Структура управления организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:07, контрольная работа

Описание

Структура управления организацией. Основные типы структур и их характеристика. «Концепция развития Потребительской Кооперации Российской Федерации на период до 2010 года» о совершенствовании организационной структуры управления. Природа стресса: понятие, виды, причины, признаки, методы снятия стресса. Пути предупреждения стрессовых ситуаций.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 41.77 Кб (Скачать документ)

5. Структура управления  организацией. Основные типы структур и их характеристика. «Концепция развития Потребительской Кооперации Российской Федерации на период до 2010 года» о совершенствовании организационной структуры управления.

Организационная система управления представляет собой совокупность подразделений и должностей, связанных отношениями и подчинением. При создании структуры управления менеджер должен в максимально возможной степени учесть специфику деятельности предприятия и особенности его взаимодействия с внешней средой.

С точки зрения качества и эффективности управления выделяют следующие основные типы структур управления предприятием:

иерархический тип, к которому относятся линейная организационная  структура, функциональная структура, линейно-функциональная структура  управления, штабная структура, линейно-штабная  организационная структура, дивизиональная структура управления;

органический тип, включающий бригадную, или кросс-функциональную, структуру управления; проектную структуру управления; матричную, или программ но-целевую, структуру управления.

Иерархический тип структур управления. На современных предприятиях наиболее распространена иерархическая структура управления.

Принцип иерархичности уровней  управления, при котором каждый нижестоящий  уровень контролируется вышестоящим  уровнем и подчиняется ему.

Вытекающий из предыдущего  принцип соответствия полномочий и  ответственности работников управления месту в иерархии.

Принцип разделения труда  на отдельные функции и специализации  работников по выполняемым функциям.

Принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных  задач.

Принцип, вытекающий из предыдущего  — обезличенности выполнения работниками своих функций.

Принцип квалифицированного отбора, в соответствии с которым  найм и увольнение с работы производятся в строгом соответствии с квалификационными  требованиями.

Организационная структура, построенная в соответствии с  этими принципами, получила название иерархической или бюрократической  структуры.

Линейный тип организационной  структуры {тип прямого подчинения). В основу данного варианта структуры управления положен принцип единоначалия, который предполагает предоставление руководителю широких прав и полномочий для выполнения его функций. Менеджер имеет право единолично принимать решения по управлению подразделением и несет персональную ответственность за деятельность коллектива. Сам менеджер обычно подчинен вышестоящему органу управления. Однако руководитель этой начальственной структуры не имеет права без разрешения непосредственного руководителя (менеджера) отдавать распоряжения его подчиненным.

Достоинства структуры: четкая система взаимных связей, ясная ответственность, быстрая реакция и обратная связь  в ответ на указания вышестоящего руководства. Недостатки структуры: отсутствие подразделений по планированию производства и подготовке решений, тенденция к волоките при решении смежных проблем подразделений, перегрузка менеджеров верхнего уровня.

Функциональный тип организационной  структуры. Особенностью данного типа организационной структуры является то, что каждая структурная единица  специализируется на выполнении определенной функции. Для промышленных предприятий, работающих в условиях рыночной экономики, типичными являются следующие основные функции: научно-исследовательские  и опытно-промышленные работы, производство, маркетинг, финансы. Выполнение распоряжений руководителя функционального подразделения  в пределах его полномочий обязательно  для нижестоящих структурных подразделений.

Достоинства структуры: освобождение руководителей производственных подразделений  от необходимости решения специальных  вопросов, возможность использования  опытных специалистов, уменьшение потребности в экономистах. Недостатки структуры: усложнение взаимосвязей, затруднение координации действий по управлению, проявление тенденций к чрезмерной координации.

Линейно-функциональный тип  организационной структуры. Это  один из наиболее распространенных вариантов  организационного построения предприятий. Сущность данного типа структуры  заключается в том, что руководство  производством обеспечивается как  линейным аппаратом, так и функциональными службами.

Основу линейно-функциональных структур составляет «шахтный» принцип  построения и специализация управленческого  процесса по функциональным подсистемам  организации: маркетинг, финансы, плановый, производство. По каждой из подсистем формируется иерархия служб, так называемая «шахта», которая пронизывает всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач.

Достоинства структуры: освобождение линейных руководителей от несвойственных им функций обеспечения производства ресурсами; возможность координации  действий между линейными и функциональными  подразделениями; высокая степень  специализации структурных подразделений предприятия. Недостатки структуры: необходимость для линейных руководителей постоянного согласования при решении текущих вопросов производства, экономики, кадров как с соответствующими функциональными службами, так и высшим руководством; длинная цепь команд и, как следствие, искажение коммуникаций.

Штабной тип организационной  структуры. Данный вариант структуры  в первую очередь предназначен для  организации работы менеджеров высшего  звена управления. При таком руководителе создается группа подразделений, целью  которых является получение и  анализ необходимой информации, подготовка и обеспечение руководства необходимым  набором вариантов решения конкретной проблемы.

Достоинства структуры: качественная подготовка планов и вариантов решений, высокая степень специализации  деятельности, профессионализм персонала.

Недостатки структуры: тенденция  к чрезмерной централизации управления; снижение персональной ответственности  сотрудников за результаты работы.

Линейно-штабная структура  управления. Линейно-штабная структура  управления имеет такие же характеристики, как и линейно-функциональная структура. Она предусматривает функциональное разделение управленческого труда  в штабных службах.

Достоинства структуры: более  глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; некоторая  разгрузка высших руководителей; хороший  первый шаг к более эффективным  органическим структурам управления при  условии наделения штабных подразделений  правами функционального руководства; возможность привлечения внешних консультантов и экспертов. Недостатки структуры: недостаточно четкое распределение ответственности в связи с тем, что лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении; тенденция к чрезмерной централизации управления; многие недостатки аналогичны недостаткам линейной структуры, частично в более ослабленном виде.

Дивизиональная структура управления.

Этот тип структур сочетает централизованную координацию и  контроль деятельности с централизованным управлением. Ключевые фигуры в управлении организации с дивизиональной структурой — не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения, так называемые дивизионы.

Достоинства структуры. Такая  структура способна обеспечить управление многопрофильными предприятиями с  общей численностью сотрудников  порядка сотен тысяч и территориально удаленными друг от друга подразделениями. Дивизиональная структура обеспечивает большую гибкость и более быструю  реакцию на изменения в окружении  предприятия по сравнению с линейной и линейно-штабной. Отделения становятся «центрами получения прибыли» при расширении границ их самостоятельности. Наблюдается более тесная связь производства с потребителями. Недостатки структуры: большое количество «этажей» управленческой вертикали; разобщенность штабных структур отделений со штабами компании; основные связи — вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки, например, волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений, и так далее; дублирование функций на разных «этажах», и как следствие, очень высокие затраты на содержание управленческой структуры; в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно-штабная структура со всеми ее недостатками.

Органический тип структур управления. Органические структуры  управления стали развиваться с  конца 70-х гг. XX в. Еще такие структуры  называются адаптивными, так как  способны быстро реагировать на изменения  рынка. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, быстро приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур такого типа являются матричные (программно-целевые), проектные и бригадные формы  структур.

Матричный тип организационной  структуры.

Этот вариант организационной  структуры основан на программно-целевом  принципе выполнения работы, который  предполагает разработку программы (проекта, темы, задания) для достижения конкретной цели. Руководитель, возглавляющий  программу, наделяется необходимыми правами  по привлечению соответствующих  производственных и функциональных подразделений на время выполнения того или иного этапа работы. При  этом специалисты таких подразделений, участвующие в выполнении данного  этапа программы, продолжают подчиняться  своим непосредственным руководителям. При матричной структуре управления может выполняться одновременно несколько программ. Главное, чтобы  для их осуществления было достаточно материальных, финансовых и квалифицированных трудовых ресурсов. Таким образом, при матричном типе организационной структуры параллельно функционируют вертикальная и горизонтальная линии исполнительной власти, что требует в первую очередь от менеджеров высшего звена управления четкой координации проводимых работ.

Достоинства структуры: ориентация на выполнение конечной цели программы; межфункциональная координация работы; эффективное текущее планирование; рациональное использование качественных ресурсов; повышение степени контроля за работой; разгрузка высшего руководства. Недостатки структуры: трудности в обеспечении баланса власти между руководителями вертикального и горизонтального уровней; нарушение коммуникаций между постоянными и временными участниками работы; сложность отчетности и контроля за работой; угроза двойного подчинения для сотрудников; высокие требования к квалификации персонала.

Проектный тип организационной  структуры. Под проектом понимается любое целенаправленное изменение  в системе. Это может быть освоение и производство нового изделия, внедрение  новых технологий, строительство  объектов и т.д. В этом случае деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированный срок начала и окончания. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, а также планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. Когда проект выполнен, структура его распадается, а сотрудники переходят в новый проект или увольняются (если они нанимались на работу на контрактной основе). По своей форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной или кросс-функциональной структуре, так и дивизиональной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а создается на срок выполнения проекта.

Достоинства структуры: высокая  гибкость и сокращение численности  управленческого персонала по сравнению  с иерархическими структурами. Недостатки структуры: весьма высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта. Такой руководитель должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании. Происходит дробление ресурсов между проектами. Наблюдается сложность взаимодействия большого числа проектов в компании. Процесс развития организации как единого целого усложняется.

Бригадная (кросс-функциональная) структура управления. Это очень древняя организационная форма. Первыми примерами такой структуры управления являлись рабочие артели. Основой данной структуры является организация работ по рабочим группам или бригадам.

Достоинства бригадной структуры: сокращение управленческого аппарата и повышение эффективности управления; гибкое использование кадров, их знаний и компетентности; создание условий  для самосовершенствования; возможность  применения эффективных методов  планирования и управления; сокращение потребности в специалистах широкого профиля. Недостатки бригадной структуры: усложнение взаимодействия (особенно это проявляется в кросс-функциональной структуре); сложность в координации работ отдельных бригад; потребность в высокой квалификации и ответственности персонала и высокие требования к коммуникациям.

23. Природа стресса: понятие, виды, причины, признаки, методы снятия стресса. Пути предупреждения стрессовых ситуаций.

Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто  к дополнительным нервным нагрузкам  на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.

Некоторые специалисты считают, что стресс – это то давление в мире, которое приводит к состоянию  эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт – это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами.

В целом стресс – явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Однако чрезмерный стресс создает проблемы, как для личности, так и для  организаций, сложности в выполнении поставленных задач.

Однако стресс – это  не просто нервное напряжение. У  человека самым распространенным стрессором, то есть фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель. Стрессы, переживаемые работниками, могут оказать  разрушительное воздействие, как на них самих, так и на организацию  в целом. Кадровые службы должны отслеживать  уровень состояния работника, ведущего к стрессам, для того чтобы управлять  трудовыми отношениями.

Информация о работе Структура управления организаций