Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:02, контрольная работа
Целью работы является изучение японской модели менеджмента и возможность ее применения в российских условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
изучить особенности японской модели менеджмента;
сравнить японскую и американскую модели менеджмента;
изучить особенности современной российской экономики и возможности совершенствования управления и развития менеджмента с учетом японского опыта менеджмента.
Введение 3
1. Японская модель менеджмента 4
2. Сравнительная оценка американской и японской модели менеджмента 10
3. Специфика менеджмента в России и возможности применения американского и японского опыта управления на российских предприятиях 12
Заключение 16
Список литературы 18
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный
торгово-экономический
Волгоградский филиал
Кафедра социологии и менеджмента
ВБУзв-2010д-003
Контрольная работа по менеджменту
на тему:
Сущность японской модели менеджмента
Выполнила: Чернова Г.С., студентка факультета заочного обучения и дополнительного образования по специальности: бухгалтерский учет, анализ и аудит (ВПО), 3 курс
Проверила: Дасаева Д.Р., ассистент |
Волгоград 2013
Содержание
В настоящее время происходят коренные изменения в управлении всеми сферами человеческой деятельности. Ликвидация старой административно – командной системы управления открыла дорогу для внедрения в России новейших достижений науки управления, накопленного в течение многих десятилетий опыта рациональной организации человеческой деятельности, стимулирования работников в высокопродуктивном труду в условиях либерализации экономики. Особенный интерес для российских менеджеров несомненно представляет японская модель менеджмента, которая на практике доказала свою эффективность.
Данное обстоятельство и свидетельствует об актуальности выбранной темы контрольной работы.
Степень разработанности исследуемой проблемы весьма высока. Зарубежные и отечественные исследователи в своих работах весьма часто рассматривают вопросы, касающиеся особенностей развития менеджмента в США, Японии и других развитых странах. Особенно необходимо отметить следующих авторов: Друкер П. «Эффективное управление»; Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.М. «Основы менеджмента»; Дафт Ричард Л. Менеджмент; Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. «Менеджмент»; Хохлова Т.П. «Основы менеджмента»; Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент» и др.
Целью работы является изучение японской модели менеджмента и возможность ее применения в российских условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
Менеджмент – это знания и деятельность в области управления в организациях. Менеджмент имеет общие черты, свойственные всем видам управления (в живой и неживой природе, обществе). Общие черты отражают законы управления. Они действительны и в описании действий людей и их отношений между собой. Существенная особенность социального управления в целом и менеджмента как одной из его разновидностей – то, что объективные законы управления в нем проявляются через субъективные действия людей, являющиеся результатом осознанного или не вполне осознанного выбора. Отсюда и начинается проявление особенностей управления в организациях, обусловленных разным ментальным и этническим восприятием модели окружающей действительности.
В разных социумах возникают разные формы механизмов социального управления, причем с очень заметными принципиальными различиями. Актуальность знания и понимания национальных особенностей управления возрастает в связи с развитием процессов глобализации и связанной с этим необходимостью работы менеджеров в условиях различных национальных культур.
Наиболее ярко культурные и институциональные различия стилей менеджмента проявляются в Японии, США и России. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культуру, общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно – экономическим укладом страны.
Японские методы управления в значительной степени отличаются от американских и российских:
Цель, которую ставит перед собой японский управляющий, - повысить эффективность работы предприятия главным образом за счет повышения производительности труда работников. По мнению японского специалиста по менеджменту Х.Иосихары, можно выделить следующие основные принципы японского управления:
В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.
Перечень наиболее распространенных в мире приемов японского менеджмента и их вклад в повышение уровня конкурентоспособности продукции приведен в табл. 1.1. [1]
Табл. 1.1
Наиболее распространенные принципы японского стиля менеджмента
Принцип |
Описание |
Вклад в повышение уровня конкурентоспособности |
1 |
2 |
3 |
В сфере производства | ||
Точно в срок |
Поставщики поставляют исходные материалы и комплектующие вовремя и в объеме, необходимом заказчику |
Сокращаются складские расходы и устраняется необходимость испытаний поставляемой продукции |
Кружки контроля качества |
Добровольное участие рабочих и служащих в контроле качества с целью улучшения продукции |
Коллектив становится сплоченнее |
Гибкая специализация |
Рабочие взаимозаменяемы в бригаде и не ограничены узкой специализацией |
Создаются условия быстрого переналаживания производственных линий на выпуск новой продукции, гибкость производства |
В сфере экологии | ||
Неуклонное соблюдение норм по охране окружающей среды и техники, безопасности |
Четкие и конкретные формулировки норм и стандартов |
Сокращение расходов на охрану окружающей среды |
Человеческие ресурсы и производственные отношения | ||
Продвижение по служебной лестнице и бригадный метод работы |
Определяется стажем работы. Заработная плата зависит от результатов работы бригады |
Простота управления массовым производством. Стабильные производственные отношения |
Поощрение в зависимости от качества исполнения |
Оплата в прямой зависимости от качества и количества выпущенной продукции |
Увеличивается выпуск продукции и упрощается определение уровня заработной платы |
Кружки совершенствования производства |
Непрерывное совершенствование производственного процесса. Вовлечение в производственную и маркетинговую политику рабочих, инженеров и менеджеров |
Устанавливаются прочные стабильные производственные отношения между рабочими, инженерами и менеджерами |
Кружки инициативных работников |
Поощрение письменных предложений каждого работника фирмы о любом улучшении производства |
Улучшаются условия труда на каждом рабочем месте, повышается степень участия каждого работника в процессе производства |
Автономия департаментов компании |
Автономия принятия решений в департаменте компании |
Упрощается координация в принятии решений. Оперативное решение локальных проблем. Укрепление чувства единства сотрудников департамента |
Ступенчатый метод принятия решений |
В обсуждении вариантов важных решений принимают участие рабочие. Следующая стадия обсуждения — руководство компании. Решение принимается консенсусом |
С расширением круга участников обсуждения повышается степень объективности решения |
Ротация рабочих и служащих |
Ротация рабочих, инженеров и менеджеров осуществляется по 2-3-годичному циклу между разными департаментами компании, включая зарубежные филиалы |
Повышение взаимопонимания и сотрудничества между департаментами компании. Расширение кругозора сотрудников. Ускорение решения проблем в рамках компании |
Пожизненный наем на работу |
Повышается преданность компании |
Повышение уровня квалификации сотрудников |
Заработная плата выше у старших по должности |
Более сильным сотрудникам с большим стажем предоставляются более высокие посты и более высокая заработная плата |
У рабочих и служащих повышаются мотивация к росту по службе и преданность компании |
Широкая специализация членов производственной бригады |
Бригада осуществляет полный производственный цикл |
Увеличивается производительность труда путем замены монотонных операций каждого на многофункциональный, согласованный труд |
Профсоюзы на предприятии |
В рамках профсоюзов осуществляются периодические консультации рабочих с менеджерами |
Улучшаются производственные отношения, сокращаются случаи конфликтов и саботажа, рабочие и служащие консолидируются с целями компании |
Организация управления | ||
Разделение на департаменты |
Генеральная администрация координирует автономные департаменты в рамках единой стратегии компании |
Упрощается схема управления, предоставляется возможность производственным департаментам развивать и совершенствовать выпуск отдельных видов продукции |
Бизнес-единицы |
Каждая бизнес-единица в рамках компании ответственна за свою прибыльность |
Освобождает высшие эшелоны руководства компании от принятия решений на уровне департаментов |
Система контроля
Управленческий контроль на японских предприятиях осуществляется не за счет директив, а путем оказания помощи и выявлении слабых звеньев в производственном процессе, т.е. его модель: «проверка - помощь», а не «выявление - наказание».
Для сохранения дисциплины и улучшения качества работы японский менеджмент больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. В качестве вознаграждения используются: грамоты, подарки или деньги и дополнительный отпуск.
Управление трудовыми ресурсами
Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и др.
Но существует и большая разница между американским и японским управлением трудовыми ресурсами:
Рабочие имеют свободный доступ к администрации, поскольку успех фирмы – это и их успех.
Система управления качеством
Историческими предпосылками
управления качеством явилось общегосударс
Профсоюзы в Японии
Профсоюзы в Японии не разделяются по профессиям, а являются союзом рабочих одной фирмы, поэтому они разделяют такие ценности менеджмента, как производительность, прибыльность и рост. Но они имеют свое лицо, сохраняя независимость, постоянно следя за правильным соблюдением всех согласованных норм, а менеджмент предприятия воспринимает профсоюз как законного посредника между управлением и рабочими в вопросах заработной платы. Профсоюзы в Японии постоянно ищут пути и методы улучшения жизни рабочих, без ущерба для фирмы. Они понимают, что условия для жизни рабочих, в конечном счете, зависят от процветания фирмы.
Концептуальные и
Весьма интересны для сравнительной оценки американской и японской модели менеджмента мысли И. Иошимури связанные с религиозной этикой, его сравнение японского и западноевропейский менталитетов, табл. 2.1.
Табл.2.1
Характеристика менталитетов С. Иошимури
Факторы анализа |
Менталитет | |
японский |
западноевропейский | |
Мир и его восприятие (понимание мира, средства восприятия) |
Монизм. Интуитивные чувства |
Дуализм. Смысловой аналогизм |
Природа и судьба (установки) |
Идентификация. Покорность судьбе, согласие, стойкость |
Доминирование. Вызов, ориентация на прогресс, преодоление |
Поведение (источники норм, детерминанты поведения, критерии оценки) |
Группа; окружающая ситуация; установки личности |
Индивид; принципы учений; интеллектуальные или функциональные способности |
Социальные отношения ( |
Компромисс, гармония, идентификация. Симбиоз, идентификация. Закрытость, стабильность |
Конфронтация, конкуренция, критика. Противостояние, сосуществование. Открытость, нестабильность |