Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:29, реферат
Большинство современных студентов имеют опыт работы, по крайней
мере временной, в различных организациях. Быстро осознав, что не все поступки – их собственные, начальника или коллег – являются абсолютно рациональными, они начинают размышлять над рядом вопросов: Почему люди ведут себя именно так? Могут ли люди, группы и организации работать более эффективно в условиях постоянных перемен, реструктуризации, развивающейся конкуренции? Что могут сделать менеджеры для того, чтобы мотивировать работников к повышению производительности труда?
Введение
3
1. Сущность организационного поведения
4
2. Силы, определяющие организационное поведение
5
3. Характерные особенности организационного поведения
8
4. Основополагающие концепции организационного поведения
9
5. Система организационного поведения
14
6. Модели организационного поведения
17
Заключение
19
Список использованной литературы
Первый Профессиональный Университет
Факультет: Управления
Специальность: Менеджмент организации
Реферат по дисциплине «Организационное поведение»
Выполнила
Группа:
Проверил
Подпись
Москва
2010 г.
Содержание
Введение |
3 |
1. Сущность организационного поведения |
4 |
2. Силы, определяющие организационное поведение |
5 |
3. Характерные особенности организационного поведения |
8 |
4. Основополагающие концепции организационного поведения |
9 |
5. Система организационного поведения |
14 |
6. Модели организационного поведения |
17 |
Заключение |
19 |
Список использованной литературы |
20 |
Введение
Большинство современных студентов имеют опыт работы, по крайней
мере временной, в различных организациях. Быстро осознав, что не все поступки – их собственные, начальника или коллег – являются абсолютно рациональными, они начинают размышлять над рядом вопросов: Почему люди ведут себя именно так? Могут ли люди, группы и организации работать более эффективно в условиях постоянных перемен, реструктуризации, развивающейся конкуренции? Что могут сделать менеджеры для того, чтобы мотивировать работников к повышению производительности труда? Какие достижения теории, результаты исследований и опыт других руководителей могут быть использованы для повышения управленческой
квалификации?
Предмет «Организационное поведение» нацелен именно на то,
чтобы дать ответы на поставленные вопросы. Теория организационного поведения постоянно развивается, она вышла за пределы применения поведенческой науки к рабочим ситуациям. Это развивающаяся сфера, в которой остается множество вопросов и возможностей для усовершенствования.
1. Сущность организационного поведения
Организационное поведение
– это наука, изучающая
(индивидов и групп) в
полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности
человека.
Объекты изучения организационного поведения:
• поведение индивидов в организации;
• проблемы межличностных отношений при взаимодействии двух
индивидов (коллег или пары «начальник – подчиненный»);
• динамику отношений
внутри малых групп (как
• возникающие межгрупповые отношения;
• организации как
целостные системы, основу
внутриорганизационные отношения (например, стратегические альянсы и совместные предприятия).
Большинство научных дисциплин (и ОП не исключение) преследует
четыре цели – описание, осознание, прогнозирование и контроль над
определенными явлениями.
Целями организационного поведения являются:
1. систематизированное описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях;
2. объяснение причин
поступков индивидов в
3. предсказание поведения работника в будущем;
4. овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и
их совершенствование.
2. Силы, определяющие организационное поведение
Природа организации
формируется в процессе
направлениям – люди (Индивиды
и Группы), организационные структуры
(отдельные виды работ и группы), технологии(оборудование,
компьютерная техника и программное обеспечение)
и внешняя среда(правительство, конкуренция
и социо-этнические факторы), в которой
действует данная организация.
Выполнение рабочих
заданий сотрудниками
координацию их усилий, а значит, в компании должна быть создана
определенная структура
Люди. Сотрудники организации образуют ее внутреннюю социальную
систему, включающую в себя индивидов и группы (большие и малые, формальные и неформальные). Одна из основных характеристик групп – их
высокая динамика (формирование, развитие и распад). Люди (сотрудники) – это живые, думающие, чувствующие существа, деятельность которых направлена на достижение поставленных перед организацией целей. Мы должны помнить, что организация существует, чтобы служить людям, и никак не наоборот.
Современные организации существенно отличаются от своих предшественниц. Менеджерам приходится решать все более сложные задачи.
Они должны не только осознавать неизбежность различных образцов поведения сотрудников, но и быть готовыми адаптироваться к ним.
Организационная структура. Организационная структура определяет формальные отношения между людьми и позволяет использовать их для достижения целей компании. Осуществление различных видов деятельности предполагает, что в организации трудятся представители самых разных профессий, занимающие различные должности. Эффективная координация их усилий предполагает разработку некой структурной схемы. Отношения индивидов внутри этой структуры создают сложные схемы сотрудничества – согласования, принятия и реализации решений.
Некоторое время назад
возобладала тенденция
организационных структур, в основном за счет сокращения должностей
менеджеров среднего звена, вызванная необходимостью снижения издержек при сохранении конкурентоспособности компании. Кроме того, набирает силу процесс укрупнения организаций (преимущественно в форме слияний и
поглощений). Отдельные организации проводят эксперименты по найму
временных (так называемых ситуационных) сотрудников для выполнения
конкретных задач.
Технология. Технологическое обеспечение представляет собой материальные ресурсы, вовлеченные в процесс управления и производства. Уровень техники и технологий оказывает значительное влияние на трудовые отношения. Техника позволяет сделать больше и работать лучше, но она же накладывает и ограничения (по уровню квалификации сотрудников), т.е. ее применение сопряжено как с выгодами, так и с издержками. Повышение роли робототехники и компьютеризация производства, перераспределение рабочей силы из сферы производства в сферу услуг, повсеместное внедрение компьютеров и разработка ориентированного на пользователя программного обеспечения, быстрое развитие возможностей сети Интернет – все эти факторы оказывают все возрастающее давление на ОП, усложняя проблемы обеспечения бесконфликтного равновесия технической и социальной систем.
Окружающая среда. «Жизнь» организации протекает в «рамках»
внутренней и внешней среды. Ни одна из организаций, будь то завод или школа, не имеет возможности избежать влияния внешней среды, воздействующей и на положение индивидов, и на условия труда, порождающей острейшую конкуренцию за доступ к ресурсам и энергии. Поэтому при изучении поведения человека в организациях следует обязательно принимать во внимание воздействие многочисленных факторов внешней среды.
3. Характерные особенности организационного поведения
Одна из основных отличительных черт науки об организационном поведении – ее междисциплинарный характер.
Организационное поведение объединяет поведенческие (бихевиористские) науки (систематизированные знания о характере и причинах поступков людей) с другими дисциплинами – менеджментом, экономической теорией, экономико-математическими методами, кибернетикой (из которых заимствуются любые, способствующие улучшению взаимоотношений между людьми и организациями, идеи).
Еще одна отличительная черта организационного поведения – системность, опирающаяся на результаты исследований и концептуальные разработки.
Исследование – это процесс сбора и интерпретации данных, которые
подтверждают или опровергают теоретические построения. Исследование – это непрерывный процесс, благодаря которому мы постоянно расширяем круг наших знаний о поведении человека в процессе труда.
Третья особенность организационного поведения – постоянно возрастающая популярность теорий и исследований у практикующих менеджеров. Современные управленцы весьма восприимчивы к новым идеям, они поддерживают исследования организационного поведения, проверяют на практике новые модели.
4. Основополагающие концепции организационного поведения
Все общественные (и естественные) науки опираются на философский фундамент базисных, направляющих их развитие, концепций.
Организационное поведение основывается на ряде базисных идей о природе человека и организаций, которые и являются теми самыми «проверенными временем» принципами.
Базисные концепции организационного поведения
Человеческая природа Природа организации
• Индивидуальные особенности • Социальные системы
• Восприятие
• Целостность личности
• Мотивированное поведение
• Стремление к соучастию
• Ценность личности
Природа человека
Принято выделять шесть основных, характеризующих любого индивида
понятий: индивидуальные особенности, восприятие, целостность личности,
мотивация поведения, стремление к соучастию и ценность личности.
Индивидуальные особенности. Идея индивидуальных особенностей родилась в психологии. Со дня своего рождения каждый человек уникален, а приобретаемый индивидуальный опыт делает людей еще более отличающимися друг от друга. Наличие индивидуальных особенностей
предопределяет тот факт, что наиболее эффективная мотивация работников
предполагает специфический подход менеджера к каждому из них. Положение об уникальности каждого человека обычно называется законом индивидуальных особенностей.
Восприятие. Каждый из нас индивидуально воспринимает
происходящие вокруг события. Наше отношение к объективной реальности
проходит через фильтр индивидуального восприятия, представляющего собой уникальный для каждого человека, формирующийся на основе накопленного опыта способ видения, систематизации и интерпретации вещей и событий. Уникальное видение каждого из нас доказывает, что мы ведем себя не как машины, а как человеческие существа.
Целостность личности. Конечно же, организации с радостью
ухватились бы за возможность «принимать на работу» только квалификацию
индивида или его способность к анализу, но в реальности компаниям приходится иметь дело с целостной личностью, а не с отдельными ее качествами.
Профессиональное мастерство не существует без опыта и знаний, личная жизнь человека не может быть полностью отделена от процесса труда, моральные условия неотделимы от физических. Каждый из нас – целостное человеческое существо.
Реализация организационного поведения предполагает, что администрация организации нуждается не просто в квалифицированных сотрудниках, но в развитых личностях.
Мотивированное поведение. Одно из основных положений
психологии гласит, что нормальное поведение человека формируется под
воздействием определенных факторов, которые могут быть связаны с
потребностями индивида и/или последствиями его поступков. Когда мы имеем дело с человеческими потребностями, необходимо помнить, что побуждения людей отнюдь не таковы, какими, как мы считаем, они должны быть; они являются тем, чего желают сами люди.
Мотивация
сотрудников – обязательный
зависимости от находящихся в ее распоряжении технологий и оборудования,
ресурсы эти не могут быть использованы до тех пор, пока к ним не приложится труд предварительно мотивированных людей.
Стремление к соучастию. Многие сотрудники активно стремятся,
используя свои таланты и идеи, способствовать успеху организации, поделиться с коллегами тем, что они узнали и чему научились на своем опыте. Организации должны предоставлять максимально благоприятные возможности таким работникам, ибо речь идет о выгодной обеим сторонам практике.
Ценность личности. Каждый сотрудник организации хотел бы
внимательного и уважительного отношения со стороны руководства. Теория о том, что человек – один из экономических инструментов, давно утратила
Информация о работе Сущность и характерные особенности организационного поведения