Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 14:01, реферат
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей
Введение 2
1. Сущность и содержание понятия «мотивация» 4
2. Теории мотивации 7
Процессуальные теории мотивации – более современные, базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания (это теория ожидания Врума, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера).
Согласно
теории ожиданий необходимым условием
мотивации человека на достижение цели
является не только потребность, но и
выбранный им тип поведения. В
соответствии с моделью Виктора
Врума мотивация сотрудника определяется
вероятностной оценкой ожидания
трех взаимосвязанных факторов: отношение
затрат труда к полученным результатам;
отношение достигнутых
Теория справедливости базируется на субъективной оценке и сравнении сотрудником полученного вознаграждения с затраченными усилиями и с вознаграждением других сотрудников за аналогичную работу. Работники нацелены на установление справедливых, честных отношений с организацией, и любое их нарушение будет чревато возникновением напряжения идемотивацией.
Модель Л. Портера Э. Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости и устанавливает причинно-следственную связь между отдельными их факторами: вознаграждением, затраченными усилиями, результатами, справедливостью, ожиданиями, способностями человека и осознанием своей роли в процессе труда[9, с.106].
Названные теории, хотя и расходятся по ряду вопросов, не являются взаимоисключающими. С учетом того, что структура потребностей человека определяется его местом в организации или ранее приобретенным опытом, можно сказать, что для мотивации нет какого-то одного лучшего способа (теории). То, что оказывается лучшим для мотивации одних людей, оказывается совершенно непригодным для других [7, с.160].
Приведенные теории показывают, что на сегодняшний день отсутствует какое-либо канонизированное учение, однозначно объясняющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Каждая теория имеет определенное принципиальное отличие. Причем в этих теориях главным образом анализируются факторы, лежащие в основе мотивации, но мало внимания уделяется процессу мотивации.
Очевидно,
что система мотивации или
стимулирования труда работника
должна учитывать элементы всех вышеупомянутых теорий. Действия по
мотивации должны включать экономическое
и моральное стимулирование, обогащение
самого содержания труда и создание условий
для проявления творческого потенциала
работников и их саморазвития. Осуществляя
эту функцию менеджеры должны постоянно
воздействовать на факторы результативной
работы членов трудового коллектива [6,
с.121].