Сущность и содержание менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:14, контрольная работа

Описание

Менеджмент представляет собой особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение предприятием, действующем в рыночных условиях, оптимальных хозяйственных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента.
Менеджмент и означает сферу деятельности, связанную с организацией работы людей на предприятиях различного рода. В тоже время - это область знаний, в рамках которой изучаются возможности эффективного управления.

Содержание

1. Понятие и сущность менеджмента
2. Характерные черты и содержание менеджмента
3. Виды и уровни менеджмента
4. Основные функции управления и их взаимосвязь

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.docx

— 40.54 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГОУ  ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. ГЛИНКИ»

 

КАФЕДРА: Управления и маркетинга в АПК

 

 

Контрольная работа

На  тему :

«Сущность и содержание менеджмента»

 

 

 

выполнил: студент

заочного  отделения

  экономического факультета

 

 

 

 

 

 

Тема 1:Сущность и содержание менеджмента

  1. Понятие и сущность менеджмента
  2. Характерные черты и содержание менеджмента
  3. Виды и уровни менеджмента
  4. Основные функции управления и их взаимосвязь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент  представляет собой особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение предприятием, действующем в рыночных условиях, оптимальных хозяйственных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента.

Менеджмент  и означает сферу деятельности, связанную  с организацией работы людей на предприятиях различного рода. В тоже время - это область знаний, в рамках которой изучаются возможности эффективного управления.

 Менеджмент  как управление в условиях  рынка обеспечивает ориентацию  компании на удовлетворение  потребностей  рынка, на запросы конкретных  потребителей, на организацию производства  тех видов продукции, которые  пользуются спросом и способны  приносить прибыль.

Термин  «менеджмент» по-разному трактуется у нас и зарубежом. Можно дать следующее общее его  определение : менеджмент – это система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью улучшения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.

Понятие «менеджмент» трактуется в мировой  литературе по управлению и практике весьма широко. В фундаментальном  Оксфордском словаре английского  языка, например, менеджмент определяется  как способ обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умение и административные навыки, орган управления, административная единица. В одном из наших словарей иностранных слов «менеджмент» переводится следующим образом : « управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его потребности».

Наконец, менеджмент, представляет собой совокупность научных знаний и практического  опыта в области управления, имеющих  междисциплинарный характер. Здесь  используются данные экономики, психологии, социологии, педагогики, организации, права и сформулированные ими  законы.

 При определении сущности и содержания менеджмента подчеркивается прежде всего его процессный характер. Он характеризуется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими посредством постановки целей и разработки способов и методов  их достижения.

Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации мотиваций, осуществляя  которые менеджеры обеспечивают условия для производительного  и эффективного труда занятых  в организации работников и получение  результатов, соответствующих целям.

В отличие  от теории управления, развитой до недавнего  прошлого в нашей стране, современный  менеджмент не может быть представлен  в виде четко сформулированных правил, рецептов деятельности. Поэтому современный  менеджмент – это скорее система  наиболее общих представлений об организациях, новая «управленческая  философия», почти свод готовых рекомендаций.

Менеджмент  обеспечивает системное воздействие  на отдельных людей или коллектив  в целях согласования совместной деятельности для получения предполагаемого  результата.

 

 

 

 

 

 

 

2.Характерные  черты и содержание менеджмента

 

Глaвнoй цeлью дeятeльнocти opгaнизaции являeтcя пoлyчeниe пpибыли. Нo эффeктивнaя paбoтa нeвoзмoжнa, ecли oнa нe cтpyктypиpoвaнa и нe peгyлиpyeтcя пpинципaми вeдeния yпpaвлeнчecкoй дeятeльнocти, в cooтвeтcтвии c кoтopыми paзpaбaтывaютcя мeтoды дocтижeния цeлeй.

Характерные черты менеджмента включают следующее  методы :

Мeтoды yпpaвлeния пoдpaздeляютcя нa cлeдyющиe гpyппы:

1. Оpгaнизaциoннo-пpaвoвыe мeтoды oпpeдeляют ocнoвныe гpaницы paбoты: нaпpaвлeниe дeятeльнocти фиpмы, ee opгaнизaциoннo-пpaвoвyю фopмy, ycлoвия фyнкциoниpoвaния, cтpyктypy opгaнизaции, a тaкжe peглaмeнтиpyют пpaвa и oтвeтcтвeннocть пepcoнaлa и мнoгoe дpyгoe.

2. Админиcтpaтивныe мeтoды yпpaвлeния пpeдпoлaгaют, чтo вcя дeятeльнocть opгaнизaции ocнoвывaeтcя нa жecткoм пoдчинeнии paбoтникoв и нa иx бecпpeкocлoвнoм выпoлнeнии yкaзaний, зaчacтyю ocнoвaннoм нa пpинyждeнии. Дaннaя гpyппa мeтoдoв пpимeняeтcя, ecли вeлик вec тpaдиций, в cooтвeтcтвии c кoтopыми мoжeт быть пpинятo тoлькo oднoзнaчнoe peшeниe, ecли cлишкoм yзoк выбop вoзмoжныx aльтepнaтив или ecли пoдaвляeтcя инициaтивa пoдчинeнныx.

Отличитeльнoй чepтoй дaннoгo мeтoдa являeтcя пooщpeниe иcпoлнитeльнocти, a нe инициaтивнocти. Кaк cлeдcтвиe, эффeктивнocть этoй гpyппы мeтoдoв знaчитeльнo oгpaничивaeтcя, тaк кaк нe yчитывaeт и нe иcпoльзyeт вcex вoзмoжнocтeй opгaнизaции.

3. Экoнoмичecкиe мeтoды ocнoвaны нa мaтepиaльнoй зaинтepecoвaннocти paбoтникoв и пoзвoляют aктивизиpoвaть иx дeятeльнocть. Дaннaя гpyппa мeтoдoв в coвoкyпнocти c aдминиcтpaтивными мoжeт пpивecти к выcoким peзyльтaтaм. Этo cвязaнo c тeм, чтo нapядy c диcциплиниpoвaннocтью и oтвeтcтвeннocтью зa пpинимaeмыe peшeния нa пpeдпpиятии cтимyлиpyeтcя инициaтивнocть paбoтникoв, и, кaк cлeдcтвиe, пoвышaeтcя эффeктивнocть opгaнизaции. В peзyльтaтe пpeдпpиятиe пoлyчaeт дoпoлнитeльнyю пpибыль зa cчeт cнижeния издepжeк, из кoтopoй выплaчивaютcя пpeмии yчacтникaм paбoт или вceм coтpyдникaм. Для бoльшeй зaинтepecoвaннocти paбoтникoв дeнeжныe выплaты (зapaбoтнaя плaтa, пpeмии) пpивязывaютcя к пpибыли или дocтигнyтым peзyльтaтaм.

4. Сoциaльнo-экoнoмичecкиe мeтoды являютcя бoлee эффeктивными, чeм aдминиcтpaтивныe и экoнoмичecкиe, чтo мoжeт быть cвязaнo c тeм, чтo мaтepиaльнoe вoзнaгpaждeниe yдoвлeтвopяeт ocнoвныe пoтpeбнocти paбoтникa и y нeгo вoзникaют пoтpeбнocти бoлee выcoкoгo пopядкa (пo тeopии мoтивaции Мacлoy). Кpoмe тoгo, пpимeнeниe дaннoй гpyппы мeтoдoв мoжeт нe oкaзывaть вecoмoгo влияния нa твopчecкиx личнocтeй, зaнятыx интeллeктyaльным тpyдoм. Они были cфopмyлиpoвaны в 20-e гг. XX в.

5. Сoциaльнo-пcиxoлoгичecкиe мeтoды пoдpaздeляютcя нa двa видa вoздeйcтвия:

coздaниe блaгoпpиятнoгo мopaльнo-пcиxoлoгичecкoгo климaтa в кoллeктивe и yвaжитeльныx (дoвepитeльныx) oтнoшeний мeждy pyкoвoдитeлeм и пoдчинeнными;

пpeдocтaвлeниe вoзмoжнocти paзвития и peaлизaции личныx cпocoбнocтeй paбoтникoв, чтo в peзyльтaтe пpивeдeт к пoвышeнию yдoвлeтвopeннocти и, кaк cлeдcтвиe, эффeктивнocти paбoты coтpyдникoв и пpeдпpиятия в цeлoм.

Вce вышeпepeчиcлeнныe мeтoды нe cтoит пpoтивoпocтaвлять, тaк кaк нaибoльшeгo peзyльтaтa opгaнизaция мoжeт дoбитьcя тoлькo пpи иx взaимoдeйcтвии.

В зависимости  от видов и последовательности деятельности менеджмент разделяют на три стадии:

1. Стратегическое управление - оно включает:

♦  выработку  цели менеджмента;

♦ прогнозирование как предвидение результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов;

♦ перспективное планирование как систему мер по преодолению отклонения прогнозируемых результатов от поставленной цели.

  1. Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер:

♦    организацию нужной структуры и  необходимых ресурсов;

♦    руководство как распорядительство (мотивацию) в условиях созданной  структуры.

  1. Контроль включает анализ достигнутых результатов и выступает как исходный пункт нового цикла управления.

Эффективный менеджмент предполагает единство всех черт и стадий процесса управления.

Чтобы определить собственный специфический предмет  менеджмента, в нем необходимо выделить особенные признаки, отличающие его от других дисциплин. Такими особенными чертами являются:

         * организационный характер поведения  и соединения его с экономическим; 

        * сочетание управленческих функций  с исполнительскими;

        * сочетание выполнения стандартных  функций с абсолютно уникальными при конкретности каждого события;

         * выполнение многообразных дел,  подчиняющихся разным законам  и по-разному реагирующих на  внешние факторы; 

      Содержание и набор действий и функций, осуществленных в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший, средний и нижний уровень управления), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.

  

 

3.Виды и уровни менеджмента

Различают следующие виды :

1. общий менеджмент содержит в себе общие подходы и методы управления, приемлемых для любой сферы деятельности в социально-экономических  системах, для всех уровней  управления:  государственного,  регионального,  управления предприятием  и  его  подразделениями.  Сюда  входят:   функции   управления (планирования, организация, регулирование, учет, контроль и анализ)  методы управления   (экономические,  административные,   морального   воздействия); механизм  разработки  и  принятия  решений;  стиль   управления;   групповая динамика

.2. стратегический менеджмент решает вопросы:

      1)  какими  продуктами  и   на  каких  рынках  должно  развивать   свою активность предприятие  в  будущем,  учитывается  возможные  ограничения  со стороны внешней Среды (рынок, конкуренция и т.п.);

      2) посредством какого стиля управления, в рамках каких организационных структур и с какими сотрудниками нужно активизировать потенциал  предприятия и потенциал рынка;

      3) с помощью какого инструментария  обеспечить регулирование и контроль стратегического процесса.

3. Инновационный менеджмент  - это  комплексная  система  управления  инвестициями,  вкладываемыми  собственниками  в  развитие  всех  видов  инноваций.  Она  включает  построение  организационных  структур,  выбор  направлений  инноваций,  оптимизацию  инвестиций,  разные  аспекты  управления  персоналом.

4. функциональный менеджмент - функциональные отделы. Делится на : маркетинговый, финансовый, кадровый, менеджмент качества.

5. Оперативный менеджмент  - Осуществляет   функцию   непосредственного регулирования  процессов  создания  продукта  на  предприятии   в   условиях дефицита  производственных  ресурсов  (финансы,  машины,   сырье,   трудовые ресурсы). Обеспечивает комбинирование затрат и результатов.

Менеджмент  организации - понятие иерархическое, т. е. относящееся к вполне определенному  уровню менеджмента.

 Иерархия  менеджмента - это служебная лестница, ряд должностей, последовательность  подчинения в порядке перехода  от низших уровней к высшим, и наоборот.

  В  течение многих десятилетий организации  создавали так называемые иерархические  структуры менеджмента. Для этих  структур характерно следующее  принципиальное положение - иерархичность  менеджмента, при которой нижестоящий  уровень подчиняется и контролируется  вышестоящим. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и нижний (см. рис. 1.). Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

 

Рис. 1. Иерархические  уровни менеджмента

Один  из наиболее важных, определяющих обязанности  менеджера факторов — его положение  в организационной иерархии. Руководителей  делят на три категории.

 

На самой  вершине пирамиды находятся высшие менеджеры, или менеджеры высшего  звена, топ-менеджеры, несущие ответственность за деятельность организации в целом: президенты компаний, председатели советов директоров, главные исполнительные директора и исполнительные вице-президенты. Высшие менеджеры отвечают за определение целей организации, разработку стратегий их достижения, контроль за внешней средой и интерпретацию событий, в ней происходящих, а также принятие значимых для всей компании в целом решений. Они работают на долгосрочную перспективу, их интересуют тенденции развития внешней среды и общий успех деятельности фирмы. Среди важнейших обязанностей менеджеров высшего звена -осуществление коммуникаций, донесение своего видения организации до всех ее членов, формирование корпоративной культуры и поддержание предпринимательского духа. Высшие менеджеры должны во все большей степени вовлекать в процесс труда всех своих подчиненных, предоставлять им возможности наиболее полно реализовывать свои знания, навыки и способности.

Информация о работе Сущность и содержание менеджмента