Сущность японской модели менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:02, контрольная работа

Описание

Целью работы является изучение японской модели менеджмента и возможность ее применения в российских условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
изучить особенности японской модели менеджмента;
сравнить японскую и американскую модели менеджмента;
изучить особенности современной российской экономики и возможности совершенствования управления и развития менеджмента с учетом японского опыта менеджмента.

Содержание

Введение 3
1. Японская модель менеджмента 4
2. Сравнительная оценка американской и японской модели менеджмента 10
3. Специфика менеджмента в России и возможности применения американского и японского опыта управления на российских предприятиях 12
Заключение 16
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ по менеджменту.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Российский государственный  торгово-экономический университет»

Волгоградский филиал

 

 

 

Кафедра социологии и менеджмента

ВБУзв-2010д-003

 

 

 

 

Контрольная работа по менеджменту

на тему:

 

Сущность  японской модели менеджмента

 

Выполнила: Чернова Г.С., студентка факультета заочного обучения и дополнительного образования по специальности: бухгалтерский учет, анализ и аудит (ВПО), 3 курс

 

Проверила: Дасаева Д.Р., ассистент




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2013 
Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  происходят коренные изменения в управлении всеми сферами человеческой деятельности. Ликвидация старой административно – командной  системы управления открыла дорогу для внедрения в России новейших достижений науки управления, накопленного в течение многих десятилетий опыта рациональной организации человеческой деятельности, стимулирования работников в высокопродуктивном труду в условиях либерализации экономики.  Особенный интерес для российских менеджеров несомненно представляет японская модель менеджмента, которая на практике доказала свою эффективность.

Данное обстоятельство и свидетельствует об актуальности выбранной темы контрольной работы.

Степень разработанности  исследуемой проблемы весьма высока. Зарубежные и отечественные исследователи в своих работах весьма часто рассматривают вопросы, касающиеся особенностей развития менеджмента в США, Японии и других развитых странах. Особенно необходимо отметить следующих авторов: Друкер П. «Эффективное управление»; Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.М. «Основы менеджмента»; Дафт Ричард Л. Менеджмент; Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. «Менеджмент»; Хохлова Т.П. «Основы менеджмента»; Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент» и др.

Целью работы является  изучение японской модели менеджмента и возможность ее применения в российских условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  • изучить особенности японской модели менеджмента;
  • сравнить японскую и американскую модели менеджмента;
  • изучить особенности современной российской экономики и возможности совершенствования управления и развития менеджмента с учетом японского опыта менеджмента.

 

 

1. Японская  модель менеджмента

Менеджмент – это  знания и деятельность в области управления в организациях. Менеджмент имеет общие черты, свойственные всем видам управления (в живой и неживой природе, обществе). Общие черты отражают законы управления. Они действительны и в описании действий людей и их отношений между собой. Существенная особенность социального управления в целом и менеджмента как одной  из его разновидностей – то, что объективные законы управления в нем проявляются через субъективные  действия людей, являющиеся результатом  осознанного или не вполне осознанного выбора. Отсюда и начинается проявление особенностей управления в организациях, обусловленных разным ментальным и этническим восприятием модели окружающей действительности.

В разных социумах возникают разные формы механизмов социального управления, причем с очень заметными принципиальными различиями. Актуальность знания и понимания национальных особенностей управления возрастает в связи с развитием процессов глобализации и связанной с этим необходимостью работы менеджеров в условиях различных национальных культур.

Наиболее ярко культурные и институциональные различия стилей менеджмента проявляются в Японии, США и России. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культуру, общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно – экономическим укладом страны.

Японские методы управления в значительной степени отличаются от американских и российских:

  • японский менеджмент основан на коллективизме. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом;
  • основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы.

Цель, которую ставит перед собой японский управляющий, - повысить эффективность работы предприятия главным образом за счет повышения производительности труда работников. По мнению японского специалиста по менеджменту Х.Иосихары, можно выделить следующие основные принципы японского управления:

  1. гарантия занятости и создание обстановки доверительности;
  2. гласность и ценности корпорации;
  3. управление, основанное на информации;
  4. управление, ориентированное на качество;
  5. поддержание чистоты и порядка.

В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.

Перечень наиболее распространенных в мире приемов японского менеджмента и их вклад в повышение уровня конкурентоспособности продукции приведен в табл. 1.1. [1]

Табл. 1.1

Наиболее распространенные принципы японского стиля менеджмента

Принцип

Описание

Вклад в повышение уровня конкурентоспособности

1

2

3

В сфере производства

Точно в срок

Поставщики поставляют исходные материалы и комплектующие вовремя и в объеме, необходимом заказчику

Сокращаются складские  расходы и устраняется необходимость испытаний поставляемой продукции

Кружки контроля качества

Добровольное участие рабочих и служащих в контроле качества с целью улучшения продукции

Коллектив становится сплоченнее

Гибкая специализация

Рабочие взаимозаменяемы  в бригаде и не ограничены узкой специализацией

Создаются условия быстрого переналаживания производственных линий на выпуск новой продукции, гибкость производства

В сфере экологии

Неуклонное    соблюдение     норм по  охране  окружающей     среды и  техники, безопасности

Четкие и конкретные формулировки норм и стандартов

Сокращение расходов на охрану окружающей среды

Человеческие ресурсы  и производственные отношения

Продвижение  по служебной   лестнице и бригадный метод работы

Определяется  стажем  работы. Заработная плата зависит от результатов работы бригады

Простота управления массовым производством. Стабильные производственные отношения

Поощрение в зависимости от качества   исполнения

Оплата в прямой зависимости от качества и количества выпущенной продукции

Увеличивается выпуск продукции и упрощается определение уровня заработной платы

Кружки совершенствования производства

Непрерывное совершенствование производственного процесса.  Вовлечение в производственную и маркетинговую политику рабочих, инженеров и менеджеров

Устанавливаются прочные  стабильные производственные отношения между рабочими, инженерами и менеджерами

Кружки  инициативных  работников

Поощрение письменных предложений каждого работника фирмы о любом улучшении производства

Улучшаются условия  труда на каждом рабочем месте, повышается степень участия каждого работника в процессе производства

Автономия департаментов   компании

Автономия принятия решений в департаменте компании

Упрощается координация  в принятии решений. Оперативное решение локальных проблем. Укрепление чувства единства сотрудников департамента

Ступенчатый метод принятия решений

В обсуждении вариантов  важных решений принимают участие рабочие. Следующая стадия обсуждения — руководство компании. Решение принимается консенсусом

С расширением круга  участников обсуждения повышается степень объективности решения

Ротация  рабочих  и служащих

Ротация   рабочих,   инженеров и менеджеров осуществляется по 2-3-годичному циклу между разными департаментами компании, включая зарубежные филиалы

Повышение взаимопонимания и сотрудничества между департаментами компании. Расширение кругозора сотрудников. Ускорение решения проблем в рамках компании

Пожизненный наем на работу

Повышается преданность  компании

Повышение уровня квалификации сотрудников

Заработная плата  выше у старших по должности

Более   сильным   сотрудникам с большим стажем предоставляются более высокие посты и более высокая заработная плата

У рабочих и служащих повышаются мотивация к росту по службе и преданность компании

Широкая специализация    членов производственной бригады

Бригада осуществляет полный производственный цикл

Увеличивается производительность труда путем замены монотонных операций каждого на многофункциональный, согласованный труд

Профсоюзы на предприятии

В рамках профсоюзов осуществляются   периодические   консультации рабочих с менеджерами

Улучшаются производственные отношения, сокращаются случаи конфликтов и саботажа, рабочие и служащие консолидируются с целями компании

Организация управления

Разделение на департаменты

Генеральная администрация координирует автономные департаменты в рамках единой стратегии компании

Упрощается схема управления, предоставляется возможность производственным департаментам развивать и совершенствовать выпуск отдельных видов продукции

Бизнес-единицы

Каждая бизнес-единица в рамках компании ответственна за свою прибыльность

Освобождает высшие эшелоны руководства компании от принятия решений на уровне департаментов


 

Система контроля

Управленческий контроль на японских предприятиях осуществляется не за счет директив, а путем оказания помощи и выявлении слабых звеньев в производственном процессе, т.е. его модель: «проверка - помощь», а не «выявление - наказание».

Для сохранения дисциплины и улучшения качества работы японский менеджмент больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. В качестве вознаграждения используются: грамоты, подарки или деньги и дополнительный отпуск.

Управление  трудовыми ресурсами

Японские корпорации управляют своими служащими таким  образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и др. 

Но существует и большая разница между американским и японским управлением трудовыми ресурсами:

  • японские корпорации в большей степени используют преданность своих служащих компаний;
  • японские корпорации гарантируют своим служащим работу и используют систему вознаграждений, основанную на трудовом стаже. Работник, перешедший в другую компанию, лишается трудового стажа и начинает все снова. Но пожизненный наем в Японии – это не юридическое право. Фирма морально обязана заботиться о своем работнике  вплоть до выхода на пенсию.
  • менеджментом больше всего ценятся такие качества работников, как взаимное доверие, гармония и понимание, поддержка в решении задач, стоящих перед группой. Отдельных работников редко упрекают за неудачи, особенно если это творческие неудачи или связанные с рискованным предприятием.
  • система группового принятия решений Ринги. Подчиненные формируют связи предложения и передают их заинтересованным лицам. После того как групповым обсуждениям поставлены общие задачи, каждый работник определяет свои собственные и приступает  к их выполнению. У каждого есть уверенность, что старший всегда поможет выйти из сложного положения. Акцент делается не на избежание неудач, а на достижение положительного результата;
  • менеджеры в Японии постоянно разъясняют  цели и политику компании  своим рабочим, которые могут свободно высказывать свое мнение по этому поводу.

Рабочие имеют свободный  доступ к администрации, поскольку  успех фирмы – это и их успех.

Система управления качеством 

Историческими предпосылками  управления качеством явилось общегосударственное движение «За отсутствие недостатков», которое переросло в комплексный метод управления качеством. Причем изначально система контроля и управления качеством основывалась на кружках качества.

Профсоюзы в  Японии

Профсоюзы в Японии не разделяются  по профессиям, а являются союзом рабочих одной фирмы, поэтому они разделяют такие ценности менеджмента, как производительность, прибыльность и рост. Но они  имеют свое лицо, сохраняя независимость, постоянно следя за правильным соблюдением всех согласованных норм, а менеджмент предприятия воспринимает профсоюз как законного посредника между управлением  и рабочими в вопросах заработной платы. Профсоюзы в Японии постоянно ищут пути и методы улучшения жизни рабочих, без ущерба для фирмы. Они понимают, что условия для жизни рабочих, в конечном счете, зависят от процветания фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сравнительная оценка  американской и японской модели  менеджмента

Концептуальные и теоретические  основы менеджмента сформулированы в США. Поэтому различные национальные модели управления зачастую рассматриваются в научной литературе как конкретизация концептуально – теоретических основ менеджмента, либо как особенности организационных культур [7].

Весьма интересны для сравнительной оценки американской и японской модели менеджмента мысли И. Иошимури связанные с религиозной этикой, его сравнение японского и западноевропейский менталитетов, табл. 2.1.

Табл.2.1

Характеристика менталитетов С. Иошимури

Факторы анализа

Менталитет

 

японский

западноевропейский

Мир и его восприятие (понимание мира, средства восприятия)

Монизм. Интуитивные чувства

Дуализм. Смысловой  аналогизм

Природа и судьба (установки)

Идентификация. Покорность судьбе, согласие, стойкость

Доминирование. Вызов, ориентация на прогресс, преодоление

Поведение (источники норм, детерминанты поведения, критерии оценки)

Группа; окружающая ситуация; установки личности

Индивид; принципы учений; интеллектуальные или функциональные способности

Социальные отношения (межличностные отношения, отношения «человек — организация», характеристика организации)

Компромисс, гармония, идентификация. Симбиоз, идентификация. Закрытость, стабильность

Конфронтация, конкуренция, критика. Противостояние, сосуществование. Открытость, нестабильность

Информация о работе Сущность японской модели менеджмента