Теории и принципы корпоративного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:24, реферат

Описание

Корпоративное управление – это урегулированная нормами права система организационных и имущественных отношений, с помощью которой корпоративная организация реализует, представляет и защищает интересы своих инвесторов, в первую очередь акционеров.

Работа состоит из  1 файл

Теории и принципы корпоративного управления.docx

— 24.71 Кб (Скачать документ)

1.2 Теории и принципы  корпоративного управления 

Корпоративное управление –  это урегулированная нормами  права система организационных  и имущественных отношений, с  помощью которой корпоративная  организация реализует, представляет и защищает интересы своих инвесторов, в первую очередь акционеров.

Наиболее известны три  доктрины корпоративного управления:

· "агентская";

· "менеджерская";

· теория "социальной ответственности".

Согласно агентской теории директора являются наемными работниками  акционеров, которым подотчетны и  интересы которых для агентов  должны быть превыше всего. В соответствии с "менеджерской" концепцией директора  выступают в роли руководителей  с делегированными полномочиями, правами и обязанностями (т.е. их статус повышается); к ним предъявляются  требования как к любому порядочному  человеку, который честно по закону действует во благо других. Теория "социальной ответственности" расширяет  границы понятия "акционерная  компания", в которое включаются "иные заинтересованные лица". Объем  последнего понятия варьируется  от работников до совокупности работников, кредиторов, поставщиков, потребителей и даже местного сообщества[1].

Одновременно при анализе  корпоративного управления выделяются два подхода - концепция акционеров и концепция соучастников. В соответствии с первым корпоративное управление рассматривается в узком смысле - в качестве системы подотчетности  высших менеджеров акционерам компании. Акцент делается на конфликте между сильными менеджерами и слабыми разрозненными акционерами, практические меры концентрируются вокруг проблемы мониторинга и контроля за действиями менеджеров с помощью таких инструментов, как структура совета директоров, защита прав акционеров, опционы, слияния и поглощения и др. Но в настоящее время общества с большим числом мелких акционеров уступают место компаниям с концентрацией собственности. Кроме того, при таком подходе в стороне остаются другие лица, участвующие своим трудом и капиталом в деятельности компании.

Вторая концепция рассматривает  корпоративное управление в широком  смысле слова - как систему формальных и неформальных отношений всех заинтересованных лиц (акционеров, менеджеров, кредиторов, контрагентов, наемного персонала, государства  и т.д.). Ранее главной проблемой  считалась практическая невозможность  выполнения фирмой своих обязательств по отношению ко всем соучастникам, в связи с чем концепция соучастников подверглась определенному пересмотру в сторону сужения понятия "соучастник". Модернизированная модель соучастников определяет их как субъектов рынка, способствующих росту активов компании.

Таким образом, отношения  между менеджерами и акционерами  оказываются лишь частью более широких  отношений корпорации с внешней  институциональной средой.

Как в любой системе (регулирования, управления, воздействия) в корпоративном  управлении с определенной долей  условности можно выделить три элемента (блока):

нормативно-правовой,

организационно-структурный,

функциональный, а также связи между ними.

Организационно-структурный  блок включает органы и организации, осуществляющие практическую деятельность. Нормативно-правовой блок включает в  себя нормативные акты, регламентирующие правовой статус корпораций и кодексы  корпоративного управления. Функциональный блок включает инструментарий деятельности, ее направления, формы и методы, средства, меры и находит максимальное отражение  в моделях корпоративного управления.

Также выделяют англо-американскую и японо-германскую модели корпоративного управления, хотя чаще в литературе говорят соответственно об аутсайдерской (outside) и инсайдерской (inside) моделях (системах)

Первой отличительной  чертой аутсайдерской модели является дисперсное владение акциями, в связи с чем ее также характеризуют как диверсификационную. Акционерный капитал распылен между независимыми, не связанными с корпорацией отношениями, помимо так называемых отношений участия, индивидуальными и институциональными инвесторами. Доля последних, как уже было выявлено, стабильно растет. Объем их капиталов и долгосрочные цели существования обеспечивают условия для организации венчурного бизнеса. Причем наиболее распространенной схемой является учреждение корпоративной структуры в виде акционерного общества для освоения передового научно-технического достижения и продвижения нового продукта и последующая выгодная продажа акций учредителям. Индивидуальными инвесторами в основном выступают представители "среднего" класса страны, хранящие свои сбережения в ценных бумагах и в силу своего непрофессионализма менее оперативно реагирующие на изменение биржевой конъюнктуры, чем крупные держатели акций. Подобная добровольная аккумуляция средств населения создает в стране благоприятный инвестиционный климат, повышает устойчивость финансовых рынков. Контрольный пакет акций может составлять не более 6 - 14% от их общего числа.

Финансирование деятельности корпораций является дистанцированным и зависит от текущей конъюнктуры финансового рынка, в нем преобладают внутренние источники, мала доля заемных средств.

В этой модели ярко выражено разделение контроля и владения со стороны акционеров, управляющих, совета директоров. Последний выступает  компетентным внутренним органом управления, менеджмент подчас оказывает давление на принятие советом директоров решений, но доминантой является удовлетворение интересов акционеров. Гарантируется  право акционеров контролировать компанию и подотчетность им совета директоров и менеджеров. На приоритете интересов  частного собственника базируется само представление о рыночной экономике, в частности, в США.

В то же время распыленность  акционеров порождает их слабость и  укрепляет позиции менеджеров. В  основе англо-американской модели лежит  представление об изначально конфликтной  сущности интересов этих сторон, которая  должна быть снята системой внешних  противовесов.

Более предпочтительны внешние  механизмы контроля над деятельностью  корпораций. Определяющую роль играют фондовые рынки, на которых осуществляется деятельность корпорации в целом  и менеджмента в частности, реализуется  влияние акционеров на менеджмент. (В то же время решающая роль фондового  рынка стимулирует, в первую очередь, деятельность, направленную на повышение  стоимости компании или прибыльности в краткосрочном периоде.)

Помимо рыночного мониторинга  деятельности корпорации, обусловленного колебаниями котировок на рынке  фиктивного капитала акций, внимания заслуживают  механизмы, позволяющие сделать  прозрачными схемы управления компанией  со стороны менеджмента с целью  увеличения благосостояния акционеров, приоритетного удовлетворения их интересов.

Исторически режим административного  и правового регулирования в  странах этой модели разрабатывался с учетом того, что акционерный  капитал компании распылен среди  большого числа инвесторов, действующих  изолированно друг от друга и нуждающихся  в надежной и адекватной информации для принятия правильных инвестиционных решений. Здесь разработаны детальные  правила обеспечения инвесторов наиболее полной информацией и создания сравнительно равного положения  инвесторов в части доступа к  ней, а также предотвращения ситуации, когда отдельные группы акционеров обмениваются между собой и совместно  используют внутрикорпоративную информацию, "отрезая" от нее остальных  инвесторов. Таким образом, аутсайдерская  система может быть охарактеризована как основанная на раскрытии информации.

Итак, отличительными чертами  аутсайдерской модели являются: 1) дисперсное владение акциями; 2) признание приоритетности интересов акционеров в законодательстве о компаниях; 3) особый акцент на защите миноритарных акционеров в нормативных актах о компаниях и о ценных бумагах; 4) сравнительно жесткие требования к раскрытию компаниями своей информации

Первой отличительной  чертой инсайдерской модели является концентрированный характер собственности. Группы инсайдеров обычно сравнительно малы по составу, представляют собой определенную комбинацию частных лиц, в том числе работников компаний, семей, банков, иных финансовых институтов, других корпоративных собственников, действующих через холдинговые компании или через механизм перекрестного владения акциями. Доля физических лиц чуть больше 20% (в основном из-за низкого уровня дивидендов по акциям, который часто уступает размеру процентов по банковским вкладам). Финансовые институты контролируют 60 - 70% акций компаний. Акционеры хорошо знают друг друга и поддерживают с компанией отношения, выходящие за рамки финансовых инвестиций.

Банки являются одновременно акционерами, кредиторами общества и доверенными лицами других акционеров, занимаются размещением вновь выпускаемых  ценных бумаг, предоставлением брокерских и консультационных услуг при  получении корпорациями небанковских, иностранных и правительственных  ссуд.

Это обусловливает активное участие банков в советах директоров компаний, имеющиеся у них, как  отдельной группы, возможности определять состав советов (за исключением представительства  служащих) и блокировать любые  изменения в уставах и локальных  правовых актах, особенно в случаях  распыленности капитала. В совокупности банки могут концентрировать  различными способами более 75% всех голосов на общих собраниях акционеров.

В результате происходит взаимопроникновение  групп главных действующих лиц  в японо-германской модели (банк, аффилированные корпоративные акционеры, правление, наблюдательный совет). Меняется мотивация приобретения акций - на первое место выходит участие в контроле. Одновременно это способствует нивелированию зависимости менеджмента от краткосрочных результатов деятельности. Более того, сама структура акционеров ориентирует на стабильность и результативность деятельности организации, а не на частоту и уровень выплачиваемых дивидендов.

Финансирование демонстрирует  высокую зависимость компаний от банковского капитала, кредитования и высокий коэффициент задолженности  к собственному капиталу. Обращение  к заемному капиталу связано с  большим развитием в Европе рынка  облигаций, в том числе акционерных  обществ, которым этот инструмент не присущ имманентно.

Как указывалось ранее, экономика  в странах этой модели является социально  ориентированной, и, соответственно, японско-германская система основана на представлении  об отношениях, построенных на сотрудничестве, которые могут стать объектом контроля с использованием механизма  внутренних связей между сторонами.

Инсайдерские системы корпоративного контроля обычно формируются вокруг головного банка, носят постоянный характер. Фондовый рынок играет гораздо меньшую роль.

Главный конфликт разворачивается  между контролирующими акционерами (владельцами контрольного пакета акций) и слабыми миноритарными акционерами.

По сравнению с рыночно  ориентированными системами корпоративного контроля, жестко требующими публичного раскрытия корпоративной информации, инсайдерские системы склонны к выборочному обмену информацией между инвесторами. Этот конфиденциальный обмен информацией типичен для взаимодействия банка со своими заемщиками.

Законодательство устанавливает  довольно мягкие требования в отношении  предоставления компаниями информации о своей деятельности. Так, японские банки не обязаны публиковать  сведения о принадлежащих им пакетах  акций, если таковые не превышают 25% совокупного капитала корпорации. Право  толерантно к группам акционеров, которые осуществляют совместный контроль над компанией, часто игнорируя  при этом интересы мелких инвесторов.

Итак, отличительными чертами  инсайдерской модели корпоративного управления являются: 1) концентрация капитала; 2) внутренний контроль; 3) ориентация на удовлетворение интересов всех участников корпорации; 4) нейтрализация отрицательных последствий инсайдерской деятельности.

Основные ее недостатки связаны  с банковским воздействием: банки  стремятся сформировать в акционерном  секторе систему, которая ориентирована  в большей степени на банки, чем  на рынок; являясь кредиторами организации, они чаще поддерживают инвестиционные программы, в которых концепция  безопасности капиталовложений преобладает  над концепцией прибыльности. Наконец, тот факт, что менеджеры могут  контролироваться сравнительно малой  группой инвесторов, необязательно  означает, что инсайдеры могут  формулировать и реализовать  наилучшую корпоративную политику. Необходимость примирения интересов  разных групп акционеров может приводить  к трудностям при выборе и постановке долгосрочных целей компании или  выливаться в постановку частных, конфликтующих  между собой целей.

Инсайдерская модель корпоративного управления распространена в Японии, Германии, Нидерландах, Франции, Скандинавских странах, частично в Бельгии и Австрии. При этом европейские страны занимают промежуточное положение между американской системой с ее фетишизацией прибыли акционеров и японской - с акцентом на внутрикорпоративное регулирование отношений, взаимопроникновением частного и социального права.

Принципы корпоративного управления - это исходные начала, лежащие  в основе формирования, функционирования и совершенствования системы  корпоративного управления обществом.

Основные принципы корпоративного управления были изложены в документе  «Принципы корпоративного управления»  Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подписанном министрами на заседании Совета ОЭСР на уровне министров 26-27 мая 1999 г. Принципы корпоративного управления ОЭСР носят рекомендательный характер и могут использоваться правительствами в качестве отправного начала для оценки и совершенствования  действующего законодательства, а также  самими корпорациями для выработки  систем корпоративного управления и лучшей практики. В соответствии с принципами структура корпоративного управления компании должна обеспечивать:

· защиту прав акционеров;

· равное отношение к акционерам;

· признание предусмотренных  законом прав заинтересованных лиц;

· своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации;

· эффективный контроль над  администрацией со стороны правления (наблюдательного совета), а также  подотчетность правления перед  акционерами.

Информация о работе Теории и принципы корпоративного управления