Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:20, курсовая работа
Институт банкротства оказывает сильное воздействие на стимулы экономических агентов – дебиторов и кредиторов, что в свою очередь сказывается на деятельности всей экономики. Это один из важнейших элементов рыночной экономики, который должен стимулировать менеджмент предприятия к эффективной работе, обеспечивать реализацию интересов кредиторов, собственников, государства, способствовать вытеснению неэффективных структур и повышению конкуренции. Основные черты института банкротства задаются действующим законодательством о несостоятельности и сложившейся в стране институциональной структурой.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ 4
1.1 Понятие банкротства предприятий 4
1.2 Причины банкротства предприятий 7
1.3 Процедура банкротства 8
2. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 11
2.1 Правовое регулирование банкротства 13
2.2 План финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия 22
3. СТАТИСТИКА БАНКРОТСТВ В РОССИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Антикризисное
управление – это управление, в
котором поставлено определенным образом
предвидение опасности кризиса,
анализ его симптомов, мер по снижению
отрицательных последствий
Целями антикризисного управления являются предотвращение кризисных режимов работы и разработка мер по организации деятельности в этих режимах.
Стратегия представляет собой модель действий, необходимых для достижения поставленных целей на основе координации и распределения ресурсов компании. Она определяется ключевыми экономическими целями и в свою очередь определяет рыночную нишу, позволяет создать инфраструктуру, адаптировать предприятие к внешней среде и обеспечить внутреннюю координацию.
Появление и широкое распространение термина "антикризисное управление" в России следует отнести к середине девяностых годов. Несмотря на относительную новизну проблем антикризисного управления, можно выделить значительную группу отечественных исследователей, занимающихся данной проблематикой: Иванов, Айвазян, Кириченко, Градов, Синягин, Беляев, Кошкин, Уткин, Коротков и др. 3а рубежом вопросы антикризисного управления также освещаются широкой группой исследователей: Паттерсон, Митрофф, Симур, Холл, Стивенс, Кон, Эспери, Вудхауз, Уоллес, Хамфрис, Хэд, Уилсон, Дункан, Курзбард, Сиомкос, Махони, Ко, Чени, Листер, Блэкберн, Ристич, Аугустин, Бростофф, Тэбек и др. Однако и сейчас, после выхода значительного числа публикаций по данной тематике, термин "антикризисное управление" в России еще не получил однозначного толкования.
Так Стивенс отмечает, что антикризисное управление лежит скорее в области "отношений", а не реальных процедур [Stevens, Michael. Crisis, What Crisis? // Marketing, Aug 27, 1992, p. 26-27].
Лаконичное определение антикризисного управления дает Паттерсон: антикризисное управление - это программа действий, которые должны быть предприняты немедленно при наступлении негативной ситуации [Patterson, Bill. Crises impact on reputation management // Public Relations Journal, Nov 1993, v49n11, p. 48,47].
Митрофф определяет антикризисное управление как последовательную взаимозависимую оценку различных видов кризисов и сил, которые могут представлять угрозу для компании [Mitroff, Ian I. Crisis management and environmentalism : A natural fit // California Management Review Winter 1994, v36n2, p. 101-113].
Конечно, нельзя не согласиться с выше описанными догмами, но с моей точки зрения, реальнее всех оценивают сложившуюся ситуацию Айвазян и Кириченко, которые вполне справедливо отмечают, что "антикризисное управление стало одним из самых популярных терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. В литературе не фиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управления. Внимание, как правило, акцентируют не на «лечении» кризиса, а на мерах по его недопущению. Поскольку на достижение этой цели направлена вся управленческая теория и практика, особое содержание антикризисного управления не понятно. Создается впечатление, что единственным обоснованием существования термина являются правительственные постановления, создавшие институт антикризисных управляющих: антикризисное управление - это то, чем занимаются антикризисные управляющие".
Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст.2 Закона).
Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя.
При определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на:
-
признание требований
-
утверждение временного
-
размер вознаграждения
С момента вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения складывается следующая ситуация:
-
в течение наблюдения
-
по ходатайству кредитора
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом Если же такие исполнительные документы приняты судом после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то их принудительное исполнение приостанавливается и не может осуществляться до завершения рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве,
- запрещается удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.
Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст.2 Закона). Финансовому оздоровлению посвящена гл.3 Закона.
Последствия введения финансового оздоровления. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:
-
требования кредиторов по
-
отменяются ранее принятые
- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве,
-
приостанавливается исполнение
исполнительных документов по
имущественным взысканиям, за исключением
исполнения исполнительных
-
запрещается удовлетворение
- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
-
не допускается прекращение
-
не начисляются неустойка (
Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Главная цель внешнего управления - финансовое оздоровление должника, достигаемое за счет продажи части имущества должника, а также при помощи организационных и экономических мероприятий.
Процедура внешнего управления в Законе о банкротстве рассматривается в рамках следующих организационных норм.
Максимальный
срок проведения процедуры банкротства
«внешнее управление» составляет 18
месяцев (устанавливается
Вынесение арбитражным судом определения о введении внешнего управления влечет за собой такие последствия:
- руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего (ст. 69 Закона о банкротстве);
- прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия; эти полномочия переходят к внешнему управляющему (ст. 69 Закона о банкротстве);
- органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему (ст. 69 Закона о банкротстве);
- отменяются ранее объявленные меры по обеспечению требований кредиторов (ст. 69 Закона о банкротстве);
- аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве (ст. 69 Закона о банкротстве);
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, сроки которых наступили до введения внешнего управления (ст. 69, п. 1 ст. 70 Закона о банкротстве) (содержание и условия моратория изложены в п. 1 -5 ст. 70 Закона о банкротстве);
- по окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления (ст. 69 Закона о банкротстве).
Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства (п.1 ст.124 Закона).
Суд утверждает конкурсного управляющего (действует до завершения конкурсного производства). Исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Законом о, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», конкурсному управляющему.
В
соответствии со ст.134 Закона вне очереди
за счет конкурсной массы погашаются
следующие текущие
- судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений;
- расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
- текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника и др.
Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, указанным в пункте 1 настоящей статьи, определяется в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.149 Закона, после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов -определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. Его суть состоит в окончании процесса путем мирного урегулирования спора, т е достижения определенности в отношениях между сторонами на основе свободного волеизъявления самих сторон
Информация о работе Стратегия предприятия в условиях банкротства