Стратегия, гаранты и механизмы развития малого бизнеса в муниципальном образовании. Взаимодействие властных и предпринимательских струк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 07:25, контрольная работа

Описание

Малый бизнес – явление региональное и в большей степени - муниципальное, как отмечают исследователи, его положение и успешность в развитии зависит от того, какие условия будут созданы на всех уровнях, но в большей мере, как они будут трансформированы на муниципальный уровень. Изучение программ поддержки малого бизнеса, разработанных на региональном уровне, также наблюдения за деятельностью инфрастуктур поддержки малого бизнеса говорит о недостаточности условий или их непоследовательном использовании в целях развития малого бизнеса, что указывает на актуальность выбранной темы.

Содержание

Введение 3
1. Развитие малого бизнеса в муниципальном образовании 5
2. Взаимодействие властных и предпринимательских структур 10
Заключение 15
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Муниципальный менеджмент, 707.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

Предпринимательство в России, в особенности малый и средний бизнес, имеет ярко выраженную региональную специфику, обусловленную особенностями экономики региона, а также тем, что модели взаимодействия власти и бизнеса в регионах отрабатываются в основном экспериментальным путем, методом проб и ошибок.

Вопросы безопасности и защиты правособственности зачастую регулируются не через правоохранительные органы и суд, а путем создания индивидуальных охранных структур, рейдерство, захват имущества «неэффективных» владельцев, мягкое присвоение ренты через искусственно созданные монопольные условия ведения бизнеса и прочие преференции. В этой связи со всей очевидностью встают масштабные вопросы: об утверждении универсальных правил игры, построении эффективной правовой системы, создании развитого демократического правового государства. Переводя, таким образом, экономику в политическое состояние, бизнес получает возможность манипулировать государственными институтами с целью перераспределения доходов и собственности в свою пользу.

Анализ социально-экономических процессов в субъектах РФ показывает, что трудности, с которыми приходятся сталкиваться властным и предпринимательским структурам, во многом обусловлены решением текущих хозяйственных задач, а не реализация долгосрочной стратегии экономического и социального развития регионов [7]. В то же время, без долгосрочного видения перспектив развития региона не может быть ни эффективной системы властных отношений, ни хозяйственной деятельности бизнеса. Деятельность предпринимательских структур в регионе в своей долгосрочной перспективе наиболее оптимальна при учете следующих четырех групп факторов, которые во многом определяют направленность развития социально-экономических и социально-политических процессов в регионе [7]:

1. Геополитические факторы, предопределяющие место и роль региона в геополитических интересах России и примыкающих к нему стран, притягательность региона для зарубежных инвестиций.

2. Факторы, предопределяемые деятельностью федерального Центра, существенно влияющие на хозяйственную жизнь в регионе и независящие от региональных управленческих структур: федеральные налоги и их ставки, таможенные пошлины, транспортные тарифы, учетная ставка Центробанка России, курс доллара, централизованные инвестиции.

3. Факторы, предопределяемые деятельностью как федеральных, так и региональных структур власти: пропорции, сложившиеся в экономике региона (норма прибыли, доля заработной платы в валовом продукте, себестоимость продукции и ее структура и т.д.).

4. Факторы, предопределяемые управленческой деятельностью региональных управленческих структур: параметры территориальных бюджетов, лицензирование различных видов деятельности, создание благоприятных социально-экономических и социально-политических условий для становления в регионе рыночных отношений, развития производственной базы хозяйственно-экономических субъектов, привлечения инвестиций и т.д.

Особая роль отводится малому бизнесу как социальной опоры власти, формирующей на его основе средний класс, а в условиях модернизации так называемый инновационный класс.

Взаимодействие государства и бизнеса в ближайшее время будет определять успех процесса модернизации. Мировой кризис еще раз подтвердил, что продолжать рассчитывать только на сырье, нефть и газ не получится. Важной движущей силой модернизации должен стать малый и средний бизнес. Исследования показывают, что по сравнению с крупными компаниями, каждый рубль, вложенный в инновации малого бизнеса, приносит в 24 раза больше прибыли. Кроме того, предпринимательство вообще, а малый и средний бизнес, в частности, представляет собой массовую школу эффективных, не просто рыночных, а социально ответственных рыночных отношений.

Во многих странах мира малые и средние предприятия являются работодателями почти 50% трудоспособного населения. При этом их объем производства в разных странах составляет 35–36% национального продукта. В промышленно развитых странах доля малых субъектов предпринимательства составляет 80–90% от общего числа предприятий и они создают 40–50% валового национального продукта и 60–70% новых рабочих мест [10, с. 40]. Сейчас в промышленно развитых странах, несмотря на кризис, до 80% прироста новых рабочих мест генерируется именно в этом секторе экономики.

Однако в России ситуация с развитием малого предпринимательства совсем иная. Вклад малых предприятий во внутренний валовой продукт не превышает 12%, а удельный вес в производстве промышленной продукции находится на уровне 4%. Доля работающих на малых предприятиях в общей численности занятых колеблется вокруг 12%. По всем международным стандартам эта ситуация явно ненормальная. У нас около 70% национального ВВП производят 20–30 солидных организаций, а на долю других предприятий приходится только 30%. Несмотря на обилие принимаемых нормативных актов и множество речей о пользе малого бизнеса, его развитии, реальных действий по изменению положения дел не предпринимается. Все ограничивается словами в поддержку предпринимателей. Именно поэтому, а не только из-за кризиса, развитие малого бизнеса в последние годы затормозилось. В стране существует примерно 860–890 тыс. малых предприятий. Для России это очень мало, ибо нормальным для эффективного развития бизнеса их должно быть в разы больше [10, с. 40-41].

Анализ форм и методов вхождения субъектов предпринимательства во власть, т.е. превращение их в субъекты политики на уровне региона показывает, что в этом процессе можно выделить ряд этапов [8]:

                  установление предпринимательскими структурами неформальных личностных контактов в региональных органах власти;

                  продвижение на ключевые посты в структуры исполнительной власти «своих» приверженцев;

                  поддержка «своих» кандидатов, не имеющих прямого отношения к производственной деятельности предпринимательских структур, на выборах в региональные органы власти; участие в выборах в региональные органы власти представителей высшего руководящего звена субъектов предпринимательства;

                  продвижение на посты глав исполнительной и законодательной ветвей власти региона верхнего слоя предпринимательской элиты;

                  создание своих позиций во властных структурах;

                  создание межрегиональных структур, способных оказывать влияние на региональные и федеральные органы власти;

                  вхождение в общефедеральные объединения предпринимателей для оказания влияния через них на федеральные структуры власти.

Все эти формы вхождения предпринимательства во власть не всегда используются в чистом виде. Чаще всего они имеют комбинированный характер.

Их перечень показывает не только контуры трансформирующейся в регионах системы властных отношений и политического процесса в целом, но и движущую силу этого процесса – экономический интерес малого предпринимательства.

 

 

 

Заключение

 

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что наше государство предприняло определенные шаги по развитию малого предпринимательства: формируется законодательная база, были приняты программы развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, при содействии государства создаются сети сервисных организаций и все большее внимание вопросам развития малого предпринимательства уделяют на муниципальном уровне. Однако очевидно, что предпринятые государственной властью меры явно недостаточны, а по ряду позиций допущены отступления от того, что уже достигнуто. Несмотря на все трудности становления и развития, малое предпринимательство превратилось в заметную экономическую и политическую силу, и, таким образом, назрела необходимость перемен в политике государства по отношению к малому бизнесу.

Экономический смысл функционирования территориальной хозяйственной системы в целом и муниципального образования в частности, заключается в эффективном использовании местных ресурсов и преимуществ в конкуренции с другими сообществами. Цель развития малого предпринимательства - полное удовлетворение потребностей населения на основе всемерного развертывания местного хозяйства, его секторов, всех видов деятельности, преимущественно местной промышленности и сельского хозяйства, а также развитие частной инициативы.

Анализ данных о состоянии и развитии малого предпринимательства в нашей стране приводит к выводу, согласно которому соответствующие базовые положения, сформировавшиеся ранее и перешедшие в современные концепции и программы, необходимо скорректировать с учетом того, что бизнес очень сильно «территоризирован», т.е. малый бизнес стал преимущественно региональным. В этой связи необходимо изменить представления о роли малого бизнеса в региональной экономике, и как следствие направления его поддержки, так как социальное значение малого предпринимательства в регионе существенно превосходит его бюджетно-налоговую роль.

Изучение опыта ведущих стран в области развития малого бизнеса позволяет сделать вывод о том, что улучшение условий существования сектора малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.

Произошедшие за последние годы значительные изменения в структуре самого малого предпринимательства показали необходимость совершенствования всех элементов институциональной системы поддержки малого предпринимательства. Организационная сторона данного предложения, должна обеспечиваться совместными действиями администраций муниципальных образований региона, министерства экономического развития и торговли, служб занятости муниципальных образований, ассоциаций развития региона и других краевых ведомств.

Активная политика в области поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне предполагает, в первую очередь, разработку механизма разграничения функций по регулированию развития малого бизнеса между федеральным, региональным и муниципальными уровнями и обеспечения необходимым объемом ресурсов муниципальных образований для реализации программ поддержки малого бизнеса данного уровня.

Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне должно начинаться с создания различных объектов инфраструктуры, где приоритетная роль должна быть отдана бизнес-инкубаторам.

Список литературы

 

1.                  Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2.                  Биктяков, Ю.Р. Малое предпринимательство в регионе и меры его государственной поддержки / Ю.Р. Биктяков // Регионология.- Б.м.- 2002. -№2. - С.60 - 68.

3.                  Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2003. - 895 с.

4.                  Инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Проблемы ее развития в регионах России // Труд и социальные отношения. - 2005. - № 2. - С. 46-54.

5.                  Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 416 с.

6.                  Латушко А. А. Малый бизнес – важная движущая сила модернизации современной России // Наука. Культура. Общество. – 2010. - № 1. – С. 109-117.

7.                  Латушко А. А. Развитие малого предпринимательства в регионе: политический аспект. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2007. – 57 с. (брошюра).

8.                  Латушко А. Формирование предпосылок и условий развития малого предпринимательства в русле государственной региональной политики // Наука. Культура. Общество. – 2006. - № 7. – С. 113-116.

9.                  Социологический опрос Российского макрофинансового центра // Малый бизнес. – 2009. - № 24. – С. 7.

10.             Фадеев В.Ю. Малое предпринимательство в переходной экономике Российской Федерации: проблемы и перспективы. Наука, М.: 2000. - 271с.

 



Информация о работе Стратегия, гаранты и механизмы развития малого бизнеса в муниципальном образовании. Взаимодействие властных и предпринимательских струк