Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:47, курсовая работа
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.
Введение
1. Предмет, метод и содержание дисциплины «менеджмент»
1.1. Основные понятия, применяемые в менеджменте
1.2. Система управления
1.3. Принципы управления
1.4. Методы управления
2. Менеджмент и различные подходы к определению понятия
3. Использование термина «менеджмент» в различных странах
Заключение
Литература
5
Министерство образования и науки РФ
Байкальский государственный университет экономики и права
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: «Сущность и содержание понятия «менеджмент»
Выполнила: студентка ЗМРК-11
Специальность 080500.04 Маркетинг
Н. А. Манжуева
Проверил: канд. экон. наук, доцент
К. А. Татаринов
(кафедра маркетинга)
Иркутск 2012
ПЛАН
Введение
1. Предмет, метод и содержание дисциплины «менеджмент»
1.1. Основные понятия, применяемые в менеджменте
1.2. Система управления
1.3. Принципы управления
1.4. Методы управления
2. Менеджмент и различные подходы к определению понятия
3. Использование термина «менеджмент» в различных странах
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.
В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.
Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента применительно к Российским условиям в значительной мере зависит от этих факторов. Практика управления, возможно, больше чем какая-либо другая область деятельности нуждается в теоретической поддержке. Комплексный характер менеджмента как научной дисциплины, многообразие мнений по поводу сущности и содержания его теории требуют периодической систематизации знаний об этом феномене. Такую попытку делает наш постоянный автор - профессор М.Седлак из Словацкой Республики
В данной работе рассмотрим, что же такое менеджмент, так как это понятие часто начинает встречаться нам в повседневной жизни.
Менеджмент – от английского – управление, организация – управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью интенсификации производства и увеличения прибылей.
Менеджментом также называют науку об управлении человеческими отношениями в процессе производственной деятельности и взаимосвязей потребителей с производителями.
Менеджмент можно рассматривать как науку, изучающую природу управленческого труда, причины и следствия, факторы и условия, при которых совместный труд людей становится полезным и эффективным. Изучая менеджмент, мы получаем упорядоченные знания об управлении. Менеджмент как наука управления опирается на свои теории, законы и закономерности целенаправленной деятельности людей в процессе управления и имеет множество научных методов, которые можно использовать в практической деятельности. Они включают количественные расчеты, коммуникационные системы, разнообразные технологии решения проблем, методики анализа и некоторые другие[2].
Целью данной работы является рассмотрение сущности менеджмента. В работе поставлены следующие задачи: понятия, целей, задач, принципов и методов менеджмента.
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время профессия менеджера является одной из самых востребованных на рынке труда. Понятие «менеджмент» возникло в российской теории и практике управления относительно недавно – с начала 90-х годов прошлого века. Его появление обычно связывают с переходом России к рыночной экономике. До этого момента на протяжении многих лет функционирования командно-административной системы имела место недооценка теории и практики управления. Однако в начале XXI века в период активных социально-экономических преобразований менеджмент стал реальным фактором развития бизнеса в разных сферах экономической деятельности. К настоящему времени накоплен значительный практический опыт управления в области, торговли, промышленности, сельского хозяйства, кооперации и т.д. При этом наблюдается недостаточная теоретическая разработанность вопросов менеджмента. Хотя и теория менеджмента характеризуется большим количеством различных школ, теоретических и практических подходов, но они достаточно трудно поддаются классификации и периодизации, поэтому существуют различные точки зрения по этим вопросам. Кроме того, теория и практика управления не стоит на месте и помимо проработки базовых понятий менеджмента требуется детальное рассмотрение основных тенденций и направлений его развития в наши дни.
Таким образом, актуальность и степень разработанности данной проблематики позволяют сформулировать цель настоящего исследования.
Цель исследования: рассмотреть особенности развития направлений менеджмента на современном этапе.
Объект исследования: теория и практика менеджмента.
Предмет исследования: направления развития современного менеджмента.
Реализация заявленной цели возможна посредством решения ряда задач.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «менеджмент».
2. Раскрыть сущностное содержание понятия «менеджмент».
3. Рассмотреть основные этапы и концепции развития менеджмента.
4. Изучить особенности направлений развития менеджмента на современном этапе.
В ходе исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретический анализ специальной литературы по теме;
- исторический анализ понятия;
- сравнение;
- синтез.
Специфика цели и предмета исследования обусловила структуру настоящей работы.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения (в котором обосновывается актуальность выбранной темы исследования, формулируются его цель и задачи); двух глав (глава первая посвящена раскрытию методологических основ теории и практики менеджмента, глава вторая посвящена изучению специфики и тенденций развития направлений менеджмента); заключения (в котором представлены выводы, сделанные в ходе исследования) и списка литературы.
1. Предмет, метод и содержание дисциплины «менеджмент».
1.1. Основные понятия, применяемые в менеджменте.
Менеджмент – от английского – управление, организация – управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью интенсификации производства и увеличения прибылей.
Менеджментом также называют науку об управлении человеческими отношениями в процессе производственной деятельности и взаимосвязей потребителей с производителями.
Менеджмент можно рассматривать как науку, изучающую природу управленческого труда, причины и следствия, факторы и условия, при которых совместный труд людей становится полезным и эффективным. Изучая менеджмент, мы получаем упорядоченные знания об управлении. Менеджмент как наука управления опирается на свои теории, законы и закономерности целенаправленной деятельности людей в процессе управления и имеет множество научных методов, которые можно использовать в практической деятельности. Они включают количественные расчеты, коммуникационные системы, разнообразные технологии решения проблем, методики анализа и некоторые другие[2].
Менеджмент (управление) - это процесс, направленный на достижение целей организации посредством упорядочения преобразований исходных субстанций или ресурсов (труда, материалов, денег, информации и т.п.) в требуемые результаты (изделия, услуги). Как известно, менеджеры воздействуют прежде всего на главный элемент организации - людей, координируя их деятельность. Эффективность менеджмента определяется как соотношение результатов работы и использованных для их получения ресурсов.
Для того, чтобы рассматривать то или иное явление в ретроспективе и перспективе его развития, необходимо для начала рассмотреть его сущность и содержание.
Понятие «менеджмент» произошло от английского «manage», что буквально означает руководить, управлять, заведовать, стоять во главе [6, 12].
Зачастую понятие «менеджмент» отождествляют с понятием «управление». Однако это неверно, так как понятие «управление» гораздо шире: управлять можно заводом, ракетой, автомобилем. Специфика же менеджмента заключается в том, что это всегда управление людьми, причём осуществляемое также человеком [15, 8].
Содержание понятия «менеджмент» в современной теории рассматривается с нескольких точек зрения (см. схему 1):
Схема 1 Содержание понятия «менеджмент»
SHAPE \* MERGEFORMAT
Категория людей |
Аппарат управления |
Наука и искусство управления |
Процесс управления |
Менеджмент |
Менеджмент как процесс управления представляет собой интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты-менеджеры формируют организации и управляют ими путём постановки целей и разработки способов их достижения [11, 10]. Процесс менеджмента рассматривается обычно по стадиям, основным сферам деятельности и функциям управления.
Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ [9, 21]. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.
Менеджмент как наука и искусство управления представляет собой самостоятельную область знаний с начала прошлого столетия.
Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (предприятие, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности [11, 18].
Предмет изучения научного менеджмента – наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею [11, 18]. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту. Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления.
Менеджмент как аппарат управления представляет собой специфический орган управления современной организацией [11, 21]. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной. Существование и эффективное функционирование организации как целостного образования без него невозможно. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).
Главная задача аппарата управления заключается в координации и рационализации использования ресурсов организации для достижения её целей.
Менеджмент как категория людей представляет собой социальный слой людей осуществляющих управление [11, 26].
Менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделённый полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях [11, 27].
В зависимости от уровня управления принято различать топ-менеджеров – руководителей высшего звена, менеджеров среднего звена и низших менеджеров, в зависимости от характера деятельности – линейных и функциональных менеджеров.
Руководители высшего звена – президент фирмы, вице-президент, генеральный директор, директор, управляющий и т. п. – отвечают за принитие важнейших решений для организации в целом и несут всю полноту ответственности за общие результаты деятельности. Данный уровень, хотя и в лице одного директора на самых маденьких предприятих, имеется во всех организациях, поэтому он получил второе название – институциональный [13, 34].
Руководителей высшего звена иначе называют генеральными менеджерами, топ-менеджерами или дженералистами, что подчеркивает их ведещую роль на предприятии, в фирме.
Руководителей среднего звена иногда называют младшими начальниками. Они представлены заведующими отделов (финансового, маркетинга, производственного и др.), начальниками служб (качества, информатизации, сбыта, и др.), руководителями подразделений (начальниками цехов, производителями работ и пр.). Руководители среднего звена готовят информацию для принятия решений на высшем уровне управления, а затем принятые там решения доводят до нижестоящих менеджеров в форме конкретных заданий и спецификаций. Основную часть своего времени они тратят на взаимодействие по вертикали управления – с вышестоящими руководителями и подчиненными, являясь своего рода буфером между ними. Отсюда второе название данного уровня – управленческий [13, 36].
Руководители низшего звена отвечают за выполнение производственных заданий, предоставление информации о ходе производства на средний уровень управления и рациональное использование ресурсов. Типичные должности низового уровня – мастер, специалист по нормированию труда в цехе, мастер по качеству. Они непосредственно взаимодействуют с рабочими, производящими продукцию и оказывающими услуги клиентам предприятия, то есть с неуправленческим уровнем, на который опирается управленческая пирамида. Поэтому низовое звено иначе называют техническим уровнем управления [13, 37].
Итак, сущность и содержание понятия «менеджмент» может быть раскрыто с помощь нескольких определений, учитывающих различные аспекты данного явления. Таким образом, менеджмент – это:
· способ, манера общения с людьми;
· власть и искусство управлять кадрами;
· особые умения и административные навыки;
· орган управления, административная единица.
Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией.
Менеджмент - это система управления в социально-экономической и социально-технической сфере, направленная на получение определенного результата.
Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социально-экономического развития.
Менеджмент – способность, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административными навыками, организация управления, административная единица.
Менеджмент – это процесс оптимизации человека и его, материальных и финансовых ресурсов, это также искусство так, как требует постоянного творческого подхода.
Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности.
Менеджер – обязательно занимает постоянную должность, в его подчинение находятся люди.
Саму науку менеджмент можно назвать наукой об эффективности, эффективности всего инвестиций, производства, инноваций и т.д. Да и сама работа менеджера состоит в том, чтобы быть эффективным. Менеджмент - междисциплинарная отрасль науки. Это не означает, что он является эклектической наукой. У него есть собственный источник познания (практика), пополняемый знаниями различных научных дисциплин, без которых менеджмент не смог бы развиваться. Междисциплинарность - одна из основных причин, вызвавших информационный взрыв в области управления.
Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.
В управление всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о.основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.
Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное, в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.
Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние производство, дела, проблемы, которые обязательно должны быть достигнуты.
Информация о работе Сущность и содержание понятия «менеджмент