Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:29, реферат
Большинство современных студентов имеют опыт работы, по крайней
мере временной, в различных организациях. Быстро осознав, что не все поступки – их собственные, начальника или коллег – являются абсолютно рациональными, они начинают размышлять над рядом вопросов: Почему люди ведут себя именно так? Могут ли люди, группы и организации работать более эффективно в условиях постоянных перемен, реструктуризации, развивающейся конкуренции? Что могут сделать менеджеры для того, чтобы мотивировать работников к повышению производительности труда?
Введение
3
1. Сущность организационного поведения
4
2. Силы, определяющие организационное поведение
5
3. Характерные особенности организационного поведения
8
4. Основополагающие концепции организационного поведения
9
5. Система организационного поведения
14
6. Модели организационного поведения
17
Заключение
19
Список использованной литературы
популярность. Сегодня в «моде» высокая ценность квалификации и способностей, возможности для саморазвития каждого работника.
Природа организаций
Фундамент
организационной концепции
Социальные системы. В социологии принято считать, что организации являются социальными системами, деятельность которых регулируется как законами общества, так и психологическими законами. Фактически в организации бок о бок существуют две социальные системы. Одна из них – формальная (официальная) социальная система, другая – неформальная.
Социальная система предполагает, что окружающая среда организации подвержена динамическим изменениям, все ее элементы взаимозависимы и
каждый из них подвержен влиянию любого другого элемента.
Общность интересов. Организации нуждаются в людях, в свою очередь, люди нуждаются в организациях. Каждая организация имеет определенные социальные цели. Они формируются и ведут свою деятельность на основе определенной общности интересов их членов. Менеджерам необходимы наемные работники, ибо без них невозможно выполнение задач организации; сотрудники нуждаются в компании, так как она способствует достижению их личных целей. При отсутствии взаимности отсутствует и общая база, на которой создается нечто ценное для социума. Как показано на рисунке 3, общность интересов определяет сверхзадачу организации, которая решается только объединенными усилиями наемных работников и работодателей.
Этические принципы. Для того чтобы привлечь и удержать ценных
сотрудников (спрос на которых постоянно возрастает), организации строят свою деятельность на соблюдении этических принципов. Все большее число фирм осознают эту необходимость и разрабатывают различные программы, способствующие обеспечению высоких моральных стандартов как для менеджеров, так и для работников. Компании принимают этические кодексы, проводят обучение этике отношений, поощряют сотрудников за этичное поведение, рекламирует положительные образцы поведения и устанавливают внутренние процедуры, призванные контролировать соблюдение моральных принципов.
Этичность целей и действий организации является основной предпосылкой возникновения системы тройного вознаграждения, т.е. достижения целей индивидов, организаций и общества. Сотрудничество и работа в командах способствует повышению степени удовлетворения индивидов характером труда, ибо они получают возможность обучения и личностного роста, ощущают, что вносят ценный вклад в достижение общих целей. В свою очередь, возрастает и эффективность организации в целом: повышается качество продукции, улучшается обслуживание, сокращаются затраты. Но, возможно, наибольшую выгоду получает общество, пользующее высококачественными товарами и услугами, возрастают потенциальные возможности его граждан, формируется
атмосфера сотрудничества и прогресса.
5. Система организационного поведения
Достижение
поставленных перед
создание, распространение
и внедрение системы
Такие системы организационного поведения существуют в каждой организации, но в различных формах.
Наиболее эффективными зарекомендовали себя сознательно созданные; регулярно контролируемые и совершенствуемые системы. Основная задача систем организационного поведения состоит в идентификации важнейших человеческих и организационных факторов, оказывающих влияние на достижение организацией поставленных целей, и создании условий для эффективного управления ими.
Элементы системы организационного поведения
Фундамент
системы организационного
Философия организационного поведения организации – это комплекс предположений и убеждений руководителей и управленцев организации относительно реального состояния дел компании и задач ее производственной деятельности, а также возможной идеальной системы. Философия базируется на двух источниках –фактических и ценностных предпосылках.
Фактические
предпосылки – это наш
основываются как
Ценностные предпосылки представляют наш взгляд на желательность
определенных целей и видов деятельности. Мы можем выбирать их, изменять их, отказываться от них.
Менеджеры
несут основную
Видение – это противоречивый образ того, чем организация и ее члены
могут быть, т.е. ее возможное (и желательное) будущее. Руководителям
необходимо создать
направлении должна развиваться организация и какие основные изменения ждут ее впереди. Формулировка видения требует настойчивой его пропаганды, чтобы донести его до работников всех рангов.
Цели – это конкретные показатели, к которым организация стремится в
определенный период времени. Постановка целей представляет собой комплексный процесс, причем цели руководства высшего уровня должны быть увязаны с целями сотрудников. Следовательно, создание эффективной социальной системы предполагает реальное объединение индивидуальных, групповых и организационных целей.
Философия организации определяет ценностные предпосылки, способствующие формированию видения компании. Видение – «расширенная» миссия организации, а цели – «вехи», отмечающие движение компании. Философия, ценности, видение, миссия и цели образуют восходящую иерархию, которая образует «каркас» организационной культуры. Культура отражает формальную организацию с ее политикой, структурами, процедурами и внешней социальной средой. Менеджеры должны помнить о неформальных группах организации. Формальная и неформальная организации представляют собой «клей», соединяющий различные элементы компании в эффективную рабочую команду.
Управленческая деятельность предполагает, что менеджеры придерживаются определенного стиля руководства, используя свои коммуникативные навыки и знания межличностной и групповой динамики для достижения высокого качества трудовой жизни в организации. Решение данной задачи позволяет должным образом мотивировать работников к достижению целей организации, а также к индивидуальной удовлетворенности трудом. Создаются двунаправленные отношения, поддерживающие обе стороны, т.е. менеджер и работники влияют друг на друга к обоюдной выгоде.
Поддерживающие системы организационного поведения характеризуются скорее управлением с помощью сотрудников, чем властью над ними, что имеет большое значение в контексте современной системы человеческих ценностей.
6. Модели организационного поведения
Основой моделей
организационного поведения
управленческие теории, которые разработал и обосновал Дуглас Макгрегор.
Основные положения данных теорий представлены в таблице.
Теория Х |
Теория Y |
• Типичный индивид негативно относится к труду и по мере возможности постарается избежать участия в работе; |
• Труд также естественен для человека, как игра или отдых; |
• Типичный индивид не склонен принимать на себя ответственность, неамбициозен и, прежде всего, нуждается в безопасности; |
• Человек отнюдь не является
прирожденным лентяем. Его негативное
отношение к труду – |
• Участие людей в процессе
труда
осуществляется только под принуждением,
под
контролем менеджмента. |
• Решая поставленные задачи, работники будут самостоятельно регулировать свою деятельность и контролировать трудовой процесс; |
Модели организационного поведения
Авторитарная |
Опекунская |
Поддерживающая |
Коллегиальная | |
Базис модели |
Власть |
Экономические ресурсы |
Руководство |
Партнерство |
Ориентация менеджмента |
Полномочия |
Деньги |
Поддержка |
Работа в команде |
Ориентация работников |
Подчинение |
Безопасность |
Выполнение рабочих заданий |
Ответственно поведение |
Психологический результат для работника |
Зависимость от непосредственного начальника |
Зависимость от организации |
Участие в управлении |
Самодисциплина |
Удовлетворение потребностей работника |
В существовании |
В безопасности |
В статусе и признании |
В самореализации |
Участие работника в процессе труда |
Минимальное |
Пассивное сотрудничество |
Пробужденные стимулы |
Умеренный энтузиазм |
Представленные
в таблице модели
эволюционный ряд практических методов управления за прошедшие 100 лет.
Хотя в
конкретный период времени
те или другие организации использовали каждую из рассматриваемых нами
моделей.
Поскольку каждая организация уникальна, методы организационного поведения в ее отделах и филиалах могут различаться. Выбор модели организационного поведения определяется множеством факторов. Превалирующая философия, видение, миссия и цели организации и ее менеджеров влияют на (и, в свою очередь, подвергаются воздействию) модели.
Итак, анализ моделей организационного поведения позволяет нам сделать следующие выводы:
• развитие
и смена моделей носят
• они во многом определяются превалирующими потребностями
работников;
• в настоящее время отмечается тенденция к применению новых моделей;
• эффективность модели во многом зависит от конкретной ситуации;
• модели могут модифицироваться и развиваться в различных направлениях.
Основной вывод, следующий из анализа моделей организационного
поведения: задача менеджеров состоит не только в идентификации
используемых в организации поведенческих моделей, но и в осознании современных требований и проявлении управленческой гибкости в случае
изменений внешних условий
и появлений новых
Заключение
Интерес исследователей и менеджеров к четырем целям – описанию,
пониманию, предсказанию и контролированию человеческого поведения в
процессе труда на протяжении всего XX столетия постоянно возрастал, что
обусловливается как философским желанием многих людей к гуманизации
организаций, так и практической необходимостью формирования
высокоэффективного рабочего окружения. Сегодня организационное поведение
– один из важнейших курсов в школах бизнеса, технических и медицинских
учебных заведениях. Более того, его роль и в академических программах, и в
программах корпоративного управления будет возрастать по мере того, как
организации будут преобразовываться в основанные на знании обучающиеся
системы.
Организационное поведение имеет определенные ограничения, но они не
могут заслонить огромнейший потенциал этой науки. Организационное
поведение способствует усовершенствованию окружающей человека среды,
высвобождению его творческого потенциала и решению основных социальных
проблем.
Список использованной литературы
1. Джордж Дж. М., Джонунс Г. Р. Организационное поведение. Основы
управления: Учеб.пособие для вузов / Под ред. Е. А. Климова: Пер. с англ.
М.:ЮНИТА ДАНА, 2003.
2. Емельянов С.
М. Практикум по
3. Зигерт В., Ланг. Руководитель без конфликтов: Пер. с нем. М.: Эко
номика, 2000.
4. Карташова Л. В. Организационное поведение. М.: ИНФРА М, 2005.
5. Красовский Ю. Д. Организационное поведение: Учеб.пособие для
вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.
6. Ньюстром Дж., Девис К. Организационное поведение. Поведение
человека на рабочем месте. СПб.: Питер, 2000.
7. Роббинз П. Основы организационного поведения. М.: Вильямс, 2005.
8. Роджерс Э. Р. коммуникации в организациях: Пер. с англ. М.: Эко
номика, 2002.
9.Смирнов С. В.,
Мурашова Е. П.
пособие / МГИУ. М., 1999.
10. Сурков С. А. Люди на работе: Учебник по организационному поведе
нию. М.: Дело и сервис, 2005.
11. Фред Л. Организационное поведение. М.: ИНФРА М, 1999.
12. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение.
СПб.: Питер, 2004.
13. Шоннеси О. Принципы организации управления фирмой: Пер. с
англ. М.: Экономика, 2004.
14. Организационное поведение: Учебник / Под ред. Г. Р. Латфулли
на, О. Н. Громовой. СПб.: Питер,2004.
15.Организационное поведении в таблицах и схемах: Учеб.пособие /
Информация о работе Сущность и характерные особенности организационного поведения