Технология разработки и принятия управленческих решений. Основные процедуры этого процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:24, реферат

Описание

Каждый человек принимает различные по значимости решения. Одни из них менее важные – например, выбор вида транспорта при поездке по городу. Другие значительно важнее – например, выбор будущей профессии. Однако в обоих случаях последствия принимаемого решения касаются только непосредственно лица, принявшего данное решение. Тем не менее, ясно, что и в данном случае принятие эффективных решений представляет весьма актуальную задачу. Еще более значимо повышение эффективности принятия таких решений, последствия которых касаются большого числа людей, крупных организаций. Подобные организационные решения принимают менеджеры.

Содержание

1. Введение. 3
2. Классификация управленческих решений 4
3. Процесс разработки управленческих решений 6
4. Принятие управленческих решений 8
5. Заключение 10
5. Список использованной литературы 11

Работа состоит из  1 файл

Разработка управленческих решений - Цой.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

ИНСТИТУТ  МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  СВЯЗЕЙ 

Факультет мировой экономики  и международной  торговли 
 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине:

«Разработка управленческих решений» 

на  тему «Технология разработки

и принятия управленческих решений.

Основные  процедуры этого  процесса» 
 
 
 
 
 
 

              Выполнила студентка 3 курса

              заочного  отделения

              Цой Е.Л. 
               

Москва

2009 г. 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

    1. Введение. 3

    2. Классификация управленческих решений 4

    3. Процесс разработки управленческих решений 6

    4. Принятие управленческих решений 8

    5. Заключение 10

    5. Список использованной литературы 11 

 

1. ВВЕДЕНИЕ 

     Каждый  человек принимает различные  по значимости решения. Одни из них  менее важные – например, выбор  вида транспорта при поездке по городу. Другие значительно важнее – например, выбор будущей профессии. Однако в обоих случаях последствия принимаемого решения касаются только непосредственно лица, принявшего данное решение. Тем не менее, ясно, что и в данном случае принятие эффективных решений представляет весьма актуальную задачу. Еще более значимо повышение эффективности принятия таких решений, последствия которых касаются большого числа людей, крупных организаций. Подобные организационные решения принимают менеджеры.

     Начальный этап принятия решения связан с анализом ситуации и обнаружением проблемы, которая требует решения. На этом этапе необходимо определить, требуется ли вмешательство в организационный процесс. После этого следует приступить к поиску наиболее оптимального решения из всех возможных.

     Принятие  решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся  вариантов или альтернатив направления  действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, и все альтернативные варианты решения имеющейся проблемы.

     Принятие  управленческого решения – это  выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

     Принятие  решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать «центром», вокруг которого вращается  жизнь организации. 
 
 

 

     

     2. КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 

     По  своей значимости управленческие решения  могут быть стратегическими, тактическими или операционными.

     Стратегические  решения. Такие решения обычно касаются коренных проблем. Они принимаются в масштабе объекта управления и выше, рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач.

     Стратегические  цели – это цели, предусматривающие решение масштабных проблем и относятся к компании в целом.

     Стратегические  решения являются наиболее важными  решениями. Они особенно значимы для конкурентоспособности и имеют высокую цену последствий. Такие решения связаны с существенными преобразованиями организации (смена технологии, смена целей, обновление персонала).

     Тактические решения. Такие решения, как правило, обеспечивают реализацию стратегических задач. По времени они не превышают одного года.

     Тактические цели – это задачи, предусматривающие решение частных проблем, намечаемые менеджерами среднего звена и описывающие шаги, прохождения которых требуют стратегические цели организации.

     Оперативные решения. Такие решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не

     По  сфере воздействия управленческие решения могут быть глобальными и локальными а по длительности воздействия – краткосрочными и долгосрочными.

     Большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. являются корректируемыми. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы, т.е. некорректируемые. 
 

 

     

 
 

 

     

     3. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 

      Результатом работы менеджера является управленческое решение. От того, каким будет это  решение, зависит вся деятельность организации, и зависит вообще, будет ли достигнута поставленная цель или нет. Поэтому принятие менеджером того или иного решения всегда связано с риском и представляет собой определенные трудности. Это связано и с ответственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопределенностью, которая присутствует при выборе одной из альтернатив.

      Большинство проблем, которые встречаются в работе менеджера, не так часто повторяются, и поэтому их решение является тоже своего рода проблемой - проблемой выбора, который совершить не всегда легко.

      Решение - это выбор одной из альтернатив, которые имеются для решения  какой-то проблемы.

      В свою очередь, проблема - это ситуация, представляющая собой препятствие  к достижению целей, поставленных организацией. Если бы жизнь была монотонна и предсказуема, то не возникало бы ни каких проблем и не пришлось бы принимать решения по их преодолению. Но нельзя сразу предугадать, как сложится в дальнейшем развитие той или иной отрасли производства, науки и т.д., какая ситуация возникнет в процессе развития, поэтому в процессе планирования нельзя учесть все отклонения желаемой ситуации от действительной. В результате этих отклонений и появляются проблемы. Принятие неэффективных решений - часто результат отсутствия навыков мыслить логично. Крайне необходимо подходить к принятию решений как к рациональному процессу. Именно наличие рационального выбора отличает развитие предприятия от развития биологического организма. Цель принятия решения - сделать оптимальный выбор из нескольких имеющихся возможностей, чтобы добиться определенного результата.

      Существует  много  подходов к выделению  различных этапов и стадий процессов принятия решения. Большинство разногласий возникает по вопросу о включении в процесс стадии, связанной c выполнением решения. Во многих иностранных источниках весь процесс принятия решения в организации рассматривается как функция проблемы, альтернатив и выполнения решения.

      Любое управленческое решение проходит через три стадии:

      1. Уяснение проблемы.

        - сбор информации;

        - выяснение актуальности;

        - определение условий, при которых эта проблема будет решена.

      2. Составление плана решения.

        - разработка альтернативных вариантов решения;

        - сопоставление вариантов решения с имеющимися ресурсами;

        - оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;

        - оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;

        - составление программ решения;

        - разработка и составление детального плана решения.

      3. Выполнение решения.

        - доведение решений до конкретных исполнителей;

        - разработка мер поощрений и наказаний;

        - контроль за выполнением решений. 
         

 

      4. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 

     До  сих пор принятие решения рассматривалось  как рациональный процесс, т.е. как серия стадий и этапов, через которые менеджер должен пройти от начала и до конца, чтобы дойти до полного выполнения решения и устранения  возникшей проблемы. В реальной жизни не совсем так, ибо существует целый ряд ограничений "реального мира", препятствующих применению рациональной модели в процессе принятия решения:

  • часто менеджеры не знают, что проблема существует. Они либо перегружены, либо проблема  хорошо скрыта от них;
  • не представляется возможным собрать по данной проблеме всю имеющуюся информацию по техническим или стоимостным причинам;
  • ограничения во времени заставляют рассматривать не все альтернативы и принимать не лучшие решения;
  • во многих случаях при оценке и выборе альтернативы, трудно учесть качественные факторы, когда возникают принципиально новые задачи, требующие новых решений и иной методологии;
 

     С точки  зрения использования методов принятия решений, можно выделить три группы:

      - интуитивные решения основаны на субъективных ощущениях менеджера о том, что данное решение является правильным.

      - решения, основанные на собственном и чужом опыте, обусловлены знаниями и опытом менеджера, наличием сходных ситуаций в прошлом.

      - рациональные решения принимаются вне зависимости от прошлого опыта в результате объективного аналитического процесса разработки решения. 

     Процесс принятия решения с учетом результатов анализа существующего состояния, потребностей и возможностей, а также с учетом основных требований к качеству решения подразделяется на следующие этапы:

      1) выявление и формулирование существующего или потенциального противоречия (проблемы);

      2) разработка (уточнение, конкретизация) критерия оптимальности решения;

      3) разработка вариантов решения;

      4) оценка отдельных вариантов в соответствии с выработанным критерием, а при необходимости «проигрывание» выбранных вариантов решения;

      5) формулирование и принятие выбранного управленческого решения. 

 

     4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Поскольку решения принимаются конкретными людьми, то их характер во многом несет на себе от печаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

     Уравновешенные  решения принимают менеджеры, внимательно  и критически относящиеся к своим  действиям, выдвигаемым гипотезам  и их проверке. Обычно, прежде чем  приступить к принятию решения, они формулируют исходную идею.

     Импульсивные  решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются  недостаточно обоснованными и надежными, принимаются «с наскока», «рывками». В некоторых случаях импульсивные решения вынуждены принимать даже уравновешенные менеджеры при форс-мажорных обстоятельствах.

     Инертные  решения становятся результатом  осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

     Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в  тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

     Осторожные  решения характеризуются тщательностью  оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

     Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического  и тактического управления любой  подсистемы системы менеджмента  принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

Информация о работе Технология разработки и принятия управленческих решений. Основные процедуры этого процесса