Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 07:25, контрольная работа
Малый бизнес – явление региональное и в большей степени - муниципальное, как отмечают исследователи, его положение и успешность в развитии зависит от того, какие условия будут созданы на всех уровнях, но в большей мере, как они будут трансформированы на муниципальный уровень. Изучение программ поддержки малого бизнеса, разработанных на региональном уровне, также наблюдения за деятельностью инфрастуктур поддержки малого бизнеса говорит о недостаточности условий или их непоследовательном использовании в целях развития малого бизнеса, что указывает на актуальность выбранной темы.
Введение 3
1. Развитие малого бизнеса в муниципальном образовании 5
2. Взаимодействие властных и предпринимательских структур 10
Заключение 15
Список литературы 17
5
Стратегия, гаранты и механизмы развития малого бизнеса в муниципальном образовании. Взаимодействие властных и предпринимательских структур
Оглавление
Введение
1. Развитие малого бизнеса в муниципальном образовании
2. Взаимодействие властных и предпринимательских структур
Заключение
Список литературы
Малой экономике отведена стратегическая роль в общем развитии страны, в преодолении возникшего социально-экономического кризиса, на что указывает его творческая природа, высокая способность к самовыживанию и самовоспроизводству, подтвержденная опытом развития на различных исторических этапах в России и международной практике. Однако миссия, отведенная ему в реформенных планах, не подтверждается на современном этапе. Россия существенно уступает странам с развитой экономикой по общей численности малых предприятий.
После стремительного роста малого бизнеса в 90-е годы, когда предпринимательство носило массовый характер, его развитие на современном этапе фактически затормозилось по всем отраслям.
Таким образом, неоправданно низкие темпы развития малого предпринимательства препятствует достижению главных и социальных, и экономических целей, которые традиционно, по данным мировой практики, обеспечиваются системой эффективной действующих малых и средних предприятий. Эти задачи невозможно решать в условиях, которые не выглядят благоприятными в российском государстве для развития малого бизнеса, о чем свидетельствуют высочайший риск деятельности, низкая окупаемость затрат малых предприятий; современная организация среды, которая не придает уверенности в действиях, планировании завтрашнего дня; противоречивая правовая база, которая под «флагом» поддержки малых предприятий, облегчения налоговой нагрузки «проводит» политику «фискального» подавления малых предприятий; недоступность для большинства малых предприятий финансово-кредитных и имущественных ресурсов; отсутствие стартовых условий и поддержки на данной стадии начинающего малого бизнеса, что разрушает механизм его воспроизводства в обществе и т.д.
Эти препятствия говорят о недостаточности государственной политики в отношении организации поддержки малого бизнеса. И если обстоятельства не изменяться, то в ближайшие 2-3 года, по прогнозам аналитиков (Ресурсный центр малого предпринимательства), число малых предприятий уменьшится на 2% и к концу 2006 года не превысит 876 тыс., а также значительно уменьшатся темпы прироста численности занятых в сфере МП и т.д. Таким образом, малый бизнес под угрозой нового кризиса.
Малый бизнес – явление региональное и в большей степени - муниципальное, как отмечают исследователи, его положение и успешность в развитии зависит от того, какие условия будут созданы на всех уровнях, но в большей мере, как они будут трансформированы на муниципальный уровень. Изучение программ поддержки малого бизнеса, разработанных на региональном уровне, также наблюдения за деятельностью инфрастуктур поддержки малого бизнеса говорит о недостаточности условий или их непоследовательном использовании в целях развития малого бизнеса, что указывает на актуальность выбранной темы.
1. Развитие малого бизнеса в муниципальном образовании
Для муниципального управления малый бизнес участвует в решении социальных проблем: создает рабочие места, обеспечивает социальную защиту работающих; в силу гибкости к изменению внешней среды смягчает последствия кризисов; выполняет социальный муниципальный заказ, являясь основным плательщиком местных налогов, сборов и штрафов; пополняет местный бюджет. Поэтому местная администрация заинтересована в росте продуктового ряда, объемов выпуска, расширении территориального охвата, укреплении финансового положения уже существующих предприятий, в появлении или привлечении новых. Становление и развитие предпринимательства сопряжено с рядом трудностей, в частности ограничено ресурсами, зависимостью от рыночных условий и целей крупных предприятий, слабыми кредитными возможностями, недостатком маркетинговой информации. Существует также множество внутренних проблем, связанных с эффективностью менеджмента. Для создания малого предприятия необходимо наличие оригинальной идеи, перспектив сбыта, профессиональной команды, возможности получения начальных инвестиций, помещения, технологий, оборудования, доступа к информации и прочее.
С точки зрения муниципального менеджмента, малый бизнес выполняет функции [3, с. 103]:
производителя (в т.ч. выпуск продукции по прямому «муниципальному» заказу);
источника финансирования муниципальных программ (являясь, налогоплательщиком, плательщиком сборов и штрафов);
инвестора (участие в реализации инвестиционных проектов, создание организационных форм собственности, проведение благотворительных акций);
работодателя (создание рабочих мест, в т.ч. для инвалидов через квотирование рабочих мест);
участника решения социально-бытовых проблем населения (выплата зарплаты, содержание собственной социальной инфраструктуры и другие);
истребителя ресурсов (использование природных, материальных, энергетических, трудовых и иных ресурсов территории);
может быть источником экологического, финансового, социального или иного ущерба для территории.
Можно выделить две группы актуальных проблем развития малого бизнеса в РФ:
внешние проблемы:
1) высокий уровень налогообложения;
2) противоречия и пробелы в правовом поле, в т.ч. беззащитность интеллектуальной собственности;
3) административные барьеры (оформление предприятия, аренды помещения, земельного участка, деятельность контролирующих органов);
4) искаженная структура цены, обусловленная высокими тарифами на энергоресурсы;
5) внешние факторы микро- и макроуровня, которые поддаются слабому влиянию со стороны местной администрации, за исключением может быть стимулирования платежеспособного спроса через создание новых рабочих мест, оказания связанной социальной помощи малоимущим слоям населения и других мер;
внутренние проблемы:
1) недостаток квалифицированных кадров, прежде всего управленческих;
2) слабость регулярного менеджмента;
3) непродуктивная инвестиционная среда (недостаток доступных инвестиционных ресурсов);
4) маркетинговые проблемы (например, по утверждению экспертов, 90% российских предприятий могут повысить эффективность как минимум на треть, изменив свою ценовую политику) [3, с. 83].
Для конкретной территории проблемы развития малого бизнеса требуют детализации с учетом местных условий.
Приоритеты выбора поддерживаемых предприятий и проектов определяются выработанной стратегией развития муниципального образования, имеющимися ресурсами и полномочиями, социально-экономической эффективностью направлений поддержки. Текущее состояние экономики муниципального образования является дополнительным критерием направления поддержки:
удержание и расширение существующих предприятий через:
1) уменьшение действия факторов, мешающих расширению этих фирм;
2) стимулирование спроса на их продукцию;
оказание помощи новым фирмам и разработка программ развития для предпринимателей;
привлечение новых предприятий.
Из трех вышеперечисленных способов активизации экономической деятельности в муниципальном образовании, больше всего рабочих мест в сообществе создается благодаря расширению существующих и созданию новых фирм.
Выработанные критерии поддержки малого бизнеса должны быть формализованы, закреплены нормативными актами и доведены до сведения предпринимателей.
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства (МП) в самом общем плане может быть определена как совокупность органов, непосредственно обслуживающих деятельность малых предприятий, осуществляющих движение ресурсов в направлении конкретных субъектов малого бизнеса [4]. Таким образом, функции инфраструктуры состоят в обеспечении материально-технической, информационной, технологической, консультационной, маркетинговой, кадровой, образовательной, финансовой поддержки. Институты инфраструктуры, реализующие эти функции, могут быть специализированными (то есть обеспечивающими только один вид поддержки) и многопрофильными.
Зарубежный и отечественный опыт позволяют выделить следующие конкретные виды институтов поддержки малого предпринимательства: финансовые (в том числе фонды поддержки, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды); бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры развития, пункты информационного обеспечения; учебные центры [5, с. 59].
Результаты анализа развитой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства очерчивают основные (фундаментальные) принципы построения этой системы, а именно:
адекватность инфраструктуры уровню развития малого предпринимательства и реальным потребностям предпринимателей (по пропускной способности, отраслевой и функциональной специализации и прочее);
доступность ее объектов для предпринимателей (по близости размещения на территории, стоимости услуг, информированности о возможностях каждого элемента инфраструктуры);
концентрация на наиболее острых проблемах деятельности малых предприятий;
участие государства (национальных, региональных, муниципальных бюджетов) непосредственно или через контролируемые организации в капитале объектов инфраструктуры малого предпринимательства, частичное либо полное финансирование их текущей деятельности;
распределение основных задач и, следовательно, различных видов объектов инфраструктуры по уровням при концентрации основного объема практической работы на поддержке малого бизнеса (непосредственно на местном или региональном уровне);
обеспечение координации деятельности и упорядочение функций различных объектов на одной территории для более эффективного использования ресурсов, комплексности и разнообразия оказываемых услуг;
использование для развития инфраструктуры малого бизнеса ресурсов и средств государства, общественных и профессиональных объединений предпринимателей, крупных корпораций, научных учреждений и учебных заведений.
2. Взаимодействие властных и предпринимательских структур
Кристаллизация российской политической и деловой элит в 90-е гг. происходила в ходе сомнительной, зачастую не легитимной приватизации при одновременном становлении новой политической власти, ее непосредственном участии в формировании не только крупного, но и мелкого капитала. Поэтому в общественной жизни страны сохранилась взаимозависимость политики и бизнеса, предпринимательства и государственной бюрократии. Субъекты малого предпринимательства рассматриваются различными политическими структурами, с одной стороны, как один из главных источников социальной, экономической и финансовой поддержки, с другой – сами непосредственно активно вступают в борьбу за формирование власти.
Основу взаимодействия властных и предпринимательских структур определяют условия и факторы, которые переводят стремление к гармоничному сотрудничеству между бизнесом и властью в разряд объективной необходимости стабильного развития политического процесса, в котором бизнес объективно стремится к предсказуемости действий властей и конкурентов. Ему нужны надежные гарантии и стабильность, которые может обеспечить законодательное оформление формирующейся рыночной экономики и политическая стабильность в обществе.
Устойчивая реализация потенциала малого предпринимательства в регионе, как важного сектора экономики, во многом определяется системой его взаимодействия с органами местного самоуправления [6].
Малое предпринимательство воздействует на локальный социально-экономический климат и в определенной степени формирует его. Поэтому местные органы власти, рассматривая проблему малого бизнеса как одну из наиболее приоритетных, непосредственно заинтересованы в развитии малых форм предпринимательской деятельности на подведомственной территории и, соответственно, в том, чтобы субъекты предпринимательства были представлены в органах государственной власти и местного самоуправления.