Теоретические основы внутрифирменного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:11, реферат

Описание

План фирмы - это система взаимосвязанных решений, нацеленных на создание желаемого будущего фирмы.
Теория и практика менеджмента свидетельствуют, что работа по плану дает менеджерам реальную возможность выбора ассортимента и объема выпуска продукции, лучшей цены на свою продукцию и других управленческих решений, в то время как обычная текучка, работа без плана на самом деле этого выбора лишают. Однако планирование - нечто большее, чем просто составление плана.[22, с.491]

Работа состоит из  1 файл

глава 1.docx

— 52.01 Кб (Скачать документ)
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

1.1 Основные понятия и посылки внутрифирменного планирования

План фирмы - это система  взаимосвязанных решений, нацеленных на создание желаемого будущего фирмы.

Теория и практика менеджмента свидетельствуют, что  работа по плану дает менеджерам реальную возможность выбора ассортимента и  объема выпуска продукции, лучшей цены на свою продукцию и других управленческих решений, в то время как обычная  текучка, работа без плана на самом  деле этого выбора лишают. Однако планирование - нечто большее, чем просто составление  плана.[22, с.491]

Планирование - важнейшая  функция менеджмента, связанная  с определением целей фирмы, результатов  ее деятельности, путей и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

Это система волевых, сознательно принимаемых управленческих решений, которые заменяют рыночные механизмы во внутренней деятельности фирмы.

Это процесс, направленный на создание одного или нескольких будущих состояний фирмы, которые  желательны и которые не появятся сами собой без определенных усилий.

Планирование помогает фирме лучше справиться с неопределенностью  внешней среды, в которой она  работает, помогает менеджерам ответить на три ключевых вопроса:

Где фирма находится  в настоящее время? (Текущее состояние  бизнеса).

Куда она движется? (Желаемое состояние).[21, с.154]

Как и при помощи каких  ресурсов могут быть достигнуты поставленные цели? (Наиболее эффективный путь).

Соответственно планирование опирается на аналитическую функцию  управления и предшествует функции  организации выполнения составленных планов: анализ - планирование - организация  и контроль.

План призван показать, как эффективно перейти из нынешнего  состояния фирмы в желаемое. Посредством  планирования перспективные цели фирмы  трансформируются в пути достижения этих целей. При этом принимаются  решения о том, что должно быть сделано, кем, когда и как. Следовательно, процесс планирования обеспечивает переход от описания того, что должно быть сделано, к описанию того, как  это должно быть сделано, посредством  графиков, бюджетов, распределения  заданий между исполнителями..[31, с.192]

Занимаются планированием  менеджеры всех уровней, которые  планируют распределение ресурсов и работу других сотрудников фирмы  в отличие от всех прочих работников, которые планируют только свою деятельность.

Планирование не гарантирует  избавление от проблем, но осознанный, продуманный план позволяет менеджерам лучше предвидеть кризисные ситуации и легче их пережить. Зачастую дефицит времени, обилие текущих забот не оставляют времени для планирования и заставляют действовать вслепую или использовать «реактивный» стиль управления (реакция на свершившиеся события). Эффективность управления в этом случае, как правило, снижается.[24, с.107]

Планирование дает фирме  имеет следующие преимущества:

План отражает систему  ценностей и взгляды руководства  фирмы, его видение будущего, которое  помогает сориентировать персонал фирмы  в нужном направлении.

План опирается на исходную ситуацию и описывает ограничения, накладываемые внешней средой. Это  делает планируемые результаты более  осмысленными для менеджеров.

План является инструментом координации, который обеспечивает согласование целей и выработку  компромиссов на базе объективных критериев.

План облегчает контроль за деятельностью фирмы, позволяет  оценивать расхождение между  целями и результатами.

План повышает готовность фирмы реагировать на непредвиденные изменения, при условии, что на стадии планирования проводился анализ возможных  изменений.

План способствует более  жесткому управлению фирмой, основанному  не на импровизации, а на нормах, бюджетах и графиках.

Итак, главное преимущество планирования - оно повышает готовность фирмы реагировать на изменения  внешней среды. Причины развития ВФП в рыночных условиях:

самостоятельность хозяйствующих  субъектов;

развитие и обострение конкуренции;

обострение проблем  сбыта продукции, изменение как  направлений сбыта, так и роли потребителя в процессе реализации продукции;

усиление давления внешнего рынка и процессов глобализации экономики;

увеличение степени  неопределенности рыночной конъюнктуры  и другими причинами.

В этих условиях план и  рынок объективно сосуществуют: план внутри фирмы, рынок - за ее пределами.

Однако система внутрифирменного планирования постоянно развивается  по мере развития конкуренции, растущей нестабильности и все меньшей  предсказуемости будущего.[20, с.67]

    1. Сущность и структура внутрифирменного планирования

Сущность внутрифирменного планирования заключается в научном  обосновании на предприятии (фирме) предстоящих экономических целей  его развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов и объемов товаров и сроков их выпуска, выполнения работ и оказания услуг и установления показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. Внутрифирменное планирование предусматривает не только целостное рассмотрение производственно-хозяйственных, организационно-управленческих, финансово-экономических и многих других проблем, но и ориентацию на будущее принимаемых решений. Поэтому всякое решение любой существующей проблемы в ходе внутрифирменного планирования может рассматриваться как средство для достижения поставленной цели.[1, с.107] Внутрифирменное планирование является важнейшей функцией управления, которая включает следующие комплексы работ: анализ ситуаций и факторов внешней среды; прогнозирование, оценку и оптимизацию альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга; разработку планов предприятия; реализацию планов предприятия. По содержанию и форме проявления различают следующие формы внутрифирменного планирования и виды планов.[7, с.364] Исходя из обязательности плановых заданий существуют директивное и индикативное планирование. Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, обязательных для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются подробной детализацией. Например, плановые показатели, доводимые до цехов, участков и рабочих мест, имеют директивный характер. Несвоевременное выполнение хотя бы одного из таких показателей может привести к срыву выполнения плана предприятия.

Индикативное планирование — это государственное планирование, представляющее антипод директивному, потому что индикаторный план не является обязательным для исполнения. В составе  индикативного плана могут быть обязательные задания для предприятия, но их число весьма ограниченно. В  целом же он имеет направляющий рекомендательный характер.

Индикативное планирование применяется при составлении  перспективных планов, а директивное  — в текущем планировании. Из сказанного следует, что индикативный и директивный виды планирования должны дополнять друг друга, быть органически  связаны в единой системе внутрифирменного планирования.

В зависимости от срока, на который составляется план, и степени  детализации плановых расчетов различают  долгосрочное и среднесрочное (перспективное), краткосрочное (текущее) и оперативное планирование.[11, с.231]

Долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период более 5 лет, например до 10 лет. Такие планы  призваны определять долговременную стратегию  предприятия, включая социальное, экономическое  и научно-техническое развитие предприятия. Долгосрочный план позволяет ставить  и решать такие задачи, решение  которых не укладывается в рамки  среднесрочного плана. Большое значение для обоснования долгосрочного  плана имеет комплексный прогноз. Он составляется на 10—15 лет. Его основная задача состоит в том, чтобы дать ориентиры, определяющие возможность  вовлечения в процесс производства новых видов сырья, материалов, энергоресурсов, топлива; а также создания и освоения новой техники и технологии, повышения  на этой основе производительности труда  и эффективности производства.

Прогноз является своего рода «заделом» для перспективного планирования. Между планированием и прогнозированием есть общие черты и имеются  отличия. Общее заключается в  том, что и планирование и прогнозирование  являются научным предвидением хода развития производства предприятия. Различие заключается в степени вероятности  такого предвидения: планы носят, как  правило, детерминированный характер и содержат не только цели, но и средства их достижения, а прогнозы имеют  в основном вероятностный характер и не включают путей и средств  практического достижения целей.[6, с.164]

Среднесрочное (перспективное) планирование осуществляется на период от 1 до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается  с краткосрочным. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план.

Краткосрочное (текущее) планирование охватывает период, равный одному году. Годовой план представляет собой  развернутый план производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, направленный на выполнение плановых показателей  среднесрочного плана, их детализацию  по перечню продукции, подлежащей изготовлению и реализации в конкретные сроки. Кроме того, в плане устанавливается  потребность в трудовых, материальных и денежных ресурсах, а также, наряду с ресурсами, организационно-технические  и социально-экономические мероприятия  по дальнейшему развитию производства, повышению производительности труда  и качества продукции, структуризации целей инновационной деятельности, оптимизации по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций.

Структура, содержание и  перечень показателей краткосрочного плана такие же, как у среднесрочного плана предприятия, что обеспечивает согласованность и преемственность  технико-экономических показателей.[12, с.420]

Оперативное планирование включает календарное планирование и оперативное  регулирование (диспетчеризацию). Основной задачей календарного планирования является детализация заданий (показателей) годового плана по исполнителям (цехам, участкам, бригадам и рабочим местам) и срокам (небольшим периодам - месяцам, декадам, неделям, суткам, сменам, часам) с целью равномерного выполнения производственного плана, Диспетчеризация  призвана обеспечивать слаженность  и бесперебойность работы всех звеньев  предприятия.

3. По содержанию плановых  решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-производственное  и бизнес-планирование.[2, с. 109]

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического  планирования принимаются решения  о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые  сферы бизнеса, стимулировать процесс  удовлетворения нужд потребителей, какие  усилия следует предпринять для  удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или  какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.д.

В результате стратегического  планирования предприятие ставит перспективные  цели и вырабатывает средства их достижения.

Тактическое планирование следует  считать процессом создания предпосылок  для реализации новых возможностей предприятия, намеченных стратегическим планом. Если основная цель стратегического  плана заключается в том, чтобы  определить, чего хочет добиться предприятие  в перспективе, но тактическое планирование должно ответить на вопрос, как предприятие может достигнуть такого состояния. Эти виды планирования различаются целями и средствами их достижения.

Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный  период и в отдельных случаях  среднесрочный, а стратегическое планирование эффективно для долгосрочного и  среднесрочного периодов.[4, с.96]

Оперативно-производственное планирование является завершающим  этапом в системе планирования хозяйственной  деятельности предприятия. Процесс  такого планирования включает следующие функции

1) определение времени  выполнения отдельных операций  по изготовлению деталей, сборочных  единиц изделия и изделия в  целом путем установления сопряженных  сроков передачи предметов труда  цехами (участками, рабочими местами)  — поставщиками их потребителям;

2) оперативная подготовка  производства путем своевременного  заказа и доставки на рабочие  места материалов, заготовок, сборочных  единиц, инструментов, приспособлений  и других видов материальных  ценностей, необходимых для выполнения  плана производства продукции; 

3) систематический учет, контроль, анализ и оперативное  регулирование (диспетчеризация)  хода производства, предупреждающие  отклонение его от установленных  планов-графиков.[9, с.56]

Планирование осуществляется для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

4. В теории и практике  планирования могут выделяться  и другие виды планирования, охватывающие  как главные, так и второстепенные  аспекты этого процесса. В частности,  планирование можно классифицировать  по

а) степени охвата планируемой  работы;

б) объектам планирования;

в) сферам планирования (производства, сбыта, персонала, инвестиций и т.д.);

г) глубине планирования (агрегированное, ограниченное);

д) координации частных  планов во времени;

е) учету изменений исходных данных;

ж) очередности во времени.[7, с.283]

1.3 План как результат  внутрифирменного планирования

Проявляется в конкретизации целей  развития всей организации и каждого  подразделения в отдельности  на установленный период времени; определении  хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых иресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Рисунок 1- Схема управления предприятием.

 

Сущность планирования состоит  в том, что оно позволяет оптимальным  образом согласовать индивидуальные усилия членов организации и ее подразделений для достижения ее целей.ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Практика показывает, что отсутствие сбалансированного и постоянно обновляемого плана, воплощающего в реалии намечаемые цели, свидетельствует о недостатках в системе управления фирмой и негативно влияет на возможности привлечения финансовых ресурсов. Напротив, реальное, достоверное планирование обеспечивает определенную надежность финансирования фирмы, что очень важно для ее успешного функционирования в стремительно меняющихся условиях внешней среды.[17. с.52]

Не будет преувеличением назвать план основой управления не только коммерческим проектом, но и  самим предприятием. Благодаря плану  у руководства появляется возможность  взглянуть на собственное предприятие  как бы со стороны. Сам процесс  разработки плана, включающего детальный  анализ экономических и организационных  вопросов, заставляет мобилизоваться.

Информация о работе Теоретические основы внутрифирменного планирования