Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:05, курсовая работа
Объект исследования − основа местного самоуправления.
Предмет исследования − теории, составляющие основу местного самоуправления.
Целью работы является рассмотрение предпосылок, условий возникновения и существенных признаков теорий местного самоуправления.
Введение………………………………………………………………...…3
Глава I. Предпосылки и условия развития теорий местного самоуправления……………………………………………………………..........5
Понятия и предпосылки развития теорий местного самоуправления……………………………………………………….5
Условия возникновения теорий местного самоуправления……….6
Глава II. Анализ и характеристики основных теорий местного самоуправления…………………………………………………………………..8
2.1. Теория свободной общины…………………………………………….8
2.2. Общественная теория самоуправления………………………………11
2.3. Государственная теория самоуправления……………………………13
2.4. Анализ зарубежных теорий местного самоуправления……………..17
Приложение 1………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………24
Список использованных источников информации…………………........26
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Предпосылки и условия
развития теорий местного самоуправления…………………………………………
Глава II. Анализ и характеристики основных теорий
местного самоуправления…………………………………………
2.1. Теория свободной общины…………………………………………….8
2.2. Общественная теория самоуправления………………………………11
2.3. Государственная теория самоуправления……………………………13
2.4. Анализ зарубежных
теорий местного
Приложение 1………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников информации…………………........26
Введение
Исследование происхождения и сущности любого социального явления должно начинаться с анализа той его фазы, на которой оно возникает и демонстрирует свои потенциальные возможности, а в дальнейшем и ведущие признаки.
Генезис и становление
местного самоуправления связаны с
формированием централизованных государств.
Самоуправленческие и государственные
начала общественного управления следовали
в общем русле изменений
История идей формирования
системы регламентирования
Актуальность темы данной курсовой работы определяется огромной ролью местного самоуправления в экономической и политико-правовой жизни общества, в становлении институтов демократического государства. Так, в современной России местное самоуправление поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать государственную власть, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.
Объект исследования − основа местного самоуправления.
Предмет исследования − теории, составляющие основу местного самоуправления.
Целью работы является рассмотрение предпосылок, условий возникновения и существенных признаков теорий местного самоуправления.
Задачами курсовой работы являются:
Общей методологической основой в данной курсовой работе явились общенаучные методы, такие как: правой метод, метод прогнозирования, метод анализа и синтеза, метод формализации, который позволил сформировать понятие «экономическая основа» местного самоуправления.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников информации.
Глава I. Предпосылки и условия развития теорий местного самоуправления
1.1 Понятие и предпосылки развития теорий местного самоуправления
Теории местного самоуправления можно определить как совокупность основанных на историческом опыте научных взглядов и представлений, направленных на объяснение сущности, организации муниципального (местного) управления и соотношения его с управлением публичным.
Основы правовых систем местного самоуправления большинства европейских государств, а также Японии, США и других стран были заложены в ходе муниципальных реформ XIX века, однако традиции общинного самоуправления берут свое начало в организации полисной демократии античного мира [10,C.24].
Муниципалитетом называлось
городское управление, берущее на
себя обязанность решения
Принцип самоуправления являлся общим принципом местного управления Италии периода республики, когда Рим из маленькой латинской общины превращается в огромное государство с обширной территорией. Законом 45 г. до н.э. Юлий Цезарь установил некоторые общие правила относительно местного городского устройства, а именно: основой муниципального управления был установлен принцип широкой автономии в местных делах, хотя и под контролем Рима. [17,С.223]
По своей сути организация муниципального устройства являлась копией государственного устройства Рима. Народное собрание всех граждан общины, организованное по местным куриям, являлось высшим органом местного самоуправления. Народное собрание выбирало муниципальных магистратов и решало общие вопросы местной жизни. В каждом городе, по образцу римского Сената, существовал муниципальный сенат из 100 членов. В компетенции муниципальной магистратуры находилась административная и судебная власть. [16, С.162]
Муниципальные реформы XIX века основывались на фундаменте, который закладывался уже в Средние века. Средневековые города с их административным, судебным и финансовым правлением, отвоёванным или купленным у феодальных правителей, в оболочке городского самоуправления несли зачатки буржуазного муниципализма.[5,C.101 ] Так Великая французская революция дала толчок конституционному движению в европейских странах. Однако оно не только привело к появлению новых форм организации власти на уровне высшего государственного управления, но и поставило задачу преобразования местного управления по новому типу, свободному от сильного бюрократического влияния центральных органов власти. Требование проведения начал местного самоуправления представляло собой логический вывод из основных принципов правового, конституционного государства, которое последовательно приходит на смену полицейскому, бюрократическому абсолютистскому государству.
1.2 Условия возникновения теорий местного самоуправления
В условиях демократического,
правового государства
На теорию и практику конституционного развития европейских государств большое влияние оказали французские конституции XVIII в., а также Конституция Бельгии 1831 г., которая сыграла значительную роль в распространении идей местного самоуправления в Европе. В этой конституции содержалась статья, посвященная общинному управлению. Так же стоит отметить, что наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями Конституция Бельгии признавала и четвертую власть – муниципальную [22,C.33].
Француз Ж.-Г. Турэ, идеи организации
общинного управления которого нашли
отражение в Конституции
Эти два понятия получили впоследствии свое развитие в различных теориях местного самоуправления.
В первой половине XIX века
разрабатываются теоретические
основы о местном самоуправлении.
Одним из первых обратился к этим
проблемам французский
Таким образом, в XIX веке сформировался целый ряд теорий местного самоуправления, в которых по-разному рассматривается его сущность [5,C.78].
Ученые использовали различный подход к определению числа теорий о местном самоуправлении. Лазаревский Н.И. считал, что существует всего четыре теории местного самоуправления: теория свободной общины, хозяйственная и общественная теории самоуправления, а также теория самоуправляющейся единицы, как юридического лица.[2,C.93] Михайлов Г.С. выделяет три теории самоуправления: хозяйственную, государственную и политические теории. Фадеев В.И. называет пять теорий самоуправления: теорию свободной общины, общественную теорию самоуправления, государственную теорию самоуправления, теорию дуализма муниципального управления и теорию социального обслуживания.
Наиболее верным представляется мнение Л. Велихова, который выделяет следующие теории местного самоуправления: свободной общины, общественную (хозяйственную) и государственную [14,C.79].
Глава II. Характеристика основных теорий местного самоуправления
2.1 Теория свободной общины
Рассматривая различные теории местного самоуправления, А. Колесников выделил следующие их основные различия: способ формирования местных учреждений, характер и количество дел, им подведомственных, а также характер взаимоотношений с центральной властью.[1,C.44]
Германская юридическая школа внесла значительный вклад в развитие теории местного самоуправления. Изначально, пытаясь обосновать природу общинного, местного самоуправления, немецкие ученые выдвинули теорию свободной общины, называемую также теорией естественных прав общины.
Эта теория впервые объяснила сущность местного самоуправления. Её представители – Гербер, Аренс, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер – считали, что право общины на заведование своими делами столь же естественно и неотчуждаемо, как и права человека, что община первична по отношению к государству, следовательно, государство должно уважать свободу общинного управления. «Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причём государство не создает общину, а лишь признает её». Отсюда в понятие самоуправления включили следующие элементы: управление собственными делами общины; общины являются субъектами прав, им принадлежащих; должностные лица общинного управления есть органы не государства, а общины [7,C.89].
Общинными делами и общинным имуществом в начале XIX в. Заведовали казенные государственные чиновники. Данная система в конечном итоге привела общинное хозяйство к полному упадку. Просто необходимо было обосновать ограничение вмешательства государственного центра в общинную систему хозяйственного ведения [11,C.54].Эту задачу была призвана решить теория свободной общины, основные принципы которой немецкие учёные заимствовали из бельгийского и французского права.
Как отмечалось, теория свободной общины доказывала, что право общины на заведование своими делами имеет такой же естественный и неотчуждаемый характер, как и права и свободы человека, поскольку община исторически возникает раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления. Права общины на самоуправление априорным путём выводились из самой природы общины. Для обоснования свободы и независимости общины её сторонники обращались к истории средневековых вольных городов (общин по сути), их борьбы за независимость против феодального государства [16,C.42].
Таким образом, из теории свободной общины выделяют следующие принципы организации местного самоуправления:
Эти принципы оказали влияние на развитие законодательства 1830 – 1840-х гг. В частности, многие идеи теории свободной общины нашли отражение в положениях бельгийской Конституции 1831 г [5,C.228]. Она содержала специальные статьи (ст. 31 и ст. 108), посвященные общинному управлению, и помимо законодательной, исполнительной и судебной власти признавала и четвертую – муниципальную. Конституция не только специально регулировала место самоуправления в государственном порядке, но и зафиксировала на уровне конституционных норм важнейшие полномочия общины и её органов управления. В этом отношении она была исключительным и долгие годы единственным примером в истории конституционного регулирования местного самоуправления [18,C.69]. Стоит также отметить, что теория свободной общины нашла отражение и в разработанной франкфуртским Национальным собранием Конституции 1849 г., которая содержала статьи об основных правах общин. Но указанная Конституция так и не приобрела силы, оставшись лишь историческим документом.