Сущность и содержание инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:10, контрольная работа

Описание

Научно-технический прогресс, особенно его современный этап – научно-техническая революция, способствует развитию массового производства многих видов продукции при одновременном уменьшении общественно необходимых затрат на их изготовление. Внутренняя логика развития науки приводит к созданию принципиально новых и усовершенствованию существующих видов продукции и технологий, ускорению темпов их обновления, что вносит специфические изменения в систему общественных потребностей.

Содержание

Введении
1. Определение инноваций
2. Классификаций инноваций
3. Инновации как объект управления
4. Механизм управления инновациями
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Сущность инноваций .doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

 ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ОКТЯБРЬСКИЙ

КАФЕДРА гуманитарных и социально-экономических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «МЕНЕДЖМЕНТ»

 

НА ТЕМУ: «СУЩНОСТЬ  И СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы ГРЗ-10-15                                      Д.Н. Грицай

Проверил: доцент, к.ю.н.                                                            Р.Н. Юсупов

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрьский, 2013

 

Содержание

 

Введении 

1. Определение инноваций 

2. Классификаций инноваций 

3. Инновации как объект  управления 

4. Механизм управления  инновациями 

Заключение 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Научно-технический прогресс, особенно его современный этап – научно-техническая революция, способствует развитию массового производства многих видов продукции при одновременном  уменьшении  общественно  необходимых  затрат  на  их  изготовление.  Внутренняя логика развития науки приводит к созданию принципиально новых и усовершенствованию существующих видов продукции и технологий, ускорению темпов их обновления, что вносит специфические изменения в систему общественных потребностей. При этом возникают новые потребности, выявляются разнообразные способы удовлетворять различные потребности одним продуктом, меняются соотношения между различными потребностями, раскрываются возможности удовлетворения одних и тех же потребностей разными видами продукции и т. д.

Массовый  характер  производства,  ускорение  создания  принципиальных  новшеств и  модифицированных  видов  продукции,  изменения  условий  труда  не  только  расширили потребности, но и трансформировали структуру общественных потребностей. Общественные потребности (производственные и личные) удовлетворяются за счет двух источников:

1)  экстенсивного   расширения  освоенных  видов   продукции  и  технологий.  Экстенсивное  расширение  освоенных  видов  продукции,  превращая  единичную  потребность  в массовую и вызывая новые потребности, создает необходимые условия для полного удовлетворения многих ранее неудовлетворенных потребностей. Кроме того, такое расширение производства будет способствовать также удовлетворению части вновь возникающих потребностей, например меняя назначение выпускаемых видов изделий, приспосабливая их к изменяющимся условиям, хотя в этом случае имеют место нерациональное потребление, большие потери;

2)  быстрого  и   эффективного  создания  и   реализации  новшеств,  их  ассортиментной широты и масштабности нововведений (инноваций).

Второй источник –  нововведения (инновации) представляют собой основу удовлетворения общественных потребностей.

Объясняется это эластичностью  потребностей, разнообразием и динамичностью  их структуры, возможностью удовлетворения за счет новшеств существующих потребностей (из-за экономической нецелесообразности  выпуска «старой»  продукции,  несоответствия ее  параметров условиям потребления), а также способностью  удовлетворять различные потребности в результате  внедрения одного  нововведения.  В  общем  плане  нововведения (инновации)  –  это  реальные  возможности  удовлетворения  общественных  потребностей, выраженные  в  вещной  форме  и  представляющие  конкретные  способы,  пути  и  средства достижения основной цели производства.

Нововведения, являясь  результатом  инновационной  деятельности  в  конечном  счете способствуют повышению конкурентоспособности  производства и эффективному развитию экономики. Об этом и о необходимости  активизации инновационной деятельности свидетельствуют следующие данные. В промышленно развитых странах 70–85 % валового внутреннего  продукта  (ВВП)  обеспечивается  за  счет  инноваций,  новшеств.  Отметим,  что  в начале 1980-х гг. этот показатель в развитых странах оценивался в пределах 55–65 %. В России до перехода к рыночным отношениям эта доля оценивалась в пределах 25–30 %. В настоящее время в России внедряется лишь 2 % изобретений, в то время как в развитых странах – 30 % и более. Разработку и освоение новшеств осуществляют 6–9 % промышленных предприятий, а в промышленно развитых странах 35–40 %.

В России 60 % увеличения ВВП  происходит за счет роста цен на нефть и газ. В настоящее время место страны в мире во многом определяется объемом реализации ее инновационной продукции. Годовой оборот инновационных технологий на мировом рынке в несколько раз превышает оборот по всем сырьевым составляющим, включая нефть и газ. Доля России в наукоемкой продукции, поставляемой на мировой рынок, составляет 0,3–0,5%, в то время как доля Германии – 17%, США – 36, Японии – 32%. При этом доля высокотехнологично продукции в экспорте России составляет 3–4%, в Китае – 22, Южной Корее – 38, Венгрии – 25%. Добавим, если в стране с однобоким развитием экономики, ориентированным на добычу сырья, одна тонна продукции стоит 100 долл., то в стране, вставшей на инновационный путь развития, – 1млн.долл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение инновации

 

Слово  «инновация»  является синонимом нововведения, или   новшества, и может использоваться наряду с ними (см. английские   терминологические словари). В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции  (техники), технологии, метода и т.д.; в другом — как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. Нам более  импонирует определение инновации как результата творческого процесса в виде созданных (либо внедренных)  новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна   его   потребительских  свойств. Техническая же новизна играет второстепенную роль. Таким образом, понятие инновации распространяется   на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое  усовершенствование,   обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Инновация возникает  в результате  использования результатов научных исследований  и разработок, направленных  на совершенствование процесса производственной деятельности,   экономических,   правовых   и  социальных отношений   в области   науки,  культуры,  образования,  в других   сферах   деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или  анализа. Инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший  реализацию в виде нового или усовершенствованного   продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Таким образом, конечным результатом инновации является коммерческий успех.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики   базируется   на международных   стандартах, рекомендации   по которым приняты в Осло в 1992 г., отсюда название — «Руководство Осло». Они разработаны применительно к технологическим инновациям и охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные. Продуктовые инновации   охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов.

Процессные инновации — это освоение новой или значительно усовершенствованной   продукции,  организации   производства.  Выпуск   такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов  производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация инноваций

 

Существуют различные  виды классификации инноваций. В зависимости от используемых критериев различают:

- по  видам  работ  –  научные,  технические  (конструкторские  и  технологические), опытно-экспериментальные и производственные инновации;

- по конкретным результатам процесса нововведений (инноваций) – патенты, изобретения, новые или модифицированные изделия, прогрессивные технологические процессы, услуги, стандарты, новые методы управления и организации производства;

- по степени новизны – принципиально новые, новые, модификационные (модифицирующие) и псевдоинновации (псевдонововведения)  ;

- по  предметному  (вещественному)  содержанию  –  продуктовые,  технологические, социально-экономические, экологические, информационные, организационные и управленческие инновации;

- по виду эффекта – научно-технические, экономические, социальные, экологические, информационные и политические инновации;

- по охвату основных сфер деятельности – производственно-технологические, организационно-управленческие,  социально-политические  и финансово-экономические инновации.

В практике управления инновационным  процессом учитываются прежде всего  наиболее важные критерии, отражающие существо инноваций (нововведений) и  вытекающие непосредственно из определения понятия «инновация». К таким критериям относятся степень новизны и предметное содержание. Среди инноваций, выделяемых по предметному содержанию, наиболее важными являются продуктовые и технологические, но определяющими – продуктовые. Продуктовые новшества (инновации) являются определяющими как способы и средства удовлетворения общественных потребностей, прежде всего материальных. Значительную часть продуктовых новшеств (инноваций) составляют средства труда.

Продуктовые новшества  стали определяющими по отношению к другим и по той причине,  что  многие  организационно-управленческие,  социально-экономические  нововведения обусловлены появлением новых видов продукции и условиями их потребления. Более того,  само  практическое  осуществление  таких  инноваций  в  основном  зависит  от  уровня продуктовых нововведений (инноваций) и темпов их распространения. Например, внедрение АСУ (организационно-управленческое новшество) или очистка водоемов (экологическое  новшество)  определяется  уровнем  развития  технических  средств  –  вычислительно техники, очистных сооружений и т. д. (продуктовых новшеств). Об этом свидетельствует показатель масштабности работ по продуктовым нововведениям (около 70 %). Продуктовые новшества в зависимости от области их применения подразделяются на продукцию производственного, потребительского и иного назначения (научное, оборонное, спортивное, экологическое). Все эти новшества (инновации) независимо от их назначения представляют собой промышленную продукцию.

Инновация  характеризуется  такими  родственными  терминами,  как инновационный процесс,  инновационная деятельность,  инновационный потенциал  и  потенциал  инновации. Инновационный процесс рассматривается как процесс прохождения новшеством цикла «исследование – производство – потребление». Инновационная  деятельность  – это различные виды работ по созданию новшеств, в состав которых входят исследования поисково-прикладного  характера,  проектно-конструкторские  и  технологические  разработки, опытно-экспериментальные и производственно-эксплуатационные работы.      

Инновационный  потенциал  – это готовность  и восприимчивость общества,  народного хозяйства, отрасли, региона (республики), научно-производственного комплекса, предприятия к нововведениям (инновациям) с учетом научно-технических, производственных, трудовых,  материально-ресурсных  и  иных  возможностей.  Понятие  потенциал  инновации обычно используется при оценке научно-технической и социально-экономической значимости инновации, ее масштабности. Здесь было бы более обоснованным учитывать и экологическую значимость. Исходя из этого потенциал инновации можно трактовать как ожидаемы уровень научно-технической, социально-экономической и экологической эффективности ее реализации, а также возможности ее совершенствования (модификации, модернизации) и широкого распространения. Инновационный потенциал и потенциал инновации могут быть оценены лишь на основе анализа конкретных объектов (например, региона, предприятия) и отдельных новшеств (изделий, технологических процессов, методов производства и управления).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Инновация как объект  управления 

 

 

Инновации – это процесс  постоянного обновления в различных  областях распространения производства. Инновацией называют любые разработки в технических и технологических сферах, стимулирующие производственную деятельность обновления. Инновации реализуются в жизнь, базируясь на комплексном анализе работы с целью определения возможностей своего потенциала на рынке.

Комплексный анализ состоит  из:

1) рассмотрения предпочтительного положения на рынке изделий;

2) анализа положения изделий на новых рынках;

3) оценки производимых изделий с позиции целесообразности производства;

4) рассмотрения перспективы! выпуска изделия для новых сегментов рынка;

5) оценки трансформации в системе сбыта. Инновации являются главным средством

развития предприятия  на рынке.

Информация о работе Сущность и содержание инноваций