Сущность и содержание менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:22, курс лекций

Описание

В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. И, в-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению. Сегодня эта деятельность превратилась в самостоятельную профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 1.32 Мб (Скачать документ)

Под научными основами управления понимается система научных знаний, которые составляют теоретическую базу практики управления, а точнее — обеспечивают практику менеджмента научными рекомендациями.

Наука об управлении получила развитие в трудах зарубежных и отечественных ученых. Однако, в реальном управлении предприятием фигура ученого-эксперта, пожалуй, не так ответственна и важна, как фигура руководителя, владеющего в совершенстве научными основами управления и осуществляющего его на практике как искусства в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. Соединение таланта и научного знания в этой области увеличивает способности добиваться нужных результатов в практической деятельности.

В то же время важно  понять, и на это нацелено изучение нашего курса, что менеджмент является самостоятельной областью знаний, являющейся по существу междисциплинарной областью, которую в международной практике принято называть «управленческой мыслью». Управленческая мысль сочетает в себе науку, опыт, талант, «ноу-хау» и владение управленческим искусством. Эволюция управления в 20-м веке как раз и состоит в использовании этих достижений для решения главной проблемы управления, заключающейся в получении желаемых результатов на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию, услуги и использующих определенные ресурсы.

Менеджмент  как организация управления предприятием призван обеспечить эффективное управление любыми видами хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода) или решение социальной задачи (задач).

Содержание менеджмента  включает совокупность действий, направленных на детальное представление желаемого результата (целей) и реализацию достижения предприятием этих целей.

Достижение конечных результатов (целей) предприятия предполагает преобразование ресурсов (капитал, материальные ресурсы, технологии, информация, трудовые ресурсы) и осуществление различных управленческих действий, направленных на решение конкретных производственных и социальных задач. Такое понятие менеджмента соответствует пониманию внутрифирменного управления при рассмотрении общих принципов и конкретных методов, механизмов и технологий реализации практических задач управления предприятием, корпорацией.

Менеджмент  как процесс принятия управленческих решений отражает процесс управления предприятием как непрерывную цепь разрешения конкретных проблем в осуществлении его хозяйственной деятельности. При этом любая ситуация, возникающая в процессе управления, является конкретной задачей для руководителя-менеджера и требует от него принятия решения (в том числе в отношении целей и программы действий по их достижению). Это касается всех уровней управления. Управляемый объект (предприятие или его самостоятельное подразделение) имеет внешнюю среду, к состоянию которой он должен адаптироваться на основе установления обратных связей. Всякое управленческое решение определяет результат установления конкретной обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды (или другими подразделениями внутри предприятия). При этом принятие решения менеджерами всех уровней должно быть регламентировано соответствующими организационными полномочиями, определяемыми конкретной структурой управления. Управленческие решения принимаются на основе информации, полученной и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и предусматривает конкретные меры контроля его исполнения. Анализ информации, принятие на его основе управленческих решений и обеспечение реализации этих решений составляет общую технологию менеджмента.

Системный подход к изучению менеджмента как системы управления предприятием требует ее изучения: во-первых, в статике и динамике; во-вторых, в рамках глобальной и локальной деятельности; в-третьих, на текущий момент и на перспективу. Это находит отражение в формулировке целей, методов их достижения, организационной структуре управления и определении функционирования предприятия как управляемого объекта.

 

1.3 Виды и  уровни менеджмента

При рассмотрении основных положений управления предприятием менеджмент может быть классифицирован по двум основным признакам (критериям): уровням управления и функциональным областям управленческой деятельности (видам менеджмента).

По уровням управления общий менеджмент (менеджмент предприятия) рассматривается на трех уровнях руководства предприятием (корпорацией):

  1. высший уровень управления;
  2. средний уровень управления;
  3. нижний (операционный или технологический) уровень управления.

Состав функций, прав и  обязанностей менеджеров на каждом уровне управления имеет свою специфику.

Высший уровень  управления организацией (высшее руководство предприятия, корпорации) формирует цели, стратегию и политику предприятия, принимает решения по важнейшим вопросам, связанным с выпуском новых изделий, образованием филиалов (в том числе зарубежных), освоением новых рынков, взаимоотношениями с конкурентами и другими вопросами развития предприятия в настоящем и будущем.

Средний уровень  управления обеспечивает разработку и реализацию оперативных планов, формирование и реализацию процедур внедрения принятых высшим руководством решений. Менеджеры среднего уровня управления имеют широкую свободу действий при реализации решений и планов, принятых высшим руководством.

Нижний уровень  менеджмента обеспечивает непосредственное управление работой исполнителей. Менеджеры этого уровня (руководители групп, бригадиры, мастера и другие специалисты) обеспечивают выполнение оперативных планов и решений среднего звена управления.

Общий менеджмент на предприятии  охватывает менеджмент предприятия (корпорации) в целом и соответственно включает все уровни и все функциональные области (сферы) управления.

По специфике управления предприятием (конкретной управленческой деятельности) различают следующие виды менеджмента, ориентированные на основные функциональные области:

  • производственный или операционный менеджмент (в широком смысле отражения практической деятельности конкретного предприятия);
  • маркетинговый менеджмент (как инструмент взаимодействия и адаптации хозяйственной деятельности предприятия к рынку);
  • инновационный менеджмент (как обеспечивающий конкурентные  преимущества  и эффективность  функционирования предприятия в конкурентной среде);
  • финансовый менеджмент (управление финансовой деятельностью предприятия);
  • управление персоналом и т.д.

Стратегический  менеджмент представляет собой специфическую управленческую деятельность, входящую (как правило) в исключительную компетенцию высшего уровня управления и направлен на обеспечение достижения успеха предприятия в целом и ее структурных подразделений.

Производственный менеджмент включает процесс управления производством, в том числе технологический менеджмент, и тесно связан с маркетинговым, инновационным и финансовым менеджментом в процессе организации и реализации управления предприятием.

Управление  персоналом. Суть искусства менеджера состоит в том, чтобы суметь правильно организовать и направить действия персонала, найти эффективные методы согласования действий и усилий многих людей для достижения целей предприятия. Успех деятельности предприятия приходит тогда, когда квалифицированный менеджер порождает и организует активное поведение работников, а их взаимодействие обеспечивают эффективную производственную деятельность и целеустремленность. В силу этого важной составляющей общего менеджмента предприятия и одним из основных его видов является управление персоналом, рассматриваемое в рамках отдельной дисциплины.

 

1.4 Принципы  менеджмента

Управляющие структуры в своих действиях относительно подчиненных структур, исполнителей опираются на выработанные практикой и узаконенные основные правила или принципы управления.

Принципы менеджмента — это основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых организуется процесс управления, научно обоснованная организация управленческих функций, выбор адекватных методов и приемов управленческих воздействий.

К наиболее общим относятся  следующие принципы:

- социальной направленности;

- законности в управленческой  деятельности;

- объективности;

- системности;

- комплексности;

- гласности;

- соединения коллегиальности  и единоначалия.

  1. Принцип социальной направленности в управленческой деятельности предусматривает безусловную ориентацию органов управления в процессе выработки и реализации управленческих решений на интересы общества, отрасли, конкретных организаций и социально-профессиональных групп.
  2. Принцип законности в управленческой деятельности состоит в том, что организация и деятельность органов управления и сотрудников регулируются нормами права. Принцип законности утверждает подзаконный характер управленческой деятельности, обязанность каждого субъекта управления действовать в пределах предоставленных ему прав и полномочий. Все акты управления (приказы, инструкции, распоряжения) должны опираться на требования закона. Никакие ссылки на необходимость, местные условия, интересы дела и т. п. не могут оправдать отклонения от закона. Явно незаконные управленческие решения субъекта управления могут не выполняться, причиненные незаконными актами убытки компенсируются за счет субъекта в установленном законом порядке. Законность в управлении обеспечивается системой организационно-правовых мер, в том числе административной, гражданской и уголовной ответственностью.
  3. Принцип объективности требует знания и учета объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления, учета имеющихся возможностей, реального состояния общественных процессов. Принцип объективности позволяет управляющей системе использовать знания объективных законов для достижения практических задач управления. Он направлен против субъективизма, своевольных решений, поспешных действий, которые не учитывают реальных ситуаций и противоречий.
  4. Принцип системности предполагает, что субъект управления при выборе способов, методов, форм воздействия на объект должен учитывать все те изменения, которые осуществляются в окружении, в пределах которого функционирует и развивается данная система управления.
  5. Принцип комплексности в управлении заключается в том, что в каждом достаточно сложном явлении необходимо учитывать все его аспекты: технологические, экономические, социальные, идеологические, психологические, организационные, политические. Игнорирование принципов системности и комплексности в управлении, как и неумение их применять, не позволяет эффективно решать поставленные задачи, приводит к узковедомственному, некомпетентному подходу и серьезным проблемам в управленческой деятельности.
  6. Принцип гласности предполагает обеспечение доступности обсуждения и компетентного участия всех представителей управленческих отношений в принятии решений на основе широкой информированности и учета общественного мнения. Гласность включает в себя правдивую, своевременную и широкую информацию о действительном положении дел в организации. Гласность — выражение доверия и уважения руководителя к людям, их способности разобраться в текущих событиях, выработать правильные решения, сознательно принимать участие в их осуществлении.

В системе управления принцип  гласности становится инструментом реализации прямых и обратных связей между руководителями и сотрудниками. Применение этого принципа в управленческой деятельности связано с некоторыми основными направлениями ее развития на практике.

Во-первых, с привлечением сотрудников к принятию управленческих решений при открытом обсуждении рассматриваются и вопросы социального развития коллектива, использования системы материального и морального стимулирования, распределения жилья, льгот, перспектив роста, изменения служебного статуса и т.п.

Во-вторых, это связано  с формированием социального имиджа организации. В условиях рыночной экономики в международной практике разработана система установления отношений организаций с общественностью, направленная на популяризацию как самой организации, так и качества ее услуг с помощью средств массовой информации. Эта система называется «паблик рилейшнз» и служит важным методом укрепления авторитета различных учреждений в общественном мнении. При органах управления экономическими, научными, правовыми структурами функционируют центры общественных связей, систематически используются средства массовой информации для ознакомления общественности с результатами их деятельности, происходят встречи руководителей с населением, прессой.

  1. Принцип соединения единоначалия и коллегиальности в процессе управления отражает взаимодействия двух форм проявления властных полномочий. Единоначалие прямо связано с персональной ответственностью руководителя за результаты принятых решений и является важным средством обеспечения оперативности управления. Коллегиальность выступает как форма коллективной разработки проектов решений и тем самым повышает степень их обоснованности. Коллегиальность к тому же способствует повышению ответственности коллектива в процессе выполнения выработанных и принятых решений. При этом единоначалие не утрачивает своих основных качеств, то есть ответственность каждого руководителя за принятые ими решения сохраняется в полной мере.

2 РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

2. 1 Эволюция управленческой мысли

Современные достижения управленческой мысли – результат длительного  и сложного эволюционного процесса, который продолжается и сейчас, обновляя и совершенствуя теорию и практику менеджмента. Менеджменту столько лет, сколько и самому человечеству. На заре истории уже появилась необходимость управления в политической, экономической и военной сферах деятельности.  Требовалось поддерживать порядок в обществе, добывать или производить, а затем распределять необходимые для жизни и деятельности ресурсы (оружие, одежда, пища, жилище и т. д.), защищаться от врагов (или нападать).

Древние цивилизации  Шумерии, Вавилона, Египта, Ассирии, Персии, Инков и др. уже имели формальную структуру, в которой выделялись уровни управления, а также опытных практиков-управленцев, о чем свидетельствуют их достижения, отдельные из которых нельзя воспроизвести с применением современной технологии.

Древний Египет. Египетские пирамиды (3000…2000гг. до н.э.) – это  не только памятники культуры древних египтян, но и свидетельство их управленческого искусства. Можно удивляться четкости планирования и организации работ, согласованности действий десятков тысяч работ, крестьян и чиновников. При заготовке камня для пирамид использовались методы долгосрочного планирования. Каменные блоки вырубались зимой и весной и маркировались. Для снижения транспортных издержек они перевозились в период разлива Нила и уже на месте строительства подгонялись друг к другу.

Древняя Греция. Жители греческих городов, выполняя правительственные контракты, трудились по системе сдельной оплаты. Особое внимание уделялось специализации. Каменщики никогда не готовили свой инструмент. Платон отмечал, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, так как всюду преуспеть он не может.

Одно из первых свидетельств понимания управления как особой сферы деятельности и его универсальности встречается у Сократа. Говоря об обязанностях хорошего промышленника, торговца, военачальника, он показывает, что в сущности они одинаковы: главная задача – поставить нужного человека на нужное место и добиться исполнения своих указаний.

Древний Рим. Римская  империя испытывала трудности в  управлении государством из-за его  больших размеров и географической разбросанности. В 284 г. до н. э. император Диоклетиан установил четкую трехуровневую организационную структуру управления, что значительно улучшило управляемость и укрепило империю.

В Римской империи  были построены хорошие дороги, отдельные  из которых используются и сейчас, что позволило ускорить связь с провинцией и оперативно собирать налоги и дань. Империя славилась своей военной системой, которая являлась для современных армий.

Китай. Великая Китайская  стена, многочисленные армии, чрезвычайно  развитая система дорог, торговля шелком – свидетельствуют об успешной практике менеджмента в древнем Китае. Принцип разделения труда применялся еще в 1850 г. до н. э., а текучесть кадров была известна с 400 г. до н. э.

В древние времена  управление развивалось на основе опыта, не имея теоретической основы, методом проб и ошибок. Обмен идеями осуществлялся в узком кругу правителей, военных и церковных деятелей. Но уже в средние века встречаются труды, тематика и содержание которых во многом предшествуют современным идеям управления.

Информация о работе Сущность и содержание менеджмента