскрыта сущность стратегического управления региональной экономической системой, исследованы тенденции его развития; приводятся различия стратегий развития региональных систем; предложен новый подход к определению сущности стратегического регионального управления; очерчены приоритеты развития и категории стратегического регионального управления; рассматривается концепция стратегического развития региональных систем на примере Винницкой области.

Стратегическое управление является основой стабильного развития и обеспечения устойчивости экономической системы и уже более двух десятилетий — одним из общепризнанных направлений экономической науки в промышленно развитых странах. За этот период по данной проблематике написан не один десяток монографий и учебников, издаются специализированные журналы, сформировались научные школы и направления.

Работа состоит из  1 файл

стратегич управление.docx

— 44.89 Кб (Скачать документ)

     — экологическую, цель которой — рациональное использование природных ресурсов при уменьшении выбросов в окружающую среду, безопасной утилизации отходов, сохранении естественного кругооборота веществ и регенерационных механизмов природы;

     — земельную, направленную на рациональное использование ограниченного земельного фонда на основе оптимального размещения производств, коммуникаций, мест расселения;

     — конкурентную, направленную на развитие конкурентных преимуществ региона, которые обеспечат дополнительный приток на данную территорию высококвалифицированных работников и капиталов, которые будут способствовать ее развитию.

     Система стратегического управления функционированием  и развитием региональной социально-экономической  системы должна отвечать специфике  региона, учитывать его особенности  и функциональную склонность при  определении общей модели развития, приоритетных направлений, целей и  задач развития.

     Сущность  и содержание регионального стратегического  управления наиболее полно раскрываются через совокупность основных понятий  стратегического управления, классификация  которых приведена на рисунке.

     1. Разделы стратегического управления включают главные теоретические составляющие: основы стратегического управления, стратегическое планирование, управление и контроль за реализацией стратегии. Каждый раздел содержит параграфы (подразделы), состав которых еще нельзя полностью признать в теории управления.

     2. Методология исследования — совокупность  общих и специальных методов  исследования, применяемых в стратегическом  управлении: системный анализ, STEP- и SWOT-анализы, целевое управление и др.

     3. Этапы стратегического управления  — сложные элементы процессов  исследования, разработки и реализации стратегии, которые включают диагностический анализ, формирование разделов стратегического плана по подсистемам и управление изменениями в регионе.

     4. Подсистемы региона — наиболее  важные структурные элементы, взаимодействующие  между собой.

     5. Стадии жизненного цикла региона  отражают основные этапы развития  организации: зарождение, рост, зрелость  и трансформацию. Их выделение  нельзя путать со стадиями  жизненного цикла продукции и услуг.

     6. Стратегии регионального развития  — виды обобщающих моделей  регионального развития.

     7. Стратегии развития региона представлены  в трех вариантах — пессимистический, реалистический и оптимистический.

     Особенность предложенной системы регионального  стратегического управления состоит  во внедрении элементов конвергенции в системе "государство — регион", которые используются при описании интегрирующих процессов. В основе регионального интеграционного  развития лежат общие тенденции  и императивы научно-технического и социально-экономического прогресса. Они обусловливают сближение, то есть конвергенцию, региональных экономик, их особенностей (см. рис. 1).

     Большое значение в стратегическом управлении имеют пять составляющих:

     — выявление проблем управления;

     — формулирование целей управления;

     — выбор базовых стратегий;

     — реализация стратегий;

     — управление изменениями.

     1. Выявление проблемы управления  позволяет установить долгосрочные  направления развития и цель  региона занять определенные  позиции на национальном рынке.

     2. Формулирование целей управления  состоит в определении направлений  развития региона. Идеален тот  случай, когда поставленные руководством  задачи включают достижение долгосрочных  целей. Такие цели показывают  руководству что необходимо делать, чтобы регион занял такое положение,  которое позволило бы ему хорошо  работать в течение длительного  времени. Краткосрочные цели связаны  с результатами, которые руководство  хочет получить в ближайшее  время.

     3. Выбор базовых стратегий предусматривает  решение главной управленческой  проблемы: как достичь необходимых  результатов с учетом состояния  региона и его перспектив. Стратегия  — это образ действий, которые  должны выполнять руководители  для достижения генеральных целей.  Разработка стратегии начинается с анализа внутреннего и внешнего состояния региона. Неправильные результаты анализа или их отсутствие значительно повышают риск того, что начнутся непродуманные действия, которые будут иметь долговременные последствия.

     4. Реализация стратегии состоит в том, чтобы запустить ее и получить необходимые результаты в запланированное время. Реализация стратегии — это в основном практическая административная задача, включающая в себя следующие аспекты:

     — совершенствование структуры управления регионом, способным успешно использовать стратегию;

     — разработку финансового плана, направляющего ресурсы в самые важные для стратегического успеха отрасли;

     — проведение поддерживающей стратегической политики и введение практики постоянного  совершенствования;

     — создание соответствующей мотивации  для граждан региона, которая  стимулировала бы достижение поставленных целей;

     — согласование системы вознаграждения с результатами достижения поставленных целей;

     — создание такой культуры управления и делового климата, которые способствовали бы успешной реализации стратегии;

     — формирование такой внутренней системы  поддержки, которая позволяла бы персоналу отраслей экономики эффективно выполнять свою стратегическую функцию;

     — введение системы внутреннего лидерства, необходимой для управления продвижением стратегии вперед и постоянного  улучшения ее реализации.

     5. Управление изменениями обусловлено  появлением новых обстоятельств  и необходимостью проведения  корректирующих действий. Могут  понадобиться изменения долгосрочных направлений развития, сужение или расширение управленческого видения будущего курса отраслей экономики и сфер деятельности. Критерии могут быть завышены или занижены в зависимости от накопленного опыта и будущих перспектив. Стратегия может трансформироваться в результате корректирования долгосрочных направлений развития, установления новых целей или изменения условий внешней среды.

     Среди стратегических операционных целей  и первоочередных задач, на выполнении которых сосредоточились как  представители власти, бизнеса, так  и отдельные общины области, отметим  развитие кластеров — специфических  объединений, деятельность которых  должна предоставить новые возможности  для экономики. Кластеры являются одной  из распространенных в мире моделей  успешного развития экономики страны на уровне регионов. В Украине также  обратили внимание на такую модель сотрудничества. В экономических источниках можно встретить несколько определений понятия "кластер". В контексте нашей областной стратегии можно сказать, что кластер — это объединение предприятий и других субъектов хозяйствования, которые размещены в одном регионе, технологически связаны друг с другом или взаимозависимы на определенном рынке, а также имеют цель — совместное производство и реализацию инновационной продукции.

     Поиск путей успешной реализации стратегии  — также непрерывный процесс. Одни стратегические задачи решаются легко, а другие — никак не могут  осуществиться. Реализация стратегии  возможна при совместном влиянии  всей совокупности управленческих решений  и поэтапных действий, выполняемых  разными целевыми группами и отдельными лицами. Пересмотр финансовых планов, изменение политики, реорганизация, кадровые изменения, совершенствование  учебного процесса, культурные мероприятия  — все эти и другие действия являются типичными управленческими  инструментами, используемыми для реализации стратегии развития региона.

     На  региональном уровне точкой отсчета  для реализации стратегического  управления служит концепция социально-экономического развития, выполняющая следующие функции: формирования определенной системы ценностей, определения стратегических целей и приоритетов развития, консолидации общества и мобилизации ресурсного потенциала для реализации поставленных целей, расчета средств для их реализации. Концепция основывается на идее развития, которая опирается на рад организационно-управленческих принципов:

     — принцип стратегического управления, основанный на программно-целевом подходе;

     — принцип системности управления и комплексности социально-экономического развития региона;

     — принцип мобилизации ресурсов, связанный  с рыночным механизмом стимулирования хозяйственной деятельности;

     — принцип согласованности интересов  органов государственной власти, бизнеса и общественных институтов в долгосрочном аспекте;

     — принцип легитимности — принятие основной массой населения стратегии  регионального развития, представленной в концепции.

     В концепции формулируются основная идея и единая стратегия развития с учетом разных интересов и позиций. Система ценностей концепции  основана на рассмотрении индивида как  полноправного субъекта общественных отношений, обусловленных культурным климатом, общественно-политической, экологической  и экономической обстановкой  в регионе. Эти факторы определяют пределы жизнеспособности системы  ценностей концепции. Именно такие принципы могут быть применены при разработке системы стратегического управления на региональном уровне. В украинских условиях они могут выступать точкой отсчета в выборе стратегии социально-экономического развития регионов.

     Приведем  пример реализации стратегии регионального  управления с использованием оценивания социально-экономической ситуации в Винницкой области, которое  выполнено в соответствии с принципами SWOT-анализа (в SWOT-анализ Винницкой области включены только базовые элементы экономического комплекса области, поэтому он подлежит ежегодному уточнению и детализации) (см. табл. 1).

     стратегический  управление регион социальный

     Таблица 1. SWOT-анализ социально-экономической ситуации в Винницкой области

Факторы Сильные

стороны

Слабые 

стороны

Благоприятные

возможности

Потенциальные угрозы
1. Демографи-

ческие  и соци-

альные  черты

Высокая толе- Сложная демо- Развитие граж- Усиление де-
рантность насе- графическая си- данского обще- мографическо-
ления к ново- туация, прогноз ства; го кризиса;
  введениям; от- уменьшения развитие ку- появление но-
  носительная по- имеющегося рортного бизне- вых центров
  литическая  ста- населения; са на основе концентрации
  бильность большая доля принятия закона использования
    населения пен- о признании  ку- рабочей силы;
    сионного воз- рорта Хмельни- несоответствие
    раста; ка курортом го- подготовки
    высокий уро- сударственного специалистов
    вень безработи- значения потребностям
    цы в сельской   экономики;
    местности;   сохранение
    низкий уровень   диспропорций
    правовой защи-   в развитии
    щенности насе-   районов
    ления    
2. Промышлен-

ный потенциал

Высокая кон- Преобладание Увеличение  ко- Отсутствие
центрация предприятий с личества пред- стратегическо-
  предприятий технологиями приятий с высо- го планирова-
  пищевой про- 2-го и 3-го  по- котехнологич- ния на уровне
  мышленности; колений; ными производ- области;
  достаточно  раз- высокая изно- ствами; нестабильность
  витые транс- шенность ос- рост объемов законодатель-
  портная инфра- новных фондов; ПИИ; ства об инве-
  структура и несбалансиро- снижение уров- стициях;
  предпринима- ванная структу- ня безработицы; рост теневого
  тельская сеть; ра промышлен- предоставление сектора эконо-
  существует  из- ного комплекса государствен- мики;
  лишек энерго- области; ной помощи для отсутствие
  генерирующих высокие техно- диверсифика- стратегических
  мощностей; логические  по- ции избыточных решений по
  есть разведан- тери энергети- мощностей са- Ладыжинской
  ные промыш- ки; харной и  спир- тэс
  ленно пригод- низкий уровень товой отраслей;  
  ные затежи по- подготовки создание госу-  
  лезных иско- бизнес- дарственной  
  паемых; проектов; системы науч-  
  научный потен- отсутствие  сети но-технической  
  циал высшей поддержки ин- информации;  
  школы готов  к новаций в про- формирование  
  участию в ин- мышленности международных  
  новационной   транспортных  
  деятельности   коридоров на территории обл.  

Информация о работе Стратегическое управление развитием региональных экономических систем