Стратегия предприятия в условиях банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Институт банкротства оказывает сильное воздействие на стимулы экономических агентов – дебиторов и кредиторов, что в свою очередь сказывается на деятельности всей экономики. Это один из важнейших элементов рыночной экономики, который должен стимулировать менеджмент предприятия к эффективной работе, обеспечивать реализацию интересов кредиторов, собственников, государства, способствовать вытеснению неэффективных структур и повышению конкуренции. Основные черты института банкротства задаются действующим законодательством о несостоятельности и сложившейся в стране институциональной структурой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ 4
1.1 Понятие банкротства предприятий 4
1.2 Причины банкротства предприятий 7
1.3 Процедура банкротства 8
2. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 11
2.1 Правовое регулирование банкротства 13
2.2 План финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия 22
3. СТАТИСТИКА БАНКРОТСТВ В РОССИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа состоит из  1 файл

Стратегия предприятия в условиях банкротства.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

    Должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, в том числе и после открытия конкурсного производства

    Сторонами мирового соглашения являются должник  и конкурсные кредиторы. Допускается  участие в мировом соглашении третьих лиц (например, поручителя), которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением,

    Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается  собранием кредиторов большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника,

    Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается гражданином-должником или руководителем должника (в период наблюдения), внешним управляющим (во время внешнего управления) или конкурсным управляющим (во время конкурсного производства).

    Существует  и такой вид реорганизационных процедур, как досудебная санация. Ее суть состоит в предоставлении предприятию должнику финансовой помощи в том размере, какой будет необходим для погашения денежных обязательств и платежей, восстановления платежеспособности предприятия. Закон предусматривает возможность проведения досудебной санации за счет федерального, местного бюджетов или государственных внебюджетных фондов. Для того чтобы это положение было осуществлено, необходимо наличие двух условий:

    1) предусмотрение расходов на эти цели в соответствующих бюджетах;

    2) условия проведения санации должны  быть рассмотрены в Федеральном  Законе о Федеральном бюджете.

    Процедура санации проводится в следующих  случаях.

    1. Предприятие находится в кризисной  ситуации и в попытке ее преодоления обращается за помощью извне, это происходит до возбуждения кредиторами дела о несостоятельности (банкротстве).

    2. При самостоятельном обращении  предприятия в арбитражный суд  с одновременным предложением  условий своей санации.

    3. При вынесении арбитражным судом решения о проведении санации на основании требований кредиторов и необходимости их удовлетворения, а также для выполнения обязательств предприятия-должника перед государственным бюджетом.

    В основном выделяется два вида санации, которые зависят от конкретных условий кризисной ситуации на предприятии, степени оказания внешней помощи.

    1) санация, с целью реорганизации  долга без внесения изменений  в статус юридического лица  предприятия-должника. Обычно такая  санация используется для устранения неплатежеспособности предприятия-должника в том случае, если кризис рассматривается как временное явление в деятельности предприятия. Могут приниматься следующие меры:

    а) перевод долга на другое юридическое  лицо. Им может быть любое предприятие, которое занимается бизнесом и желает принять участие в санации предприятия-должника;

    б) погашение долга за счет средств  бюджета. Такой метод используется исключительно для государственных  предприятий;

    в) погашение долга за счет целевого банковского кредита.

    Обычно здесь выступает коммерческий банк, который находится в определенных взаимоотношениях с предприятием-должником. Предварительно проводится тщательный анализ финансового состояния предприятия-должника;

    г) еще один метод с участием коммерческого  банка – это выпуск ценных бумаг под контролем лица, непосредственно осуществляющего санацию предприятия;

    2) санация, происходящая с изменением  статуса юридического лица предприятия.  Фактически это реорганизация  предприятия, для которой необходимо  осуществление определенных процедур: смена формы собственности, изменение организационно правовой формы деятельности и т. д. Эта форма санации используется при более глубоких и серьезных кризисных ситуациях.

    Продажа бизнеса предприятия-должника

    Под бизнесом предприятия-должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности. Объектом продажи могут также служить филиалы и иные структурные подразделения должника – юридического лица.

    Продажа бизнеса предприятия может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих крупных сделок должника. В решении о продаже предприятия должно содержаться указание на минимальную цену продажи предприятия.

    При продаже бизнеса предприятия-должника отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления  предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

    Продажа бизнеса предприятия осуществляется в порядке, установленном федеральным  законом, путем проведения открытых торгов в форме аукциона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    Начальная цена продажи бизнеса предприятия, выставляемого на торги, устанавливается  решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости  имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора с оплатой его услуг за счет имущества должника.

    Лицо, являющееся победителем торгов, и  внешний управляющий не позднее  чем через десять дней с даты подведения итогов торгов подписывают договор купли-продажи предприятия.

    Ликвидация  предприятия – это завершение его деятельности и функционирования без перехода прав и обязанностей к другим лицам.

    Юридическое лицо может быть ликвидировано:

    1) по решению учредителей предприятия. Такое решение принимается в связи с прекращением срока деятельности предприятия, достижением поставленной цели или признанием судом недействительности регистрации.

    2) по решению суда. Это может  быть из-за осуществления деятельности  без надлежащих документов (лицензии) или противозаконной деятельности. Требование ликвидации может быть направлено в суд уполномоченным государственным органом, например налоговым инспектором, вследствие нарушения порядка предоставления обязательной финансовой отчетности.

    Если стоимость имущества предприятия-должника оказывается недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, то его ликвидация может быть осуществлена только в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве). Юридическое лицо может также принять решение о самостоятельном объявлении себя банкротом и добровольной ликвидации.

    Конкурсное  производство приводит к ликвидации организации, все остальные процедуры - к ее финансовому оздоровлению и в конечном счете - к нормальному  состоянию. Таким образом, процесс по делу о банкротстве не всегда приводит к ликвидации должника.

2.2 План  финансового оздоровления неплатежеспособного  предприятия

 

    Бизнес-план является основным сводным документом финансового оздоровления, в котором  анализируются процессы изменения предприятия, показывается, каким образом руководство предприятия намерено преодолеть кризисную ситуацию, возникшую на предприятии, наметить конкретные пути предотвращения банкротства.

      При составлении бизнес-плана  предприятие должно найти наиболее  сильные и наиболее слабые свои стороны, развитие или преодоление которых упрочит его положение на рынке.

    Первая  задача, решаемая бизнес-планом, необходима руководству и всему персоналу  предприятия. Она заключается в  том, чтобы обосновать правильность выбора цели, связанной с производством и реализацией продукции, или тех изменений в этом производстве, которые позволят предприятию не только выйти из кризисной ситуации, но и достичь стабильного места на рынках сбыта и рентабельной работы.

    Вторая  задача, решаемая с помощью бизнес-плана, - убедить инвестора принять участие в финансировании предлагаемого проекта выхода из кризисной ситуации. Именно для внешнего инвестора - а им может быть коммерческий банк, государство, любое юридическое или физическое лицо - и составляется бизнес-план в случае, когда предприятие находится в состоянии несостоятельности.

    Таким образом, основное назначение бизнес-плана  состоит в:

    - обосновании стратегии вывода  предприятия из кризисной ситуации  или состояния несостоятельности;

    - определении рыночных перспектив предприятия (объемов продаж, завоевание определенных сегментов рынков и категорий потребителей и, следовательно, - ожидаемых финансовых результатов);

    - определении источников и объемов  финансирования намечаемых мероприятий,  а также времени и порядка расчетов с инвесторами.

    В случае невозможности продолжения  производства бизнес-план, видимо, будет  способствовать поиску нового собственника, который взял бы риск вывода предприятия  из состояния несостоятельности.

    Основные  задачи бизнес-плана:

    - сформулировать долговременные  и краткосрочные цели предприятия;

    - определить конкретные направления  деятельности предприятия;

    -спланировать  хозяйственную деятельность предприятия  на ближайший и отдаленный  периоды в соответствии с потребностями  рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов,

    - выбрать состав и определить  показатели объема продаж товаров  и услуг, предлагаемых предприятием  потребителям,

    - оценить производственные и торговые  издержки по их созданию и  реализации,

    - разработать комплекс процедур изменения маркетинговой политики предприятия для прироста выручки за счет поиска новых рынков сбыта продукции (услуг), создания дистрибьюторской сети и агрессивной рекламы конкурентных преимуществ продукции предприятия,

    - разработать мероприятия по снижению издержек производства, сокращению дебиторской задолженности;

    - провести инвентаризацию имущества  и продажу свободных активов,  технологического оборудования  и незавершенного строительства,

    - определить направления совершенствования системы организации и оплаты труда, ориентированные на снижение издержек и повышение уровня продаж продукции и услуг центров самостоятельной деятельности предприятия.

    Бизнес-план финансового оздоровления предприятия, форма и методика разработки которого установлены распоряжением ФСФО в 2001 г, носит комплексный и унифицированный характер и включает в свой состав несколько разделов:

    1. Общая характеристика предприятия.

    2 Краткие сведения плана финансового  оздоровления.

    3. Анализ финансового состояния  предприятия (п. 3.2.).

    4. Мероприятия по восстановлению  платежеспособности и поддержки  эффективной хозяйственной деятельности (п. 2.4.)

    5. Рынок и конкуренция

    6 Деятельность предприятия в сфере  маркетинга.

    7. План производства 

Информация о работе Стратегия предприятия в условиях банкротства