Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 14:01, реферат
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей
Введение 2
1. Сущность и содержание понятия «мотивация» 4
2. Теории мотивации 7
Министерство
образования и
науки Российской
Федерации
Реферат
по дисциплине:Основы менеджмента
на
тему: «».
Выполнил:
.
Проверил:
Оренбург, 2011
г.
Содержание
Введение 2
1. Сущность и содержание понятия «мотивация» 4
2. Теории мотивации 7
Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание и потребность работать? Эти и многие другие аналогичные вопросы обязательно возникают тогда, когда происходит управление людьми. Руководство организации может разработать прекрасные планы и стратегии, однако все это не будет работать должным образом, если персонал не будет справляться со своими обязанностями, не будет стремиться способствовать своим трудом достижению организацией ее целей и выполнения ею своей миссии.
Путь
к эффективному управлению человеком
лежит через понимание его мотивации.
Только зная то, что движет человеком,
что побуждает его к деятельности, какие
мотивы лежат в основе его действий, можно
попытаться разработать эффективную систему
форм и методов управления человеком.
Для этого необходимо знать, как возникают
или вызываются те или иные мотивы, как
и какими способами мотивы могут быть
приведены в действие, как осуществляется
мотивирование людей [1, с.144].
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. Таким образом, мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей[7, с.156].
Руководители
всегда мотивировали своих работников,
осознавали они это или нет. В
древние времена для этого
служили хлыст и угрозы, для
избранных – награды. До двадцатого
века было распространено мнение, что
люди будут работать лучше, если им
предоставить возможность зарабатывать
больше. Считалось, что мотивация
в основном заключается в предложении
соответствующих денежных вознаграждений
в обмен на прилагаемые усилия.
Однако последующие исследования выявили
экономическую
Потребность – это нужда в чем либо, необходимом для существования и развития, ощущение дефицита, сопровождаемое стремлением ликвидировать его.Потребность — это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Пока потребность существует, она дает о себе знать и «требует» своего устранения[1, с.145].
Важным фактором личности является система ее потребностей, мотивов, интересов, то есть то, что определяет причины поведения индивида, помогает объяснить принимаемые решения [5, с.8].
Мотивы – это то, что вызывает определенные действия человека, их можно классифицировать по следующим основаниям:
Мотивацию
можно рассматривать двояко, как
определение и создание условий,
причин, побуждающих к эффективному
труду с учетом потребностей, психологии,
поведения человека и группы и
как процесс, начинающийся с физиологической
или психологической нехватки или
потребности, которая активизирует
поведение или создает
При этом процесс мотивации можно представить в виде шести следующих одна за другой стадий:
Так же мотивация является одной из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия. Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления предприятием, организацией.
Сущность
мотивации заключается в том,
чтобы персонал фирмы выполнял работу
в соответствии с делегированными
ему правами и обязанностями,
сообразуясь с принятыми
Для реализации успешной работы сотрудников руководитель использует определенные методы мотивации, которые можно классифицировать следующим образом:
В
настоящее время американские исследователи
сумели экспериментально доказать, что
настроение сотрудника влияет на результаты
его работы. Если рабочий день начат
в хорошем расположении духа, его
трудно чем-либо испортить. Если же мысли
о работе не навязывают ничего кроме
скуки и раздражения, то, скорее всего,
пришло время ее сменить. Но это не
то, чего ждут от своих сотрудников
руководители компаний. Поэтому так
важно уделять внимание психологическому
климату в коллективе, поддерживая
его условиями труда и
Одним из первых систематизированный реестр, классифицирующий индивидуальные потребности, ввел в 1938 г.Мэррей. Он выделил четыре аспекта: первичные и вторичные потребности (на основе физиологического происхождения);позитивные и негативные потребности (на основе отношения индивида); явныеи латентные (на основе действительного или воображаемого поведения); осознанные и неосознанные потребности. На базе этих аспектов Мэррейвыявил37 потребностей. Он полагал, что все люди обладают одними и теми же потребностями при специфическом их выражении в силу различий личных факторов и условий внешней среды. Потребности существуют в трех состояниях: рефракторное (никакой стимул не пробуждает потребность); внушаемое (потребность пассивна, но может быть возбуждена); активное (потребность определяется поведением индивида)[2, с.43].
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Как правило, основные теории мотивации разбиваются на две большие группы. Первую группу составляют теории, концентрирующиеся на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, вторую — теории мотивации, точкой концентрации внимания которых является динамика взаимодействия различных мотивов, т.е. то, как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий обычно называется группой теорий содержания мотивации, вторая группа — теорий процесса мотивации [1, с.153].
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория А. Маслоу, Ф.Герцберга, Д. Мак-Клелланда и К. Альдерфера. Несмотря на некоторую ограниченность, теории человеческих потребностей создают твердую основу для более развитых мотивационных моделей[3, с.287].
Каждая из теорий имеет что-то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Однако при этом, несмотря на принципиальные различия, все четыре теории имеют нечто общее, позволяющее установить определенные параллели между ними. Характерной особенностью всех четырех теорий является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей, позволяющую делать некие выводы о механизме мотивации человека. Сравнивая классификации всех четырех теорий, можно отметить, что выделенные в различных теориях группы потребностей достаточно определенно соответствуют друг другу.
Так, например, потребность достижения в теории Мак-Клелландасозвучна потребности самовыражения в пирамиде Маслоу, потребности роста в теории Альдерфера — группе потребностей, входящих в набор мотивирующих факторов теории Герцберга. Такое же соответствие можно установить и для других групп потребностей. На рис. 4.6 дано некое условное соответствие групп потребностей, выделяемых в данных четырех концепциях [1, с.167].