Сущность и содержание менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:14, контрольная работа

Описание

Менеджмент представляет собой особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение предприятием, действующем в рыночных условиях, оптимальных хозяйственных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента.
Менеджмент и означает сферу деятельности, связанную с организацией работы людей на предприятиях различного рода. В тоже время - это область знаний, в рамках которой изучаются возможности эффективного управления.

Содержание

1. Понятие и сущность менеджмента
2. Характерные черты и содержание менеджмента
3. Виды и уровни менеджмента
4. Основные функции управления и их взаимосвязь

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.docx

— 40.54 Кб (Скачать документ)

Менеджеры высшего звена - самая малочисленная  категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее  решений. К руководителям высшего  звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается  в умственной деятельности. Они постоянно  должны принимать управленческие решения.

Менеджеры среднего звена занимают позиции  на промежуточных уровнях властной пирамиды и отвечают за деятельность важнейших бизнес-единиц, подразделений и отделов организации. Как правило, «под» средним звеном находятся еще два и более уровней управления. «Золотая середина» организации несет ответственность за реализацию принятых высшим руководством общих стратегий и процедур и ориентирована прежде всего на краткосрочные перспективы. Менеджеры среднего звена должны поддерживать хорошие отношения с равными себе по должности коллегами, способствовать развитию командной работы и разрешать конфликты.

Менеджеры среднего звена контролируют работу руководителей  низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего  звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена  ложится существенно большая доля ответственности.

Современные тенденции реструктуризации и сокращения управленческого аппарата корпораций в наибольшей степени ударили  именно по менеджерам среднего звена. Во многих компаниях от них попросту отказались, что позволило существенно  повысить производительность труда. Традиционная пирамидальная структура организации  становится более плоской, а значит, ускоряются передача информации с высших уровней на низшие, процесс принятия решений. Участие менеджеров в работе над несколькими проектами и  не требующее введения дополнительных должностей горизонтальное управление позволяют организации получить максимальную отдачу от своих «ресурсов  среднего звена».

Менеджеры первой линии (низшего уровня) несут  непосредственную ответственность  за производство товаров и услуг, т. е. находятся на первом или втором уровнях управления, занимая должности  мастеров, линейных менеджеров, офис-менеджеров и т. д. Они обязаны выполнять  установленные правила и процедуры, обеспечивая эффективность производства, предоставлять техническую помощь, мотивировать подчиненных, уделяя основное внимание выполнению повседневных задач.

Менеджеры низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они  осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

 

  1. Основные функции управления и их взаимосвязь

Любое предприятие  для поддержания своего существования, реализации корпоративных целей  выполняет различные виды деятельности, называемые функциями

Выделение функций менеджмента происходит в результате разделения и специализации  труда в сфере управления. Применяются  различные классификации функций  управления.

Дадим определение  основным функциям менеджмента.

1.Планирование - это базовая, стартовая функция менеджмента. Именно с составления плана начинается деятельность любой фирмы или компании.

Планирование - процесс определения целей и  приоритетных направлений развития организации, а также программы  действий по их достижению.

Существует  несколько разновидностей планов:

1. Стратегические (долгосрочные) планы составляются  на период от 3 до 5 лет. Сроки  этих планов напрямую зависят  от стабильности в экономической,  политической и других сферах. Чем стабильнее ситуация, тем  на более длительный срок формируются  эти планы.

2. Среднесрочные  планы - составляются на период  от 1 до 3-5 лет. Содержат вполне  конкретные цели и количественные  характеристики.

3. Краткосрочное  планирование - планы составляются  на период в пределах одного  года (квартала, месяца и т.д.).

Опытные менеджеры в своей деятельности обычно применяют все три вида планирования. Умение сочетать их, заботясь не только об интересах фирмы и ее персонала, но и об интересах клиентов, деловых партнеров, общества в целом, напрямую связано с их профессионализмом.

2. Организация.  Если стратегическое планирование определяет, что именно будет делать организация, то при организовывании определяется структура организации и условия для обеспечения функционирования организации (обеспечение персоналом, материалами, финансовыми и др. ресурсами). Таким образом, организация как функция менеджмента включает в себя две составляющие:

- организационное  проектирование;

- организацию  процесса работы,

Организационное проектирование - деление организации  на блоки, соответствующие важнейшим  направлениям деятельности по реализации целей организации. Этот процесс  предполагает установление полномочий различных должностей, определение  должностных отношений конкретных лиц.

Организация процесса работы включает в себя обеспечение  нормального функционирования и  взаимодействия различных подразделений  организации при достижении запланированных  целей.

Организационная структура является "продуктом" процесса организационного проектирования и представляет собой формальные правила, разрабатываемые менеджерами  для эффективного разделения труда  и распределения официальных  обязанностей среди отдельных сотрудников  и групп. Структура характеризует  устойчивые связи между элементами организации, позволяет определить сферы контроля управляющих и  скоординировать все функции. Организационная  структура является единственным способом перехода от планов к действиям.

Элементами  структуры являются отдельные работники, группы и другие звенья организации.

3.  Контроль - это наблюдение за достижением организацией своих целей и корректировка отклонений от них. Контроль обеспечивает достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными.

Контроль  связывает воедино все функции  управления, так как позволяет  менеджерам поддерживать приемлемое положение  дел и корректировать неверные шаги путем перепланирования, реорганизации  или переориентации. Контроль основывается на обратных связях.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних  движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

4.Мотивация - процесс стимулирования человека или группы к деятельности, направленной на достижение целей организации.

Мотивация - это особый вид управленческой деятельности, имеющий целью активизировать людей, работающих в организации, и  побуждающий их эффективно трудиться  для выполнения целей, поставленных в планах.

Для этого  осуществляется их экономическое и  моральное стимулирование, обогащается  само содержание труда и создаются  условия для проявления творческого  потенциала работников и их саморазвития.

Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно  воздействовать на факторы результативной работы членов организации. К ним, в первую очередь, относятся: разнообразие работы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работающих, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс». М. 1996г.
  2. Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акабердин и др. «Менеджмент организации» Учебное пособие. М. 1997г.
  3. Веснин В.Р. «Основы менеджмента» Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М. 1996г.
  4. Веснин В.Р. «Менеджмент для всех» М. 1994г.
  5. Ермаков В.П., Макиев З.Г «Менеджмент» Для студентов ВУЗов. Ростов-н-Д. 2005г.
  6. Герчикова Г.Н. «Менеджмент» М. 1995г.
  7. Кравченко А.И. «История менеджмента» Учебное пособие для студентов ВУЗов. М. 2000г.

Информация о работе Сущность и содержание менеджмента