Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:44, реферат
В работе раскрыта сущность стратегического управления региональной экономической системой, исследованы тенденции его развития; приводятся различия стратегий развития региональных систем; предложен новый подход к определению сущности стратегического регионального управления; очерчены приоритеты развития и категории стратегического регионального управления; рассматривается концепция стратегического развития региональных систем на примере Винницкой области.
Стратегическое управление является основой стабильного развития и обеспечения устойчивости экономической системы и уже более двух десятилетий — одним из общепризнанных направлений экономической науки в промышленно развитых странах. За этот период по данной проблематике написан не один десяток монографий и учебников, издаются специализированные журналы, сформировались научные школы и направления.
—
экологическую, цель которой — рациональное
использование природных
— земельную, направленную на рациональное использование ограниченного земельного фонда на основе оптимального размещения производств, коммуникаций, мест расселения;
—
конкурентную, направленную на развитие
конкурентных преимуществ региона,
которые обеспечат
Система стратегического управления функционированием и развитием региональной социально-экономической системы должна отвечать специфике региона, учитывать его особенности и функциональную склонность при определении общей модели развития, приоритетных направлений, целей и задач развития.
Сущность и содержание регионального стратегического управления наиболее полно раскрываются через совокупность основных понятий стратегического управления, классификация которых приведена на рисунке.
1. Разделы стратегического управления включают главные теоретические составляющие: основы стратегического управления, стратегическое планирование, управление и контроль за реализацией стратегии. Каждый раздел содержит параграфы (подразделы), состав которых еще нельзя полностью признать в теории управления.
2.
Методология исследования —
3.
Этапы стратегического
4. Подсистемы региона — наиболее важные структурные элементы, взаимодействующие между собой.
5.
Стадии жизненного цикла
6.
Стратегии регионального
7.
Стратегии развития региона
Особенность
предложенной системы регионального
стратегического управления состоит
во внедрении элементов
Большое значение в стратегическом управлении имеют пять составляющих:
— выявление проблем управления;
— формулирование целей управления;
— выбор базовых стратегий;
— реализация стратегий;
— управление изменениями.
1.
Выявление проблемы управления
позволяет установить
2.
Формулирование целей
3.
Выбор базовых стратегий
4. Реализация стратегии состоит в том, чтобы запустить ее и получить необходимые результаты в запланированное время. Реализация стратегии — это в основном практическая административная задача, включающая в себя следующие аспекты:
—
совершенствование структуры
— разработку финансового плана, направляющего ресурсы в самые важные для стратегического успеха отрасли;
— проведение поддерживающей стратегической политики и введение практики постоянного совершенствования;
— создание соответствующей мотивации для граждан региона, которая стимулировала бы достижение поставленных целей;
— согласование системы вознаграждения с результатами достижения поставленных целей;
— создание такой культуры управления и делового климата, которые способствовали бы успешной реализации стратегии;
— формирование такой внутренней системы поддержки, которая позволяла бы персоналу отраслей экономики эффективно выполнять свою стратегическую функцию;
— введение системы внутреннего лидерства, необходимой для управления продвижением стратегии вперед и постоянного улучшения ее реализации.
5.
Управление изменениями
Среди стратегических операционных целей и первоочередных задач, на выполнении которых сосредоточились как представители власти, бизнеса, так и отдельные общины области, отметим развитие кластеров — специфических объединений, деятельность которых должна предоставить новые возможности для экономики. Кластеры являются одной из распространенных в мире моделей успешного развития экономики страны на уровне регионов. В Украине также обратили внимание на такую модель сотрудничества. В экономических источниках можно встретить несколько определений понятия "кластер". В контексте нашей областной стратегии можно сказать, что кластер — это объединение предприятий и других субъектов хозяйствования, которые размещены в одном регионе, технологически связаны друг с другом или взаимозависимы на определенном рынке, а также имеют цель — совместное производство и реализацию инновационной продукции.
Поиск путей успешной реализации стратегии — также непрерывный процесс. Одни стратегические задачи решаются легко, а другие — никак не могут осуществиться. Реализация стратегии возможна при совместном влиянии всей совокупности управленческих решений и поэтапных действий, выполняемых разными целевыми группами и отдельными лицами. Пересмотр финансовых планов, изменение политики, реорганизация, кадровые изменения, совершенствование учебного процесса, культурные мероприятия — все эти и другие действия являются типичными управленческими инструментами, используемыми для реализации стратегии развития региона.
На
региональном уровне точкой отсчета
для реализации стратегического
управления служит концепция социально-
—
принцип стратегического
—
принцип системности управления
и комплексности социально-
— принцип мобилизации ресурсов, связанный с рыночным механизмом стимулирования хозяйственной деятельности;
—
принцип согласованности
— принцип легитимности — принятие основной массой населения стратегии регионального развития, представленной в концепции.
В
концепции формулируются
Приведем
пример реализации стратегии регионального
управления с использованием оценивания
социально-экономической
стратегический управление регион социальный
Таблица 1. SWOT-анализ социально-экономической ситуации в Винницкой области
Факторы | Сильные
стороны |
Слабые
стороны |
Благоприятные
возможности |
Потенциальные угрозы |
1.
Демографи-
ческие и соци- альные черты |
Высокая толе- | Сложная демо- | Развитие граж- | Усиление де- |
рантность насе- | графическая си- | данского обще- | мографическо- | |
ления к ново- | туация, прогноз | ства; | го кризиса; | |
введениям; от- | уменьшения | развитие ку- | появление но- | |
носительная по- | имеющегося | рортного бизне- | вых центров | |
литическая ста- | населения; | са на основе | концентрации | |
бильность | большая доля | принятия закона | использования | |
населения пен- | о признании ку- | рабочей силы; | ||
сионного воз- | рорта Хмельни- | несоответствие | ||
раста; | ка курортом го- | подготовки | ||
высокий уро- | сударственного | специалистов | ||
вень безработи- | значения | потребностям | ||
цы в сельской | экономики; | |||
местности; | сохранение | |||
низкий уровень | диспропорций | |||
правовой защи- | в развитии | |||
щенности насе- | районов | |||
ления | ||||
2.
Промышлен-
ный потенциал |
Высокая кон- | Преобладание | Увеличение ко- | Отсутствие |
центрация | предприятий с | личества пред- | стратегическо- | |
предприятий | технологиями | приятий с высо- | го планирова- | |
пищевой про- | 2-го и 3-го по- | котехнологич- | ния на уровне | |
мышленности; | колений; | ными производ- | области; | |
достаточно раз- | высокая изно- | ствами; | нестабильность | |
витые транс- | шенность ос- | рост объемов | законодатель- | |
портная инфра- | новных фондов; | ПИИ; | ства об инве- | |
структура и | несбалансиро- | снижение уров- | стициях; | |
предпринима- | ванная структу- | ня безработицы; | рост теневого | |
тельская сеть; | ра промышлен- | предоставление | сектора эконо- | |
существует из- | ного комплекса | государствен- | мики; | |
лишек энерго- | области; | ной помощи для | отсутствие | |
генерирующих | высокие техно- | диверсифика- | стратегических | |
мощностей; | логические по- | ции избыточных | решений по | |
есть разведан- | тери энергети- | мощностей са- | Ладыжинской | |
ные промыш- | ки; | харной и спир- | тэс | |
ленно пригод- | низкий уровень | товой отраслей; | ||
ные затежи по- | подготовки | создание госу- | ||
лезных иско- | бизнес- | дарственной | ||
паемых; | проектов; | системы науч- | ||
научный потен- | отсутствие сети | но-технической | ||
циал высшей | поддержки ин- | информации; | ||
школы готов к | новаций в про- | формирование | ||
участию в ин- | мышленности | международных | ||
новационной | транспортных | |||
деятельности | коридоров на территории обл. |
Информация о работе Стратегическое управление развитием региональных экономических систем