Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:43, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы рассмотрение стратегию антикризисного менеджмента.
Задачами являются рассмотреть, изучить: причины кризисной ситуации и разработать антикризисную стратегию организации и её реализацию в условиях кризиса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….……………………………..5
1.1.Причины кризисной ситуации………………...……………………………..5
1.2. Разработка антикризисной стратегии организации……………………….7
1.3.Реализация выбранной антикризисной стратегии …………………….....17
1.4. Организация осуществления антикризисной стратегии ………………...21
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТия... …………………………………………………………….……………………...23
2.1. Подход к стратегии развития предприятия………………………….……23
2.2. Oсновныe методы и подходы, используемые при разработке стратегии развития предприятия…………………………………………………………..24
2.3.Формулирование стратегий и выбор альтернатив………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………37
2. Сила и слабость, возможности и угрозы для предприятия.
Самый
удобный и опробированный способ
оценки стратегического положения
компании — SWOT-анализ. Сила — это
то, в чем предприятие преуспело.
Она может заключаться в
Слабость
— это отсутствие чего-то важного
в функционировании компании, того,
что ей не удается в сравнении
с другими. Когда сильные и
слабые стороны выявлены, оба списка
тщательно изучаются и
3. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия.
Должно
быть известно, как цены и затраты
предприятия соотносятся с
4. Оценка прочности конкурентной позиции предприятия.
Оценка
конкурентоспособности
5. Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии.
Менеджеры изучают все результаты по состоянию предприятия на момент кризиса и определяют, на чем надо сосредоточить внимание. Без четкой формулировки проблем, вызвавших кризис на предприятии, без их осознания нельзя приступить к разработке антикризисных мероприятий предприятия. Либо в стратегию вносятся небольшие изменения, либо стратегия полностью пересматривается и разрабатывается новая.
Пересмотр миссии и системы целей предприятия. Следующим, не менее важным этапом стратегического антикризисного планирования является корректировка миссии предприятия и системы целей.
Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации
1.Стратегические показатели деятельности предприятия
а) доля на рынке
б) объем продаж уменьшается увеличивается
в) размер прибыли
г) доходность акций
д) другое
2.Внутренние сильные и слабые стороны, внешние угрозы и возможности
3.Конкурентные переменные
а) качество характеристики товара
б) репутация, имидж
в) производственные возможности
г) технологические навыки
д) сбытовая сеть
е) маркетинг
ж) финансовое положение
з) издержки по сравнению с конкурентами
и) другое
4.Выводы о положении предприятия по сравнению с конкурентами
5.Главные стратегические проблемы, которые должны быть решены предприятием
Менеджер, координирующий политику предприятия, оказавшегося в кризисной ситуации, должен сконцентрировать всю информацию, полученную во время проведения стратегического анализа. Он должен задуматься, сможет ли предприятие в рамках своей прежней миссии выйти из кризиса и достичь конкурентных преимуществ. При необходимости надо скорректировать миссию. Умело сформулированная миссия, которая доступна для понимания и в которую верят, может быть весомым стимулом для изменений в стратегии. Она может включать следующее:
Четко
сформулированная миссия вдохновляет
и побуждает к действию, дает возможность
сотрудникам предприятия
Затем идет процесс корректировки системы целей (желаемых результатов, которые способствуют выходу из экономического кризиса). Менеджер сравнивает желаемые результаты и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых результатов, и вносит изменения в систему целей.
Каждое предприятие имеет определенную систему целей. Они возникают как отражение целей различных групп:
Если миссия — это видение того, каким должно быть предприятие в будущем, то система целей (долгосрочные и краткосрочные цели) — желаемые результаты, соответствующие пониманию цели.
Цели
являются исходным пунктом систем стратегического
планирования, мотивации и контроля,
используемых на предприятии. Цели лежат
в основе организационных отношений
и оценки результатов труда отдельных
работников, подразделений и организации
в целом. В любой организации
имеется несколько уровней
Краткосрочные
цели определяют скорость развития компании,
уровень показателей
Очень
часто на российских предприятиях менеджеры
сосредоточивают свое внимание на краткосрочных
финансовых целях, пренебрегая долгосрочными.
Весьма показательным примером, демонстрирующим
недостаточность чисто
В начале 1995 г. на фирму стали воздействовать три внешних фактора, требовавших адекватной реакции: во-первых, смещение рыночного спроса в сторону менее прочной, но более дешевой и броской по дизайну мебели; во-вторых, рост курса немецкой марки относительно американского доллара, что вызвало повышение продажных цен относительно конкурентов, поставляющих аналогичный товар из других стран; в-третьих, моральное устаревание моделей корпусной мебели «Тренд», составляющей основу ассортимента. В совокупности с другими причинами воздействие указанных факторов привело к трудностям со сбытом, затовариванию, быстрому росту задолженности и затруднениям в расчетах с кредиторами.
Для выхода из кризиса внутренние консультанты предложили фирме (наряду с мерами жесткой экономии и повышением финансовых требований к клиентам) включить в ассортимент дешевую модель корпусной мебели от нового поставщика и тем самым дифференцировать его в соответствии с изменением спроса. Но, находясь в условиях крайне жестких финансовых ограничений, руководство фирмы предпочло чисто финансовые методы реагирования.
Пытаясь
сохранить
Последней попыткой преодоления кризиса стало введение в ассортимент новой мебели «Модель 17» и дешевых кресел и стульев. Однако «Модель 17» оказалась дороже «Тренда» и по дизайну не соответствовала вкусам устоявшейся клиентуры, а дешевые офисные стулья и кресла по объемам сбыта не могли компенсировать утрату доминирующего продукта. Кроме того, недостатки организации управления помешали выполнению всех необходимых мероприятий для продвижения нового продукта на рынок. В итоге в начале 1996 г. фирма была ликвидирована.
Процесс
стратегического планирования заканчивается
формулированием методами стратегического
анализа и планирования стратегических
альтернатив выхода предприятия из экономического
кризиса и осуществлением выбора стратегии.
Начинается процесс определения тактики
реализации выбранной стратегии (оперативное
планирование). Следующие этапы связаны
с реализацией антикризисной стратегии,
оценкой и контролем результатов.
1.3.
Реализация выбранной
антикризисной стратегии
Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из экономического кризиса могут быть следующими: сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, выявление и использование внутренних резервов, модернизация, привлечение специалистов, получение кредитов, укрепление дисциплины и т.д.
Стратегическое и оперативное планирование взаимосвязаны, и заниматься одним в отрыве от другого невозможно. Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранной стратегии. Если оперативные мероприятия по выходу из экономического кризиса осуществляются в отрыве от стратегических целей, это может привести к кратковременному улучшению финансового положения, но не позволит устранить глубинные причины кризисных явлений.