Сущность и содержание понятия «менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.

Содержание

Введение
1. Предмет, метод и содержание дисциплины «менеджмент»
1.1. Основные понятия, применяемые в менеджменте
1.2. Система управления
1.3. Принципы управления
1.4. Методы управления
2. Менеджмент и различные подходы к определению понятия
3. Использование термина «менеджмент» в различных странах
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Манжуева Наталья Андреевна.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

1. Первоначально и затем в течение нескольких десятилетий менеджмент в основном подпитывался информацией, получаемой в ходе управленческой деятельности, иными словами, его источником служили эмпирические знания. Подавляющее большинство авторов публикаций представляли менеджеры, желавшие поделиться своим опытом. Опыт менеджеров и сейчас является важным источником познания и содействует созданию теории менеджмента.

2. До начала 50-х годов наука мало способствовала развитию менеджмента. Однако следующие десятилетия ознаменовались ее бурной активностью. Теорию менеджмента обогатили различные научные дисциплины. Наибольший вклад внесли психологи, социологи, антропологи, математики (прежде всего специалисты в области исследований операций и "науки управления"). Эти ученые считают менеджмент важным социальным феноменом, а менеджеров - существенным элементом общества. Они стремятся понять и объяснить менеджмент с точки зрения своей науки. Развитию теории также способствовали философия, политические науки, история, право, экономика, логистика, бухгалтерский учет, наука о вычислительных машинах, технические науки и другие отрасли знаний.

Информационный взрыв в области управления оказал позитивное влияние на теорию менеджмента, но вместе с тем имел и негативные последствия. Представители различных областей науки не только ставили новые вопросы, предлагали постулаты, методы исследования и решения задач, но и начали интерпретировать менеджмент в соответствии со своими представлениями и даже выдвигали отличное от общепринятого понимание теории менеджмента.

В теории менеджмента наступила путаница, в результате чего ситуацию, сложившуюся в начале 60-х годов, стали характеризовать как "настоящие джунгли"1. В этой связи многие авторы констатировали, что единой универсальной теории менеджмента не существует. Эта точка зрения распространена и сейчас. История развития и современное состояние менеджмента свидетельствуют об определенных неясностях в теории. Однако можно утверждать, что ведущее положение завоевал интегральный подход к менеджменту.

Теория менеджмента становится предметом международных исследований, приобретая все более интернациональный характер. Эта тенденция вызвана прежде всего расширением сферы деятельности транснациональных компаний и распространением ее на новые страны. В этой связи возникает необходимость разрабатывать методы управления людьми, товарами и денежными средствами в новых условиях, чему способствует освоение "ноу-хау" менеджмента других стран. Это важный, но часто неучитываемый фактор роста производительности и экономического развития.

Обмен техническими достижениями между странами осуществляется относительно легко. В отличие от этого некоторые знания в области менеджмента с трудом переносятся на новую почву. Существуют различные мнения о возможности трансплантации чужих "образцов" менеджмента. При этом есть сторонники концепции как единообразия, так и разноплановости менеджмента в различных странах. Те, кто придерживается идеи единообразия, утверждают, что практика менеджмента имеет универсальный характер. При этом в качестве примера приводится метод управления по целям (management by objectives). Сторонники концепции разноплановости считают, что для успешного освоения "чужого" опыта менеджмента необходимо адаптироваться к специфическим условиям тех стран, где он накоплен.

В международном плане происходит конвергенция в области менеджмента. Однако освоение знаний и моделей из других стран имеет определенные границы. Лимитирующим фактором являются социально-экономические и культурно-исторические условия каждой страны. Поэтому опыт других стран необходимо творчески адаптировать к отечественным условиям.

В этой связи все большее значение придается сравнительному менеджменту. Он заключается в изучении и анализе опыта различных стран, включая исследование причин, определяющих различия в уровне производительности и результатах деятельности предприятий..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует подчеркнуть, что теория менеджмента - научная дисциплина, ориентированная на решение практических задач. Поэтому ее выводы (постулаты) невозможно оценить на этапе разработки теоретических положений. Значимость теоретических рекомендаций можно определить лишь в реальных условиях. Многие принципы менеджмента в сущности являются гипотезами, требующими дальнейших исследований и проверки.

Мы определили, что менеджмент – это область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социально-экономического развития.

В ходе работы было дано определение:

- Основным понятиям, применяемым в менеджменте

- Элементам системы управления

- Принципам управления

- Методам управления

Менеджмент как научная дисциплина прошел долгий путь развития, и в настоящее время известны и применяются более 13-ти научных подходов, суть которых раскрыта во второй главе работы.

В третьей главе раскрывается специфика использования термина «менеджмент» в различных странах. В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес, хотя на данный момент становится очевидным, что менеджер и бизнесмен – далеко не одно и то же.

Данные различия в понимании сути и значения менеджмента делают необходимым более детальное изучение менеджмента как науки. Таким образом, эффективное становление рыночных отношений в России во многом определяется формированием современных управленческих отношений, повышением управляемости экономики. Именно менеджмент, управление обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации.

Некоторые проблемы носят стандартный характер и для их решения менеджеры могут применять универсальные методы. Для решения нестандартных проблем существуют специальные методы или определенные технологии, разработанные теорией менеджмента и другими научными дисциплинами.

Менеджеры, осуществляющие управление, не имея научных знаний, вынуждены полагаться лишь на опыт, интуицию и везение. Однако опыта многим из них не хватает. Менеджеры лучше руководят и достигают более высоких результатов, если владеют теорией менеджмента и умело применяют свои знания на практике. В то время как одни лихорадочно мечутся, имитируя кипучую деятельность, которую порой другие, принимают за "творческую искру", другие шаг за шагом, медленно движутся к намеченной цели и достигают ее первыми. Аналогично людям, организации могут приносить прибыль, но не быть эффективными и наоборот организация может разориться, но это не значит, что ее деятельность была неэффективной. Так что понятие «менеджмент» не столь простое понятие, как это может показаться на первый взгляд.

Чем бы он ни занимался - бизнесом или работал на предприятие, от него требуется правильное выполнение задач, то есть проявления эффективности. Тем не менее, руководящие должности и должности менеджеров подчас занимают работники, не обладающие высокой эффективностью, хотя среди них немало тех, кто имеет высокий интеллектуальный уровень и творческое воображение. Эти люди обычно хорошо информированы и обладают большими знаниями.

Однако прямой связи между этими качествами руководителя и его эффективностью как работника не наблюдается. Даже самые одаренные люди могут быть на удивление неэффективными; они порой не понимают, что благодаря одним способностям нельзя добиться значительных успехов в работе. Они не осознают, что талант может способствовать эффективности только посредством целенаправленного труда. И, наоборот, в каждой организации есть высокоэффективные работники, не имеющие особых талантов. Заключение

В работе рассмотрена сущность менеджмента. По работе можно сделать следующие выводы:

Менеджмент - важнейшее понятие в рыночной экономике. Его изучают экономисты, предприниматели, финансисты, банкиры и все, кто имеет отношение к бизнесу.

«Управлять - значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов».

Специалистам нового времени необходимы глубокие знание по менеджменту, а для этого нужно четко представлять сущность и понятие менеджмента.

Менеджмент (англ. management - управление, заведование, организация) – это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

теорию руководства; практические способы эффективного управления, или искусство управления.

Основными признаками менеджмента как типа управления можно считать следующие:

1) исходным моментом организации управления и его осуществления является человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности, установки. Это находит свое выражение как в управлении внутренними процессами деятельности людей, так и процессами поведения фирмы во внешней социально-экономической среде;

2) в подходах, принципах и методах управления отдается явный приоритет экономическим средствам и методам управления. Наиболее явно это проявляется в маркетинге - управлении, ставящем в центр внимания интересы потребителя;

4) в организационном отношении для менеджмента характерна гибкая организация управления, способная быстро перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями, организация инновационного типа, т.е. отзывчивая к нововведениям;

5) менеджмент предъявляет комплекс требований к личным качествам менеджера. Главными среди них являются предприимчивость, коммуникабельность, уверенность. Эти качества играют важную роль в проявлении искусства управления. Нередко менеджмент вообще отождествляют с искусством управления.

Среди принципов менеджмента можно выделить следующие: принцип системности и комплексности, принцип правовой защищенности управленческого решения, принцип оптимизации управления, принцип делегирования полномочий, принцип соответствия, принцип автоматического замещения отсутствующего, принцип первого руководителя, принцип одноразового ввода информации, принцип новых задач, принцип повышения квалификации, принцип «Монтера Мечникова», принцип цели.


Заключение
Целью настоящего исследования было рассмотрение особенностей развития направлений менеджмента на современном этапе.
Теоретический анализ специальной литературы по теме исследования позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Понятие менеджмента на современном этапе может рассматриваться с четырёх различных точек зрения:
· как способ, манера общения с людьми;
· как власть и искусство управлять кадрами;
· как особые умения и административные навыки;
· как орган управления, административная единица.
2. Основные функции менеджмента были разработаны в начале XX века французским учёны Анри Файолем. Созданная им классификация актуальна и в наши дни. Среди функций менеджмента ведущую роль играют следующие:
· прогнозирование и планирование;
· организация;
· руководство;
· координация;
· контроль.
3. Виды менеджмента представляют собой специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент. По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
4. Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. В 90-е годы ХХ в. как за рубежом, так и в России внешняя среда для некоторых отраслей промышленности стала меняться очень быстро, многие важные задачи возникали так стремительно, что их невозможно было предугадать и планировать. Поэтому среднее и низшее руководство, приводя в жизнь стратегии, должны были видоизменять их, исходя из существующей ситуации, т. е. тоже должны были овладевать предпринимательским стилем или использовать ситуационный подход в управлении. Такое управление получило название стратегического управления.
5. В наши дни в связи с высокими темпами развития рыночных отношений появилась насущная необходимость рассмотрения новой концепции менеджмента как интегрированного, современного подхода к стратегическому, инновационному и конкурентному управлению на основе эффективного использования потенциала современного менеджера и новых управленческих технологий.
6. Современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента характеризуется сосуществованием и взаимодействием трех основных подходов: системного, процессного и ситуационного, при явном доминировании последнего.
Таким образом, процессы глобализации общественной жизни, отражающие постоянно растущую взаимозависимость стран и регионов, становятся главным фактором, определяющим развитие теории и практики управления в современном мире.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Галькевич Р.С. Набоков В.И. Основы менеджмента. М . – 1998.

2. Менеджмент. Под редакцией Максимцова М.М. Игнатьевой А.В. М . – 1998.

3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М . – 1995.

4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М . - 1997.

5. Лэнд П.Э. Менеджмент - искусство управлять. М . - 1995.

6. Розенберг Д.М. Бизнес,менеджмент. М . – 1997.

7. Ховард К. Коротков Э.Принципы менеджмента. М . – 1996.

 

 

Похожие работы

Менеджмент : сущность и основные категории
В практической деятельности менеджмент выступает как процесс, в котором человек или коллектив, выполняя функции управления, обеспечивает достижение определенного результата. Сущность и содержание процесса менеджмента проявляется в его функциях.

Финансовый менеджмент : содержание и механизм функционирования
В процессе реализации этой функции должны быть определены объемы и содержание информационных потребностей финансового менеджмента ; сформированы внешние и внутренние источники информации, удовлетворяющие эти...
2.1 Сущность финансового менеджмента .

Сущность и содержание функций менеджмента
...подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность проблемы. В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен
Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции.

Финансовый менеджмент
В чем сущность и содержание оперативно-тактического финансового менеджмента ? Перечислить необходимые условия функционирования финансового менеджмента .

Современные методы управления: сущность , содержание , основные достоинства...
Нововведения (инновации). Это одна из главных условных проблем менеджмента . Высокие темпы научно-технического и социального процесса...
Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Управление - это интегрированный процесс...

Менеджмент : сущность и структура
Содержание управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем из цикличного повторения...
Специалистам нового времени необходимы глубокие знание по менеджменту , а для этого нужно четко представлять сущность и понятие менеджмента .

Информация о работе Сущность и содержание понятия «менеджмент