Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 00:22, курсовая работа
Одной из важнейших функций менеджмента является организация. Эту функцию осуществляют менеджеры независимо от их ранга. Но решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. Руководители более низких рангов лишь помогают им в этом, обеспечивая их необходимой информацией и давая одновременно свои предложения по поводу структуры отдельных подразделений. Задача руководства организации в этом случае заключается в том, чтобы использовать ту структуру, которая наиболее соответствует целям и задачам организации, которая наилучшим образом позволяет взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом удовлетворять потребность клиентов и достигать своих целей наиболее эффективно.
ВВЕДЕНИЕ.
1. Признаки структуризации.
2.Понятие и принципы построения управленческих структур
3. Виды организационных структур
3.1. Иерархический тип структур
3.2. Линейная структура
3.3. Линейно-функциональная структура
3.4. Дивизионная организационная структура
3.5. Органический тип структур
3.6. Бригадная (кросс-функциональная) структура
3.7. Проектная структура управления
3.8. Матричная (программно-целевая) структура
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Курсовая
работа
НА ТЕМУ
Структура
организации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
1. Признаки структуризации.
2.Понятие и принципы построения управленческих структур
3. Виды организационных структур
3.1. Иерархический тип структур
3.2. Линейная структура
3.3.
Линейно-функциональная структура
3.4. Дивизионная организационная структура
3.5. Органический тип структур
3.6. Бригадная (кросс-функциональная) структура
3.7. Проектная структура управления
3.8. Матричная (программно-целевая) структура
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
ВВЕДЕНИЕ.
А.Чандлер
Одной
из важнейших функций менеджмента является
организация. Эту функцию осуществляют
менеджеры независимо от их ранга. Но решение
о выборе структуры организации в целом
почти всегда принимается руководством
высшего звена. Руководители более низких
рангов лишь помогают им в этом, обеспечивая
их необходимой информацией и давая одновременно
свои предложения по поводу структуры
отдельных подразделений. Задача руководства
организации в этом случае заключается
в том, чтобы использовать ту структуру,
которая наиболее соответствует целям
и задачам организации, которая наилучшим
образом позволяет взаимодействовать
с внешней средой, продуктивно и целесообразно
распределять и направлять усилия своих
сотрудников и, таким образом удовлетворять
потребность клиентов и достигать своих
целей наиболее эффективно.
Под структурным подразделением аппарата управления понимается административно обособленная часть его, выполняющая одну или несколько функций, либо часть функций управления.
Структура аппарата управления организацией (подразделением, фирмой) характеризует состав и взаимосвязь его подразделений (отделов, участков) и отдельных должностных лиц, следовательно, структура аппарата управления организацией дает представление о его подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали).
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.
Ступени управления характеризуют последовательность подчинения одних звеньев управления другим снизу доверху. На основе поступающей информации менеджерами на каждой ступени управления принимаются решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.
Основные признаки структуризации организации:
- функциональное назначение;
- «обслуживаемый» продукт;
- обслуживаемая группа потребителей;
-- обслуживаемый регион;
- интервал рабочего времени;
- количество подчиненных;
-
обслуживаемый процесс.
«Совокупная
результативность всех видов деятельности
выше, чем простая сумма результатов каждого
из них в отдельности»
2.Понятие
и принципы построения управленческих
структур
Структура управления - упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.
Структура управления - представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Элементы Осу - отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), службы либо органы аппарата управления.
Два направления специализации элементов ОСУ:
а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ - это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ - это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов. Носят характер согласования и являются одноуровневыми.
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи.
ЛИНЕЙНЫЕ СВЯЗИ - представляют собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ - представляют собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т.п. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако при таких связях иногда возникают проблемы не согласованности действия отдельных функциональных подразделений
Принципы формирования ОСУ:
Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации.
Факторы воздействия на ОСУ:
Сама организация:
Статус организации (коммерческая и некоммерческая, крупная, средняя и малая)
Стадия жизненного цикла организации (уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации)
Организационная форма.
Уровень развития информационных технологий.
Это относится,
прежде всего, к координации работы подчиненных
звеньев, передаче информации, обобщению
результатов деятельности отдельных сотрудников.
Прямым результатом использования локальных
сетей может быть расширение сферы контроля
руководителей при сокращении числа уровней
управления на предприятии.
3.
Виды организационных структур.
Термин "организационная структура" сразу же вызывает в нашем воображении двумерную древовидную схему, состоящую из прямоугольников и соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и круг обязанностей и, таким образом отображают разделение труда в организации. Относительное положение прямоугольников и соединяющие их линии показывают степень подчинения.
Рассмотренные соотношения ограничены двумя измерениями: вверх - вниз и поперек, так как мы оперируем с ограниченным допущением, согласно которому организационная структура должна быть представлена на двумерной схеме, вычерчиваемой на плоской поверхности.
При
наличии такого ограничения невозможны
решения, обеспечивающие развитие организации
с учетом технических и социальных изменений,
темпы которых все больше и больше растут.
Существующая обстановка требует, чтобы
организации были не только готовы к любым
изменениям, но и способны им подвергаться.
Другими словами, необходимо динамическое
равновесие. Очевидно, что для достижения
такого равновесия организация должна
иметь достаточно гибкую структуру.
3.1.
Иерархический тип структур управления
Иерархическая или бюрократическая структура строится на следующих принципах, сформулированных Максом Вебером (концепция рациональной бюрократии)
Наиболее
распространенным типом такой структуры
является линейно - функциональная
(линейная структура).
3.2.Линейная организационная структура
Основы линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу.
Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.