Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:22, курс лекций
В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. И, в-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению. Сегодня эта деятельность превратилась в самостоятельную профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу.
Николо Маккиавелли (1469-1527гг.), итальянский государственный и политический деятель, в своих трудах попытался вывести законы государственной власти. Он был первый, кто исследовал, как получить и использовать власть. Главные свои управленческие идеи он изложил в трактате “Государь”.
Римская католическая церковь является ярким примером рациональной организации управления. Она эффективно управлялась в давние времена и столь же успешно действует и теперь, являясь более “современной”, чем структуры многих сегодняшних организаций. Она отличается сильной централизованной и в то же время простой административно-ответственной системой взаимоотношений. Ее можно считать уникальной организацией в части выживаемости и продолжительности существования.
Россия. Наибольшего расцвета Российское государство достигало при умных и энергичных правителях, умело использующих власть и законы во благо отечества. Так было в Древней Руси при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе, которые сумели объединить и укрепить страну, прославились многими победами и подняли международный авторитет государства на небывалую высоту. Они совершенствовали законы и поощряли торговлю.
Так было и при Петре 1. Проведенные им реформы армии, государственного и хозяйственного управления, его знаменитые указы свидетельствуют о незаурядности и управленческом таланте их автора.
Таким образом, практическое управление старо как мир, однако идеи менеджмента как научной дисциплины, профессии, области исследований – относительно новы.
Менеджмент был признан самостоятельной областью деятельности только в ХХ веке.
2.2 Развитие менеджмента как науки
Бурное развитее производительных сил во второй половине прошлого века, технический прогресс и машинное производство требовали четкой организации, стандартизации и унификации производственных процессов. Постепенно сформировалось понимание, что организацией необходимо управлять систематизировано на основе научного подхода.
Классификация подходов, характеризующих развитее менеджмента как науки в историческом аспекте схематически показана на рис.1.
Выделяют четыре подхода: подход с позиции выделения различных школ, процессный подход, системный и ситуационный подходы.
Первый подход включает четыре школы: научного управления, административную или классическую, человеческих отношений и поведенческих наук, количественных методов. Авторы и последователи каждого из этих направлений утверждали, что их подход является наиболее рациональным и дает ключ к эффективному достижению целей организации. Оценивая эти школы по прошествии определенного времени, следует признать, что каждая из них внесла значительный вклад в развитие менеджмента. Самые современные организации с успехом используют положения и рекомендации данных школ. Однако практика и более поздние исследования показали, что многие управленческие концепции были лишь частично верными и могли использоваться в ограниченных ситуациях. Школы пересекаются в вопросах теории и практики и в рамках одной организации встречаются элементы всех школ.
Школа научного управления (1885-1920 гг.). Основоположником научного менеджмента считают американского ученого, инженера Фредерика Уинслоу Тэйлора (1856-1915 гг.). Он первый поставил задачу усовершенствовать существующие методы управления, применяя научный подход, и преуспел в этом. На его могиле сделана надпись: "Отец научного менеджмента".
Тэйлор и его последователи использовали наблюдение, замеры, анализ и логику для совершенствования многих операций ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения. При этом использовались хронометры и кинокамера. В 1911 г. была опубликована фундаментальная работа Тэйлора "Принципы и методы научного управления", основные положения которой сводились к следующему:
1 Создание научного фундамента вместо старых практически сложившихся методов работы, исследование каждого отдельного ее элемента.
2 Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение.
3 Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно обоснованной системы организации труда.
4 Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
5 Использование прогрессивной системы оплата труда для стимулирования большей производительности.
Сторонники научного управления выступали за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы, т.е. они считали, что работа по управлению — это определенная специальность, и что организация выиграет, если каждый будет заниматься своим делом.
Концепция научного управления стала переломным этапом, в результате которого менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований.
Если работы сторонников научного управления касались повышения эффективности на конкретных рабочих местах (т.е. на уровне ниже управленческого), то с возникновением административной (классической) школы специалисты начали работать над совершенствованием управления организацией в целом. Представитель Анри Файоль (1841-1925 гг.), в течение 30 лет руководил крупной французской горнодобывающей и металлургической компанией. Он вывел ее из состояния банкротства и оставил одним из самых процветающих концернов, известным своими управленческими, техническими и научными кадрами.
Основные управленческие концепции Файоля нашли отражение в его известной работе "Общее и промышленное управление" и заключаются в следующем:
1 Основные принципы управления являются универсальными, и следование им приведет организацию к успеху. Принципы управления Файоля: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение; централизация; иерархические уровни; порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива и корпоративный дух.
2 Теория управления включает в себя комплекс знаний, которые можно и нужно изучать. (Это привело к появлению такой дисциплины, как менеджмент, которую стали серьезно преподавать в учебных заведениях).
3 "Управлять, — писал Файоль, — значит предвидеть, организовывать распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действий; организовывать, то есть строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия; распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать; координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все
действия и все усилия; контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям".
Таким образом, Файоль в первые дал четкую классификацию управленческих функций, выполняемых на предприятии.
2.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук
В начале тридцатых годов в противовес предыдущим школам, не способным полностью осознать значение человеческого фактора как основного элемента эффективности организации, сформировалось и получило широкое развитие гуманистическое направление в менеджменте. В этом направлении выделяют два этапа: школа человеческих, отношений (1930-1950) и школа поведенческих наук, (1950 — по настоящее время).
Одним из первых ученых, внедривших психологию в бизнес, промышленность и управление, была американский социолог Мери Паркер Роллет (1868-1933). Она первая дала определение менеджменту как "обеспечению выполнения работы с помощью других лиц". Она много писала о творчестве, кооперации, координации, разрешении конфликтов, об участии рабочих в управлении.
Но все же принято считать, что данная школа возникла в результате шестилетних опытов (1926... 1932 гг.) группы промышленных психологов во главе с Элтоном Мэйо (1880-1949), профессором Гарвардской школы бизнеса. Исследования проводились на заводе телефонного оборудования фирмы "Вестей Электрик" в Хоторне близ Чикаго и во всем мире получили известность как "хоторнские эксперименты".
Основной вывод Э.Мэйо сводился к утверждению, что решающее влияние на производительность труда оказывают не только материальные факторы, но главным образом психологические и социальные факторы. Если Тэйлор знал только два стимула — угроза наказания и денежное поощрение, то Мэйо установил, что для рабочего психологический климат и моральные стимулы являются не менее важными аргументами.
Последователи этой школы
рекомендовали руководству
Развитие этого направления получило новый импульс после второй мировой войны с дальнейшим развитием поведенческих наук (психологии и социологии). К наиболее известным представителям более позднего периода этой школы можно отнести Дугласа Мак Грегора, Ренсиса Лайкерта, Ф. Герцберга, Абрахама Н.Маслоу, Р.Блейка. Эти ученые и многие другие исследовали различные стороны социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Если на своем первом этапе данное направление — "школа человеческих отношений" — уделяло основное внимание налаживанию межличностных отношений, то на втором — "школа поведенческих наук"— оно стремилось в большей степени оказать помощь работнику в осознании и раскрытии собственных возможностей, то есть, главной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет роста эффективности ее человеческих ресурсов.
Этой школе принадлежит важное место в развитии теории управления. Она получила широкое распространение в передовых странах мира, являясь превалирующим направлением в развитии теории и практики менеджмента до конца 60-х годов. Это направление с успехом применяется в настоящее время и, по прогнозам специалистов, будет развиваться и в будущем путем гармоничного сочетания с другими подходами.
Использование количественных методов в управлении (экономико-математических методов) началось в послевоенное время и особый толчок получило с развитием компьютеров.
Примеры практического применения количественных методов известны во время второй мировой войны: для эффективного использования ограниченного количества технических средств при минировании портов, максимизации эффективности военных поставок и др. Различные количественные методы группируются под общим названием "исследование операций".
Влияние и практическое использование количественных методов было не столь значительно, как предсказывали его сторонники. Отчасти это объяснялось тем, что до конца 60-х годов (а в странах бывшего СССР — значительно позже) у менеджеров не было достаточного образования для понимания и применения этих методов. В настоящее время положение меняется: при подготовке менеджеров изучают количественные методы и применение компьютеров.
Значительное место в разработке экономико-математических методов принадлежит русским ученым и особенно академику Л.В.Канторовичу. За исследования по оптимальному использованию ресурсов, разработку метода линейного программирования и применение его для решения практических задач ему была присуждена Нобелевская премия.
2.4 Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте
В соответствии с процессным подходом (1950 г. — по наст, время) управление рассматривается как процесс, представляющий собой серию непрерывных взаимосвязанных действий, называемых управленческими функциями. Каждая функция также является процессом, в свою очередь, состоящим из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления представляет собой общую сумму всех функций.
Применительно ко всем организациям процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти первичные функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Все функции требуют принятия решения и для всех их необходима коммуникация, чтобы получить информацию для принятия решения. Подробнее функции управления рассмотрены в одноименном разделе.
Общим недостатком предыдущих школ и подходов было то, что они концентрировали внимание на каком-то одном важном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результат многих факторов. Попытка ликвидировать этот недостаток предпринята в рамках системного и ситуационного подходов.
Сторонники системного подхода (конец 50-х годов— наст, время) рассматривают организацию как систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Этот подход опирается на общую теорию систем, которая вначале была применена в технике и по отношению к биологическим организмам. Станки, машины, телевизоры, агрегаты, компьютеры — все это примеры систем. Они состоят из множества взаимозависимых элементов. Если хотя бы один из них перестанет работать, вся система будет давать сбои. Например, проржавевший проводок у аккумулятора не подаст ток в электросистему автомобиля и последний не сдвинется с места.
Различаются два вида систем: открытые и закрытые. Закрытая система изолирована от внешней среды, т.е. не обменивается с ней информацией и энергией, открытая же система получает извне энергию, информацию, материалы, преобразует их и выдает конечный продукт (продукция, услуги, информация) снова во внешнюю среду.
Открытая система способна приспосабливаться к изменениям внешней среды. Закрытая же система, не будучи связанной с внешней средой, движется к дезорганизации и разрушению.
Каждая организация представляет собой открытую систему, состоящую из подсистем. Подразделения, отделы, службы, уровни управления — все это подсистемы. В свою очередь, они могут состоять из более мелких подсистем. А так как все они взаимозависимы, то неправильное функционирование хотя бы одной из них окажет отрицательное воздействие на работу всей организации.
Внешняя среда для организации состоит из объектов, прямо или косвенно влияющих на нее (покупатели, поставщики, конкуренты и др.).