Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:38, курсовая работа
В условиях становления рыночных отношений методы экономического анализ деятельности современного предприятия особенно необходимы и должны быть направлены на дальнейшее экономическое и социальное развитие предприятий, укрепление их финансового состояния, повышение эффективности использования хозяйственного потенциала, выявление управленческих изъянов.
Введение
1. Сущность экономического анализа
1.1. Понятие экономического анализа
1.2. Методы экономического анализа
1.3. Значение экономического анализа в управлении организацией
2. Оценка применения методов и показателей экономического анализа на ООО «Регина»
2.1. Характеристика предприятия ООО «Регина»
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Регина»
Заключение
Список литературы:
Рис. 1.1. Схема формирования и анализа основных групп показателей в системе экономического анализа на предприятии
Важное место в системе комплексного анализа является сравнительная рейтинговая оценка финансового состояния и деловой активности предприятия. Необходимость такой оценки возникает в двух случаях:
1) когда требуется сопоставить работу нескольких хозяйственных объектов об их деятельности на основе единой системы показателей;
2) когда нужно сопоставить результаты хозяйственной деятельности какого-либо хозяйственного субъекта во времени.
Важнейшим условием применения методов сравнительной комплексной оценки является соизмеримость различных по сути показателей. Если в систему оценочных показателей включаются стоимостные, трудовые, натуральные показатели, то сопоставление должно проводиться не по абсолютным значениям, а основе относительных.
К методам сравнительной комплексной оценки относятся следующие:
− Суммирование значений всех показателей. Данный метод используют в случае одинаковой направленности исходных показателей и их общей сопоставимости, например, в процентах выполнения плана. Наилучшим предприятием по данному методу считается то, у которого max ∑ показателей-стимуляторов или min ∑ показателей-дестимуляторов.
− Метод суммы мест. Здесь предприятия ранжируются по показателям-стимуляторам в порядке возрастания и по показателям дестимуляторам – в порядке убывания. В случае равенства предприятиям присваиваются одинаковые места. Наилучшие результаты в работе по данному методу будут у предприятия с минимальной суммой мест.
− Метод суммы баллов. В данном методе кроме исходных данных о значениях показателей задаются шкалы для оценки каждого показателя. Этот метод требует разработки большого числа шкальных оценок, которые необходимо согласовывать между собой.
− Методы суммы мест и суммы баллов не учитывает абсолютные значения показателей, поэтому оценки, найденные по данным методам, могут исказить реальную картину достижений каждого предприятия, если вариации предприятий мало различаются.
− Метод расстояний учитывает абсолютные значения показателей при оценке конечных результатов хозяйственной деятельности. В построенной матрице из показателей находится наилучшее значение, которое затем принимается за эталон. Далее рассчитываются расстояния между показателями каждого предприятия и предприятия-эталона. Предприятия ранжируются в порядке возрастания расстояния, при этом, чем меньше расстояние, тем лучше оценка
− Таксонометрический. Он не только учитывает абсолютные значения показателей, но и позволяет элиминировать их раз личную вариацию и является обобщением метода расстояний.
Сущность данной методики заключается в том, что, используя исходную информацию за оцениваемый период и систему показателей для рейтинговой оценки, производят классификацию (ранжирование) предприятий по рейтингу и рассчитывают итоговую рейтинговую оценку, которая учитывает все важнейшие параметры финансовой и производственной деятельности предприятия.
Экономический анализ состоит из двух взаимосвязанных разделов: управленческий анализ и финансовый анализ (рис.1.2.). Разделение экономического анализа на два обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Такое разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа, и наоборот. Оба вида анализа подпитывают друг друга информацией, но вместе с тем каждый из них имеет свои особенности.
Рис.1.2. Примерная схема финансового и управленческого анализа
Особенностями управленческого анализа являются:
− ориентация результатов анализа на свое руководство;
− отсутствие регламентации анализа со стороны;
− более детальный подход: изучение всех сторон деятельности предприятия;
− максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Особенностями внешнего финансового анализа являются:
− множественность субъектов анализа и пользователей информации о деятельности предприятия;
− разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
− наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
− ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
− максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Экономический анализ представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и фактов субъективного порядка. Главная целевая установка состоит в оценке и поиске путей наиболее эффективного использования ресурсов, обеспечивающих достижение максимального удовлетворения материальных потребностей человека и общества.
Экономический анализ позволяет разработать конкретную стратегию и тактику по развитию организации, выявлению имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличению прибыли .
В условиях рыночной экономики экономисты, менеджеры, бухгалтеры, аудиторы должны владеть новейшими методами экономического анализа, правильно пользоваться экономической информацией при проведении анализа; более эффективно применять инструменты анализа на практике; постигать саму методику анализа финансово-хозяйственной деятельности; правильно давать оценку финансовой устойчивости и платежной способности организации.
Собственники (учредители) организаций анализируют финансовые отчеты в целях повышения доходности вложенного капитала, а также обеспечения стабильности работы организации, инвесторы и кредиторы - для исключения рисков по предоставленным займам и вкладам .
Хотя для проведения тщательного анализа бывают необходимы и дополнительные показатели, но для большинства субъектов хозяйственной деятельности для этой цели достаточно наличия квартальной или годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Роль экономического анализа в управлении состоит в исследовании экономических процессов организаций для выработки оптимальных решений, выявлении возможностей, средств и способов повышения их конкурентоспособности, финансовой устойчивости, финансовых результатов. Оценить возможности развития и обеспечения финансовой устойчивости хозяйственных структур можно только на основе экономического анализа, что и определяет его значение.
Основными задачами экономического анализа являются:
− выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на объем производства и реализации выпускаемой продукции, снижения затрат;
− изучение и использование резервов повышения экономического потенциала, качества и эффективности работы организации и ее подразделений;
− изыскание финансовых возможностей улучшения обслуживания контингента предприятий.
Источники информации для экономического анализа - это формы бухгалтерской отчетности, данные бухгалтерского учета, статистическая отчетность и другие источники, аналогичные, применяемым в экономическом анализе торговых предприятий.
Предмет экономического анализа - материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также источники их образования. Содержание и основная целевая установка - оценка эффективности использования этих ресурсов и поиск путей оптимизации, а также факторов, влияющих на изменение, анализ финансового состояния и выявление путей его улучшения. Например, содержанием анализа себестоимости продукции является выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции; объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых периодов, а также соблюдение действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплин; обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции; содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции.
Важной часть экономического анализа выступает финансовый анализ, предмет которого, т.е. то, что изучается в рамках данной науки, - финансовые ресурсы и их потоки, а содержание- оценка финансового состояния и выявление возможностей погашения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной экономической политики. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Эти сведения представлены в балансе предприятия.
Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, а также в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.
Эффективное управление предприятием, обеспечивающее ему долгосрочное существование в условиях рынка, требует стратегического планирования инструмента воспроизведения предпринимательского поведения. В рамках данного планирования решаются следующие задачи:
1) распределение ресурсов предприятия;
2) приспособление к внешней среде путем выявления различных вариантов деятельности предприятия;
3) обеспечение эффективной внутренней деятельности предприятия, учитывая сильные и слабые стороны своего развития;
4) формирование структуры организации, используя опыт прошлых стратегических решений и развивая нового мышления управленческого персонала.
Стратегическое планирование реализуется по следующим этапам:
− формулировка роли предприятия;
− постановка целей своего дальнейшего развития;
− оценка и анализ внешней среды;
− управленческое обследование предприятия;
− анализ стратегических альтернатив;
− выбор стратегии
Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности. Бизнес-план – это план, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из одного или более стратегических решений.
Бизнес-план составляется с учетом уже существующей структуры компании или является способом (руководством) достижения средств для новых предпринимателей.
С развитием рынка в Украине необходимость в бизнес-планах стала очевидной. Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их по лучения, а также уметь рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Для разработки грамотного бизнес-плана как стратегического документа современной организации необходимо учитывать результаты предварительных анализов и расчетов (табл.1.2.). В этом руководителям помогает экономический анализ.
Таблица 1.2.
Примерный перечень разделов бизнес-плана, задач экономического анализа и оценка управления бизнесом
№ | Название раздела | Содержание раздела | Задачи анализа и оценки |
|
Титульный лист | Название и адрес фирмы Имена и адреса учредителей Суть предлагаемого проекта Стоимость проекта Ссылка на секретность |
|
1 |
Резюме | Основные положения предлагаемого проекта Цель предлагаемого производства Новизна предлагаемой продукции Сведения об объеме продаж, выручке, затратах.
| Анализ и оценка продаж Анализ рисков Анализ затрат Оценка прибыли |
2 |
Товар (услуга) | Описание продукта (услуги): потребительские свойства, отличие от товаров конкурентов, защищенность сертификатами, прогноз цены и затрат на производство и сервис. | Оценка потребительских свойств Анализ товаров конкурентов Анализ цен и затрат на производство продукции |
3 |
Рынок сбыта | Положение дел в отрасли Потенциальные потребители Рыночная конъюнктура | Оценка положения в отрасли Анализ темпов прироста Анализ потенц. потребителей Анализ рын. конъюнктуры |
4 |
Конкуренция | Потенц. конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных характеристик уровня качества и дизайна | Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов). Анализ целей, стратегий SWOT- анализ конкурентов
|
5 | План маркетинга | Цены Каналы сбыта Реклама | Анализ состояния рынка Анализ цен Анализ эффективности |
Прогноз новой продукции Ценообразование Ценовые показатели | рекламы Анализ производственных сил | ||
6 |
Оценка риска и страхования | Слабые стороны фирмы Вероятность появления новых технологий Альтернативные стратегии Меры профилактики рисков Программа страхования от рисков | Анализ риска по источникам Анализ выбора инвестиционных решений |
7 |
Финансовый план | Прогноз объемов реализации Баланс денежных расходов и доходов Таблица доходов и затрат График достижения безубыточности | Фин. анализ деятельности Анализ баланса Анализ безубыточности Анализ доходов и затрат Выявления резервов |
8 |
Стратегия финансирования | Определение величины и источников получения средств Обоснование полного возврата средств и получения доходов | Анализ средств по источникам Анализ платежеспособности Анализ сроков окупаемости |