Стратегия предприятия в условиях банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Институт банкротства оказывает сильное воздействие на стимулы экономических агентов – дебиторов и кредиторов, что в свою очередь сказывается на деятельности всей экономики. Это один из важнейших элементов рыночной экономики, который должен стимулировать менеджмент предприятия к эффективной работе, обеспечивать реализацию интересов кредиторов, собственников, государства, способствовать вытеснению неэффективных структур и повышению конкуренции. Основные черты института банкротства задаются действующим законодательством о несостоятельности и сложившейся в стране институциональной структурой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ 4
1.1 Понятие банкротства предприятий 4
1.2 Причины банкротства предприятий 7
1.3 Процедура банкротства 8
2. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 11
2.1 Правовое регулирование банкротства 13
2.2 План финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия 22
3. СТАТИСТИКА БАНКРОТСТВ В РОССИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа состоит из  1 файл

Стратегия предприятия в условиях банкротства.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)
 

    Антикризисное управление – это управление, в  котором поставлено определенным образом  предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса  и использование его факторов для последующего развития.

    Целями  антикризисного управления являются предотвращение кризисных режимов работы и разработка мер по организации деятельности в этих режимах.

    Стратегия представляет собой модель действий, необходимых для достижения поставленных целей на основе координации и  распределения ресурсов компании. Она определяется ключевыми экономическими целями и в свою очередь определяет рыночную нишу, позволяет создать инфраструктуру, адаптировать предприятие к внешней среде и обеспечить внутреннюю координацию.

    Появление и широкое распространение термина "антикризисное управление" в России следует отнести к середине девяностых годов. Несмотря на относительную новизну проблем антикризисного управления, можно выделить значительную группу отечественных исследователей, занимающихся данной проблематикой: Иванов, Айвазян, Кириченко, Градов, Синягин, Беляев, Кошкин, Уткин, Коротков и др. 3а рубежом вопросы антикризисного управления также освещаются широкой группой исследователей: Паттерсон, Митрофф, Симур, Холл, Стивенс, Кон, Эспери, Вудхауз, Уоллес, Хамфрис, Хэд, Уилсон, Дункан, Курзбард, Сиомкос, Махони, Ко, Чени, Листер, Блэкберн, Ристич, Аугустин, Бростофф, Тэбек и др. Однако и сейчас, после выхода значительного числа публикаций по данной тематике, термин "антикризисное управление" в России еще не получил однозначного толкования.

    Так Стивенс отмечает, что антикризисное  управление лежит скорее в области "отношений", а не реальных процедур [Stevens, Michael. Crisis, What Crisis? // Marketing, Aug 27, 1992, p. 26-27].

    Лаконичное  определение антикризисного управления дает Паттерсон: антикризисное управление - это программа действий, которые должны быть предприняты немедленно при наступлении негативной ситуации [Patterson, Bill. Crises impact on reputation management // Public Relations Journal, Nov 1993, v49n11, p. 48,47].

    Митрофф определяет антикризисное управление как последовательную взаимозависимую оценку различных видов кризисов и сил, которые могут представлять угрозу для компании [Mitroff, Ian I. Crisis management and environmentalism : A natural fit // California Management Review Winter 1994, v36n2, p. 101-113].

    Конечно, нельзя не согласиться с выше описанными догмами, но с моей точки зрения, реальнее всех оценивают сложившуюся  ситуацию Айвазян и Кириченко, которые  вполне справедливо отмечают, что "антикризисное управление стало одним из самых популярных терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. В литературе не фиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управления. Внимание, как правило, акцентируют не на «лечении» кризиса, а на мерах по его недопущению. Поскольку на достижение этой цели направлена вся управленческая теория и практика, особое содержание антикризисного управления не понятно. Создается впечатление, что единственным обоснованием существования термина являются правительственные постановления, создавшие институт антикризисных управляющих: антикризисное управление - это то, чем занимаются антикризисные управляющие".

      

2.1 Правовое  регулирование банкротства

 

    Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст.2 Закона).

    Наблюдение  вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя.

    При определении арбитражного суда о  введении наблюдения должны содержаться  указания на:

    - признание требований заявителя  обоснованными и введение наблюдения,

    - утверждение временного управляющего,

    - размер вознаграждения временного  управляющего и источник его  выплаты

    С момента вынесения арбитражным  судом определения о введении процедуры наблюдения складывается следующая ситуация:

    - в течение наблюдения требования  кредиторов не удовлетворяются в индивидуальном порядке, а лишь выявляются путем их предъявления через собрание или комитет кредиторов Это предоставляет должнику возможность работать, невзирая на долги, а также возможность оценить целесообразность продолжения его деятельности либо целесообразность его ликвидации;

    - по ходатайству кредитора приостанавливается  производство по делам, связанным  с взысканием с должника денежных  средств В этом случае кредитор  может предъявить свои требования  к должнику в рамках дела  о банкротстве;

    - приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом Если же такие исполнительные документы приняты судом после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то их принудительное исполнение приостанавливается и не может осуществляться до завершения рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве,

    - запрещается удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

    Финансовое  оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях  восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст.2 Закона). Финансовому оздоровлению посвящена гл.3 Закона.

    Последствия введения финансового оздоровления. С даты вынесения арбитражным  судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

    - требования кредиторов по денежным  обязательствам и об уплате  обязательных платежей, срок исполнения  которых наступил на дату введения  финансового оздоровления, могут  быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом о банкротстве,

    - отменяются ранее принятые меры  по обеспечению требований кредиторов;

    - аресты на имущество должника  и иные ограничения должника  в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве,

    - приостанавливается исполнение  исполнительных документов по  имущественным взысканиям, за исключением  исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

    - запрещается удовлетворение требований  учредителя (участника) должника  о выделе доли (пая) в имуществе  должника в связи с выходом  из состава его учредителей  (участников), выкуп должником размещенных  акций или выплата действительной  стоимости доли (пая);

    - запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

    - не допускается прекращение денежных  обязательств должника путем  зачета встречного однородного  требования, если при этом нарушается  очередность удовлетворения требований  кредиторов;

    - не начисляются неустойка (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты  и иные финансовые санкции  за неисполнение или ненадлежащее  исполнение денежных обязательств  и обязательных платежей, возникших  до даты введения финансового оздоровления.

    Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

    Главная цель внешнего управления - финансовое оздоровление должника, достигаемое  за счет продажи части имущества  должника, а также при помощи организационных и экономических мероприятий.

    Процедура внешнего управления в Законе о банкротстве  рассматривается в рамках следующих  организационных норм.

    Максимальный  срок проведения процедуры банкротства  «внешнее управление» составляет 18 месяцев (устанавливается продолжительностью не более 12 месяцев и может быть продлен судом на срок не более 6 месяцев). Внешне управление вводится определением суда и подлежит немедленному исполнению.

    Вынесение арбитражным судом определения  о введении внешнего управления влечет за собой такие последствия:

    - руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего (ст. 69 Закона о банкротстве);

    - прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия; эти полномочия переходят к внешнему управляющему (ст. 69 Закона о банкротстве);

    - органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему (ст. 69 Закона о банкротстве);

    - отменяются ранее объявленные меры по обеспечению требований кредиторов (ст. 69 Закона о банкротстве);

    - аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве (ст. 69 Закона о банкротстве);

    - вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, сроки которых наступили до введения внешнего управления (ст. 69, п. 1 ст. 70 Закона о банкротстве) (содержание и условия моратория изложены в п. 1 -5 ст. 70 Закона о банкротстве);

    - по окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления (ст. 69 Закона о банкротстве).

    Конкурсное  производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

    Принятие  арбитражным судом решения о  признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства (п.1 ст.124 Закона).

    Суд утверждает конкурсного управляющего (действует до завершения конкурсного производства). Исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Законом о, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», конкурсному управляющему.

    В соответствии со ст.134 Закона вне очереди  за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:

    - судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений;

    - расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;

    - текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника и др.

    Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, указанным в пункте 1 настоящей статьи, определяется в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Согласно  ст.149 Закона, после рассмотрения арбитражным  судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов -определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

    Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. Его суть состоит в окончании процесса путем мирного урегулирования спора, т е достижения определенности в отношениях между сторонами на основе свободного волеизъявления самих сторон

Информация о работе Стратегия предприятия в условиях банкротства