Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:48, реферат
В условиях современного конкурентного рынка от личности менеджера, от уровня его квалификации и особенно от стиля руководства во многом зависят темпы, прибыльность и качество производства.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время данная проблема активно изучается, поскольку происходит переход от авторитарности к демократии в управлении.
Цель: Изучить Теории X и Y Д. Макгрегора и стили управления Р.Лайкерта.
Реферат состоит из введения, двух параграфов, заключения, библиографического списка.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.
1.1.Теории X и Y Д. МакГрегора ………………………………………………..4
1.2.Стили управления Р. Лайкерта……………………………………………...7
Заключение……………………………………………………………………..…12
Библиографический список…
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
1.1.Теории X и Y Д. МакГрегора ………………………………………………..4
1.2.Стили управления Р. Лайкерта……………………………………………...7
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список…………………………………………………..….
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного конкурентного рынка от личности менеджера, от уровня его квалификации и особенно от стиля руководства во многом зависят темпы, прибыльность и качество производства.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время данная проблема активно изучается, поскольку происходит переход от авторитарности к демократии в управлении.
Цель: Изучить
Теории X и Y Д. Макгрегора и стили управления
Р.Лайкерта.
Реферат
состоит из введения, двух параграфов,
заключения, библиографического списка.
1.1 ТЕОРИИ
X И Y Д. МАКГРЕГОРА
Дуглас МакГрегор (1906-1964) - социальный психолог, опубликовавший ряд статей по исследованиям в этой области. В течение нескольких лет он был Президентом Астонского колледжа и описал, как этот период работы в качестве высшего руководителя сформировал его взгляды на функционирование организации. С 1954 года до конца своих дней он был профессором менеджмента в Массачусетском технологическом институте.
Дуглас МакГрегор рассматривает предположения о поведении человека, лежащие в основе управленческих действий.
В начале 50-х годов Макгрегор впервые сформулировал свои идеи об управлении, которые в 1960 году были опубликованы в его главном труде «The Human Side of Enterprise» («Человеческая сторона предприятия»). Дуглас Макгрегор утверждал, что существует два вида менеджмента персонала, первый из которых основывается на «теории X», а второй - на «теории Y».
Эта теория несколько обособлена от других описанных процессуальных теорий мотиваций, в связи с тем, что она описывает типы и поведение руководителей организаций. Тем не менее, в связи с тем, что руководители это также сотрудники коллектива, которым свойственна мотивация труда и определенное поведение в процессе труда, то ее также относят к процессуальным теориям мотивации.
В качестве поведенческой характеристики руководителя Д. МакГрегор выделил степень его контроля над подчиненными. Крайними полюсами этой характеристики являются автократичное и демократичное руководство.
Летократичное руководство означает, что руководитель навязывает подчиненным свои решения и централизует полномочия. Прежде всего это касается формулирования задания подчиненным и регламента их работы. Предпосылки автократичного стиля поведения руководителя МакГрегор назвал теорией «X». Согласно ей:
Человек по своей природе ленив, не любит работать и всячески избегает этого.
У человека отсутствует честолюбие, он избегает ответственности, предпочитая, чтобы им руководили.
Эффективный труд достигается только за счет принуждения и угрозы наказания.
Следует отметить, что такая категория работников действительно встречается. Например, люди, являющиеся по типу личности психастеноидами. Не проявляя никакой инициативы в работе, они будут охотно подчиняться руководству, и при этом жаловаться на свои условия труда, низкую зарплату и т.п.
Демократичное руководство означает, что руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным, включает их в процесс принятия решений и определение регламента работы. Предпосылки демократичного стиля поведения руководителя МакГрегор назвал теорией «Y». Согласно ей:
Труд для человека — естественный процесс.
В благоприятных условиях человек стремится к ответственности и самоконтролю.
Он способен к творческим решениям, но реализует эти способности лишь частично.
Именно
такие люди и такой стиль руководства
наиболее приемлемы для достижения
эффективной мотивации в
Управленческие решения на основании теории МакГрегора
1. Вовлекайте работников, насколько и как часто это возможно, в принятие решений, которые влияют на них.
2. Просите, признавайте и вознаграждайте замечания, предложения и идеи своих сотрудников.
3. Поощряйте
инициативу отдельного
4. Содействуйте
группам в проведении
5. Развивайте доверие и уважение к работникам.
6. Поощряйте
работников к саморазвитию и
к развитию навыков, чтобы они
могли максимально воплощать
свой потенциал в реальные
достижения.
1.2 СТИЛИ
УПРАВЛЕНИЯ Р. ЛАЙКЕРТА
Сторонник доктрины «человеческих отношений» коллега Херцберга и Макгрегора, известный американский социальный психолог, исследователь проблем организаций, организационного поведения и управления Ренсис Лайкерт (1903—1981) разработал собственную теорию стилей руководства. В 1947 г. Лайкерт начал изучать, как добиться оптимального управления усилиями отдельных личностей, чтобы достичь желаемых целей и удовлетворить их потребности. Для этого на базе Университета штата Мичиган была создана исследовательская группа, которая, изучая организации с высокой и низкой производительностью труда, разрабатывала принципы и методы эффективного лидерства. Исследования проводились в разных отраслях промышленности и организациях. Были опрошены тысячи служащих, выполнявших различные задания: от самых примитивных до требующих высокой квалификации и образования.
В процессе исследований
В 1967 г. в продолжение своих
исследований Лайкерт обобщил реальные
методы управления и предложил четыре
базовых стиля руководства, расположив
их на некотором континууме от 1 до 4 (рис.
1.3). Рассматриваемые им системы, или модели,
управления организацией различались
по способу контроля, степени концентрации
власти, распределению ответственности
и дистанцированности руководителя от
подчиненных.
Рис. 1.3. Стили лидерства Р. Лайкерта
В системе 1 все организационные решения принимаются руководством. Руководитель-автократ не доверяет подчиненным, редко подключает их к принятию решений, а задачи (как и способы их решения) «спускает» сверху уже готовыми. В организации, ориентированной на эту систему, жестко заданы правила выполнения конкретных работ. В качестве факторов, побуждающих людей к труду, используются давление, принуждение, страх и угроза наказания. Вознаграждения здесь случайны, как, впрочем, и взаимодействие руководителя с подчиненными, которое строится на взаимном недоверии. Формальная и неформальная организации находятся в состоянии противоборства.
Система 2 предполагает, что руководство
удостаивает подчиненных
В системе 3 руководство проявляет
значительное, но не полное доверие
к своим подчиненным. Общие
вопросы решаются наверху,
Система 4 строится на полном доверии. По мнению Лайкерта, именно она является самой действенной из всех рассмотренных им систем. Процесс принятия решений носит здесь групповой характер: он рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только сверху вниз, но и по горизонтали. Работники мотивируются посредством участия в процессе принятия решений, касающихся определения целей организации, форм стимулирования и методов организации труда. Имеет место дружественное взаимодействие, характеризующееся высоким уровнем взаимного доверия. Формальная и неформальная организации, как правило, совпадают. Руководители системы 4 соответствуют руководителям, поощряющим участие работников в управлении. Кроме того, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу, они ориентированы на человека.
Согласно Лайкерту, для развития организации в направлении четвертой модели управления руководству необходимо: 1) соблюдать принцип «поддерживающих» отношений; 2) придерживаться коллективных методов принятия решений; 3) ставить высокие производственные цели. Это означает, кроме всего прочего, что взаимодействие между сотрудниками организации должно носить групповой, а не просто линейный, иерархический характер по типу «руководитель - подчиненный».
Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители уделяют внимание прежде всего человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и строят отношения, основанные на взаимопомощи. И хотя позже было обнаружено, что выводы Лайкерта применимы не ко всем ситуациям, например из-за характера ситуации стиль, сосредоточенный на человеке, не всегда способствует повышению производительности труда, заслуга этого исследователя в том, что он углубил существующие представления о деловых отношениях между сотрудниками и показал, как принципы упоминавшейся нами теории «Y» могуг быть реализованы в структуре организации.
Преимущество концепции