Студентом выполняются 2 задания из предложенных – на выбор. Текст задания не переписывается. Ответы на вопросы даются максимально полно и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 23:28, практическая работа

Описание

ЗАДАНИЕ 1. Внутриличностный конфликт. Проанализируйте фрагмент из «Исповеди» Л.Н. Толстого (Толстой Л Н. Сочинения. Часть тринадцатая. — М.: Т-во И. Н. Кушнерев и К0. 1911. – С. 16 – 19,6)и объясните:
1. Какой тип внутриличностного конфликта описан автором?
2. В чем причины данного типа внутриличностного конфликта?

Работа состоит из  1 файл

Конфликтология Программированное задание.doc

— 407.00 Кб (Скачать документ)

Программированное задание по дисциплине «Конфликтология» 

    Студентом выполняются 2 задания из предложенных – на выбор. Текст задания не переписывается. Ответы на вопросы даются максимально полно и четко, с использованием теоретического материала (учебники, пособия, лекции). Ответы оформляются письменно, в печатной форме, придерживаясь предложенного плана. Оформляется; титульный лист работы, номера заданий, текст ответов и список использованной литературы. Рекомендуемый объем выполненного задания – 10-20 стр.

    Задание сдается на кафедру социальной психологии и педагогики за 7 дней до экзамена (к.биол.н., ст. преп. Катуновой В.В.). 

ЗАДАНИЕ 1. Внутриличностный конфликт. Проанализируйте фрагмент из «Исповеди» Л.Н. Толстого (Толстой Л Н. Сочинения. Часть тринадцатая. — М.: Т-во И. Н. Кушнерев и К0. 1911. – С. 16 – 19,6)и объясните:

1. Какой тип  внутриличностного конфликта описан  автором?

2. В чем причины  данного типа внутриличностного  конфликта?

3. Раскройте  динамику конфликта Л.Н. Толстого.

4. Какого рода  защитные механизмы от внутриличностного конфликта использовал автор «Исповеди»?

5. К какой  научной концепции внутриличностного  конфликта относится конфликт, описанный  Л.Н. Толстым? Кто автор этой  концепции?

    Я вкусил уже соблазна писательства, соблазна огромного денежного вознаграждения и рукоплесканий за мой ничтожный труд, и предавался ему, как средству к улучшению своего материального положения и заглушению в душе всяких вопросов о смысле жизни моей и общей.

    Я писал, поучая тому, что для меня было единой истиной,— что надо жить так, чтобы самому с семьей было как можно лучше.

    Так я жил, но пять лет тому назад со мною стало случаться что-то очень  странное: на меня стали находить минуты сначала недоумения, остановки жизни, как будто я не знал, как мне  жить, что мне делать, и я терялся и впадал в уныние. Но это проходило, и я продолжал жить по-прежнему. Потом эти минуты недоумения стали повторяться чаще и чаще и все в той же самой форме. Эти остановки жизни выражались всегда одинаковыми вопросами: зачем? Ну, а потом?

    Сначала мне показалось, что это так  — бесцельные, неуместные вопросы. Мне казалось, что это все известно и что, если я когда и захочу заняться их решением, это не будет  стоить мне труда,— что теперь мне только некогда заниматься, а  когда вздумаю, тогда и найду ответы. Но чаше и чаще стали повторяться вопросы, настоятельнее и настоятельнее требовались ответы, и как точки, падая все на одно место, сплотились эти вопросы, без ответов, в одно черное пятно.

    Случилось то, что случается с каждым заболевающим смертельною внутреннею болезнью. Сначала появляются ничтожные признаки недомогания, на которые больной не обращает внимания, потом признаки эти повторяются чаще и чаще и сливаются в одно нераздельное по времени страдание. Страдание растет, и больной не успеет оглянуться, как уже сознает, что то, что он принимал за недомогание, есть то, что для него значительнее всего в мире, что это — смерть.

    То  же случилось и со мной. Я понял, что это — не случайное недомогание, а что-то очень важное, и что  если повторяются все те же вопросы, то надо ответить на них. Но только как я попытался ответить на них и разрешить, я тотчас же убедился, во-первых, в том, что это не детские и глупые вопросы, а самые важные и глубокие вопросы в жизни, и, во-вторых, в том, что я не могу и не могу, сколько бы я ни думал, разрешить их. Прежде чем заняться самарским имением, воспитанием сына, писанием книги, надо знать, зачем я это буду делать. Пока я не знаю — зачем, я не могу ничего делать, я не могу жить. Среди моих мыслей о хозяйстве, которые очень занимало меня в то время, мне вдруг приходил и голову вопрос: «Ну, хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии. 300 голов лошадей, а потом?..». И я совершенно опешивал и не знал, что думать дальше. Или, начиная думать о том, как я воспитываю детей, я говорил себе: «Зачем?». Или, рассуждая о том, как народ может достигнуть благосостояния, я вдруг говорил себе: «А мне что за дело?». Или, думая о той славе, которую приобретут мне мои сочинения, я говорил себе: «Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира. Мольера, всех писателей в мире,— ну. и что ж?...». И я ничего и ничего не мог ответить. Вопросы не ждут, надо сейчас ответить; если не ответишь, нельзя жить. А ответа нет.

    Я почувствовал, что то, на чем я  стоял, подломилось, что мне стоять не на чем, что того, чем я жил, уже нет, что мне нечем жить. Жизнь моя остановилась. Я мог дышать, есть, пить, спать и не мог ни дышать, ни есть, ни пить, ни спать; но жизни не было, потому что не было таких желаний, удовлетворение которых я находил бы разумным. Если я желал чего, я впредь знал, что, удовлетворю или не удовлетворю мое желание, из этого ничего не выйдет. Если бы пришла волшебница и предложила мне исполнить мое желание, я бы не знал, что сказать. Если есть у меня нежелания, но привычки желаний прежних, в пьяные минуты, то я в трезвые минуты знаю, что это — обман, что нечего желать. Даже узнать истину я не мог желать, потому что я догадывался, в чем она состояла. Истина была та, что жизнь есть бессмыслица. Я как будто жил, жил, шел, шел и пришел к пропасти, я ясно увидел, что впереди ничего нет, кроме погибели. И остановиться нельзя, и назад нельзя, и закрыть глаза нельзя, чтобы не видеть, что ничего нет впереди, кроме страданий и настоящей смерти — полного уничтожения.

    Со  мной сделалось то, что я, здоровый, счастливый человек, почувствовал, что я не могу более жить,— какая-то непреодолимая сила влекла меня к тому, чтобы как-нибудь избавиться от жизни. Нельзя сказать, чтоб я хотел убить себя. Сила, которая влекла меня прочь от жизни, была сильнее, полнее хотенья, это была сила, подобная прежнему стремлению к жизни, только в обратном отношении. Я всеми силами стремился прочь от жизни. Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно, как прежде приходили мысли об улучшении жизни. Мысль эта была так соблазнительна, что я должен был употреблять против себя хитрости, чтобы не привести ее слишком поспешно в исполнение. Я не хотел торопиться только потому, что хотелось употребить все усилия, чтобы распутаться: если не распутаюсь, то всегда успею. И вот тогда, я счастливый человек, прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый вечер бывал один, раздеваясь, и перестал ходить с ружьем на охоту, чтобы не соблазниться слишком легким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от нее и между тем чего-то еще надеялся от нее...

    И я спасся от самоубийства. Когда  и как совершился во мне этот переворот, я не мог бы сказать. Как незаметно, постепенно уничтожалась во мне сила жизни и я пришел к невозможности жить, к остановке жизни, к потребности самоубийства, так же постепенно, незаметно возвратилась ко мне эта сила жизни. И странно, что та сила жизни, которая возвратилась ко мне, была не новая, а самая старая, — та самая, которая влекла меня на первых порах моей жизни.

    Я вернулся во всем к самому прежнему, детскому и юношескому. Я вернулся к вере в ту волю, которая произвела  меня и чего-то хочет от меня; я  вернулся к тому, что главная и  единственная цель моей жизни есть то, чтобы быть лучше, т.е. жить согласнее с этой волей; я вернулся к тому, что выражение этой воли я могу найти в том. что в скрывающейся от меня дали выработало для руководства своего вес человечество, т.е. я вернулся к вере в Бога, в нравственное совершенствование и в предание, передававшее смысл жизни. Только та и была разница, что тогда все это было принято бессознательно, теперь же я знал, что без этого я не могу жить. 

ЗАДАНИЕ 2. Организационный конфликт. Проведите анализ конфликтной ситуации по следующему плану. Дайте развернутые и аргументированные ответы.

  1. В чем суть представленного в фильме конфликта? В чем состоит столкновение противоречий?
  2. Кто является его основными участниками?
  3. В каких условиях происходит развитие конфликта (место, время)?
  4. Определите причины данного конфликта.
  5. К каким типам относится этот конфликт?
  6. Что является источником конфликтной ситуации?
  7. Проведите анализ динамики конфликта. Выявите и опишите основные стадии конфликта в следующей последовательности: Предконфликтная ситуация. - Инцидент. - Эскалация.- Завершение конфликта.- Посткофликтная ситуация.
  8. Проведите анализ стиля поведения конфликтантов: как они ведут себя на разных стадиях конфликта? Кто из них предпринимает попытки по предотвращению и разрешению конфликта и в чем они состоят? Какие интересы отстаивают участники конфликта?
  9. Составьте  ролевую и эмоциональную карты данного конфликта (приложение).
  10. Разрешение конфликта. В чем состоят усилия участников по разрешению конфликта?  Какие возможные варианты решений были приняты в реальности? Какие дополнительные шаги к принятому решению можно было бы рекомендовать?
  11. Прогнозирование постконфликтного взаимодействия: каким Вы его представляете? Опишите наиболее возможный с Вашей точки зрения вариант.
  12. Какие функции имеет этот конфликт относительно участников конфликта и их микросоциума?
  13. Если бы Вы оказывали конфликтологическую помощь участникам в данном конфликте, то в чем бы состояла эта помощь? Какие бы методы и методики Вы использовали? Какие бы рекомендации могли бы дать участникам данного конфликта?
  14. Заключение.

    Небольшая компания в 40 человек, занятая в сфере  продажи и обслуживания на территории России высокотехнологичного оборудования. Продажи осуществляют коммерческие директора, однако на фазе подготовки проекта и контракта лично общаются с клиентами также и специалист системного отдела,  специалисты по подготовке контрактов. Системный отдел (СО) отвечает за техническое сопровождение коммерческих директоров на рабочих встречах с клиентами (ведение презентаций решений компании, обсуждение с клиентами технических деталей проектов). Отдел подготовки контрактов (ОПК) занят подготовкой как юридической, так и технико-экономической частью контракта. Отдел маркетинга формально не существует вовсе. Однако в процессе работы системный отдел в лице его руководителя, назовем его Сергей, получал от Заместителя  Генерального директора по коммерции задания, связанные с обязанностями специалиста по маркетингу. Взаимодействие указанных отделов осуществлялось по следующим правилам. Коммерсант получал запрос от клиента на подготовку проекта, формулировал задание и передавал его в ОПК. Специалисты этого отдела запрашивали необходимую информацию для подготовки коммерческого предложения у проектировщиков и у системного отдела. Надо отметить, что согласно существующему приказу Зам. Генерального директора по коммерции принимать задания на подготовку предложений соответствующий отдел мог только от коммерсантов. Это формальная сторона ситуации. Неформальная сторона заключается в том, что некоторые рабочие обязанности были неофициально продублированы между специалистами разных отделов, а именно между системным отделом и отделом подготовки контрактов. Видя загруженность работой Сергея, необходимость представления на рынке нового продукта компании и, поэтому, желая усилить направление технического образования клиентов, руководство фирмы решило наделить дополнительной обязанностью руководителя ОПК, а именно вместе с Сергеем проводить презентации нового оборудования клиентам.  Данная обязанность повлекла за собой соответствующее обучение и перераспределение работы: через непродолжительное время руководитель ОПК могла уже самостоятельно, без поддержки Сергея, вести как презентации, так и технические переговоры.

    На  момент возникновения конфликта  Сергей проработал в компании больше 10 лет и имел репутацию компетентного технического специалиста и ответственного исполнителя. Однако Сергей не был способен быстро ориентироваться в возникающих ситуациях на переговорах и, к сожалению, часто терялся при возникновении «тяжелых» вопросов со стороны клиентов, а если и отвечал, то без «дипломатической хитрости», свойственной коммерсантам.  В связи с этим среди коммерческого отдела возникло убеждение, что по возможности не следует создавать ситуации, когда Сергей мог оказаться один на один с клиентами, а это предполагало контроль со стороны разных специалистов, вовлеченных в переговоры с клиентами. Подобное положение дел устраивало всех, кроме самого Сергея, к личным качествам которого относились честолюбие, стремление к самостоятельности, желание взять на себя ответственность и инициативу не только при решении технических вопросов, но также и коммерческих. Плюс ко всему Зам Генерального директора по коммерции позволял себе прилюдно критиковать в некорректной форме рабочие промахи Сергея, что вызывало у последнего негативные чувства. Именно противоречие личных устремлений Сергея и предоставляемых возможностей со стороны руководства порождало одну за другой конфликтные ситуации. Сначала Сергеем были предприняты неоднократные попытки вмешаться в работу специалистов ОПК, а именно он требовал выполнения его заданий по выполнению расчетов гипотетических проектов и изменение цены некоторых предложений (компетенция исключительно коммерческих директоров), что вызывало возмущение у ОПК. Иногда Сергей мог взять на себя совершенно не свойственную ему функцию переводчика на встрече руководителей всех уровней российского филиала с руководством итальянского головного офиса, что при его недостаточно хорошем знании иностранного языка приводила к неприятным ситуациям. В конце концов, наступил момент, когда Сергей попросил у своего непосредственного начальника, Технического директора, разрешение на изготовление визитных карточек с указанием его должности как Директора по маркетингу, и тот дал разрешение. Далее произошло то, что впоследствии отдел кадров даже назвал скандалом. Зам по коммерции открыто высказал Сергею свое неодобрение в связи с новыми визитками, однако повлиять на решение Технического директора не мог. Остальные коммерсанты открыто выступать не стали, но имели единодушное мнение, что Сергей не может быть Директором по маркетингу, так как эта должность несла в себе также и представительские функции, для выполнения которых  у Сергея не было необходимых способностей. Генеральный директор оказался в сложном положении, так как с одной стороны он понимал, что отмена уже исполненного распоряжения, связанного с визитками, может негативно сказаться на имидже Технического директора, а с другой, Сергей не соответствует заявленной должности, поэтому он не стал вмешиваться в ситуацию открыто. Однако Сергей захотел большего. Он высказал возмущение и Техническому, и Генеральному директору в связи с тем, что у него был обычный контракт, а не контракт менеджера, который давал некоторые преимущества работнику в части свободного графика посещения офиса и дополнительные дни к отпуску.

    В результате дальнейшего давления со стороны Сергея и высказанного руководством нежелания терять его как специалиста, было принято решение пойти ему на уступки: Сергею был предоставлен контракт менеджера с указанием новой должности, Директора по маркетингу. Однако данная ситуация  имела продолжение. На тот момент в компании были уже и другие специалисты, которые могли взять на себя часть работы Сергея. Таким образом, на крупных проектах с новым оборудованием были задействованы другие люди. Примерно через год Сергей нашел другую работу и уволился.

 

    

 

  1.  

ЗАДАНИЕ 3. Трудовой конфликт.

Российское  законодательство выделяет особую категорию внутрифирменных конфликтов — коллективные трудовые споры. Прочитайте Федеральный закон, направленный на регулирование трудовых коллективных споров (принят Государственной Думой ФС РФ 20 октября 1995 г.), и проанализируйте заложенные в нем возможности содействия преодолению подобных конфликтов.

Вопросы:

1. Какой  внутрифирменный конфликт (по форме  и содержанию) в соответствии  с Законом называется коллективным  трудовым спором?

2. Какие  методы отстаивания своих интересов  в коллективных трудовых спорах допускаются по Закону?

3. Проявлением  какой фазы конфликта является  забастовка?

4. На  что ориентированы предлагаемые  законом процедуры: на ликвидацию  возникшего конфликта, на перевод  конфликта из конфронтационной  фазы в компромиссную или на  преодоление конфликта через выстраивание коммуникации?

5. Какая  роль в соответствии со вторым  конфликтологическим подходом отводится  законом посреднику?

6. Какие  коммуникативные структуры вводятся  законом для обеспечения преодоления  конфликта?

7. Какой  тип инцидента описывается в п. 5 ст. 2: информационный или деятельностный?

8. Какому  стилю поведения в конфликте  соответствуют описанные в законе  примирительные процедуры?

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ

О ПОРЯДКЕ  РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

   Глава 1. Общие положения 

Информация о работе Студентом выполняются 2 задания из предложенных – на выбор. Текст задания не переписывается. Ответы на вопросы даются максимально полно и