Сущность и виды стратегий предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:17, контрольная работа

Описание

Как академическая дисциплина стратегический менеджмент начал формироваться после выхода книги Ричарда Румелта «Стратегия, структура и результаты» в 1974 году. Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году. Поскольку данная дисциплина молода и охватывает очень сложные процессы современного управления в бизнесе, то не существует однозначного достаточно четкого ее определения. Приведем наиболее распространенные определения.
Стратегический менеджмент – это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Определение и сущность стратегического менеджмента
2. Этапы стратегического менеджмента
3. Виды стратегий предприятия
3.1 Стратегические решения
3.2 Принципы и тенденции стратегического управления
4. Методы выбора и обоснования стратегии предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.docx

— 61.68 Кб (Скачать документ)

Особо следует обратить внимание на организационно-структурный стратегический потенциал предприятия. Элементарная и функциональная оргструктуры большинства экономических субъектов перегружают высшее руководство решением текущих задач, не позволяя в должной степени сосредоточиться на стратегических проблемах организации. Если добавить к этому характерное для российского менеджмента нежелание «делиться» правами с подчиненными, то станет ясно, почему многим руководителям объективно не хватает стратегической направленности действий.

Переход к дивизиональной оргструктуре (она характерна, например, для крупных коммерческих банков), повышая гибкость и адаптивность организации и создавая возможности концентрации внимания высшего руководства на стратегических вопросах, вместе с тем создает определенные трудности с точки зрения стратегической совместимости отдельных подразделений. Хотя трудности разработки и реализации стратегии есть и в более развитых оргструктурах, общий вывод бесспорен – их стратегический потенциал существенно различается. Поскольку оргструктура предприятия не должна быть более сложной, чем это необходимо исходя из его размера, характера деятельности, технологии и территориального размещения, то большинство российских (да и западных) экономических субъектов функционируют в рамках простых оргструктур. При этом стратегические аспекты функционирования оргструктуры остаются для них в тени, объективно затрудняя разработку и реализацию экономической стратегии.

Обладание стратегическими по сути ресурсами позволяет экономическому субъекту принципиально определить характер их использования во взаимоотношениях с внешней средой предприятия. Выражение «приспособление к новым условиям», которое часто используется для характеристики деятельности успешно развивающихся фирм, представляется не совсем удачным, поскольку он создает впечатление пассивной и направленной преимущественно на внутренние изменения экономической стратегии организации. Бесспорно, приспособляемость к изменяющимся условиям среды может быть основанием для длительного и успешного существования предприятия. Однако стратегия означает не столько следование за изменениями окружения и осуществление стратегических изменений в организации, сколько активное взаимодействие с внешней средой. Стратегически активное предприятие должно направленно воздействовать на среду, изменяя и приспосабливая ее к реализации стратегии, создавая условия для достижения стратегических целей. В определенном смысле можно утверждать, что это и будут стратегические изменения, важнейшая составная часть собственно реализации стратегии.

Вряд ли следует доказывать, что воздействие на внешнюю среду  не означает и не предполагает изменение  макроэкономической ситуации в стране. Оно направлено в первую очередь  на формирование среды непосредственного  окружения предприятия – потребителей, поставщиков, конкурентов, региональные и местные органы власти. Формы  и методы этого воздействия могут  быть разнообразны – реклама, выбор  партнеров по бизнесу и условия  сотрудничества с ними, ценовая политика, методы конкурентной борьбы и способы  защиты собственных экономических  интересов, влияние на органы государственной  власти, привлечение средств массовой информации (в том числе создание собственных). Нельзя не отметить здесь  некоторые особенности современной  российской государственности (коррупция, бесконтрольное использование бюджетных  средств), создающие широкие возможности  для деловых кругов формировать  необходимую среду обитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стратегический менеджмент – это процесс определения  взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование  избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения  ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий.

Содержанием стратегического  менеджмента являются:

- определение назначения  и главных целей бизнеса фирмы;

- анализ внешней среды  фирмы;

- анализ ее внутренней  обстановки;

- выбор и разработка  стратегии фирмы;

- анализ портфеля диверсифицированной  фирмы, проектирование ее организационной  структуры;

- выбор степени интеграции  и систем управления;

- управление комплексом  «стратегия - структура – контроль»;

- определение нормативов  поведения и политик фирмы  в отдельных сферах ее деятельности;

- обеспечение обратной  связи результатов и стратегии  компании;

- совершенствование стратегии,  структуры, управления.

Стратегия – это формулировка миссии организации, ее намерений и  целей, политики, программы и методов  их достижения.

Стратегия в той или  иной форме присуща любой системе  управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от ее типа – портфельная, или корпоративная; конкурентная, или бизнес-стратегия; функциональная.

Выделяются три уровня стратегических решений.

Корпоративные (портфельные) решения касаются деятельности предприятия  в целом.

Конкурентные решения  распространяются на хозяйственные  подразделения предприятия.

Функциональные решения  принимаются в интересах отделов  и служб предприятия.

В настоящее время в  Беларуси недостаточно используется потенциал  стратегического менеджмента. Ему  уделяют незаслуженно мало внимания. Большинство предпринимателей на вопрос о стратегии фирмы лишь пожимают плечами и говорят: «Какая стратегия  в наших условиях? Нам бы выжить».

Такой подход изначально неправильный. Именно в условиях неопределенности лучше всего иметь различные  стратегии на все случаи жизни.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Акулов В., Рудаков  М. К характеристике субъекта  стратегического менеджмента // Проблемы  теории и практики управления. – 2002. - №4

    2. Дуфала В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия // Проблемы теории и практики управления. – 2003. - №1

    3. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 2006

    4. Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. – 2004. - №4

    5. Grant R.M. Contemporary Strategy Analysis. Cambridge, MA: Basil Blackwell.

    6. См.: Hatten K.J., Hatten M.L. Effective Strategic Management, Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1998

  7.    Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: Дело, 2005. –192 с.

  8.    Забелин П. В., Анискин Ю. П. Стратегический маркетинг как основа программы преодоления кризисной ситуации на фирме // Маркетинг. – 1997. - №6 – С. 56-63

   9. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В.Д. Маркова,

С.А. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М; Сибирское соглашение, 2007

   10.   Неправский АА. Стратегический менеджмент: методы и инструменты анализа: моногр. / А.А. Неправский. — Минск: Мисанта, 2005 .

  11.   Переверзев М. П., Шайденко Н. А., Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебник/ Под ред. проф. М. П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 288 с.

  12.  Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е издание,    переработанное и дополненное. – М.: ИНФРА – М. – 2002. – 314 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность и виды стратегий предприятия