Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа
Изучение влияния системы мотивации на эффективность управления Муниципального дошкольного учреждения №307.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ…………………………...6
1.1 Генезис теории мотивации……………………………………...6
1.2 Типология теорий мотивации………………………………….10
1.3 Материальные и моральные стимулы в системе мотивации...21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ МДОУ №307.30
2.1 Социальная характеристика Муниципального дошкольного образовательного учреждения №307…………………………………………..30
2.2 Методы и методики исследования мотивации Муниципального дошкольного образовательного учреждения №307……………………….32
2.3 Анализ полученных результатов……………………………..32
ГЛАВА 3. Рекомендации, направленные на развитие
системы мотивации МДОУ №307…………………….………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ..43
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….45
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека) (Иванов В.Ю., 1998).
Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов (Каверин С.Б., 1998).
Социологические методы
играют важную роль в
Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. Например: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования и квалификации работников, сокращение производственного травматизма, увеличение жилой площади на 1 работника и др. Конкретной формой социального планирования является план социального развития коллектива, который в 70-80-х гг. имелся на всех крупных предприятиях СССР (ГАЗ, ВАЗ, "Электросила", ЗМЗ и др.). В настоящее время проблема социального планирования актуальна для многих крупных западных и японских компаний, которые успешно используют передовой опыт советского периода (Алёхина О.Е., 2002).
Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.
Психологическое планирование
составляет новое направление в
работе с персоналом по формированию
эффективного психологического состояния
коллектива предприятия. Оно исходит
из необходимости концепции
- формирование подразделений ("команд") на основе психологического соответствия сотрудников;
- комфортный психологический климат в коллективе;
- формирование личной мотивации людей исходя из философии предприятия;
- минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);
- разработку служебной
карьеры на основе
- рост интеллектуальных
способностей членов
- формирование корпоративной
культуры на основе норм
Целесообразно,
чтобы психологическое
2.1. Социальная характеристика МДОУ №307
Муниципальное дошкольное
МДОУ находится на правом берегу Енисея, в микрорайоне Верхние Черёмушки по адресу 660046, г.Красноярск, пр-кт Машиностроителей,7; телефон (391) 266-90-12.
Заведующей МДОУ является Грицкевич Надежда Николаевна. Общее количество работников – 60 человек.
МДОУ имеет лицензию на право функционирования и оказания платных дополнительных услуг в работе с детьми.
Общее количество групп в МДОУ – 13, из них:
1.Для детей раннего возраста – 3;
2.Для детей дошкольного возраста – 10, из них:
Численный состав контингента воспитанников на 2009/10 г. – 264 чел.
МДОУ располагает 13 групповыми
помещениями, музыкальным и
Групповые комнаты полностью
оснащены разнообразным
Гигиеническая оценка МДОУ соответствует «Санитарным правилам по устройству и содержанию детских дошкольных учреждений» №3132-85.
Земельный участок 115,35 кв.м. детского сада оборудован и оснащён необходимыми средствами для проведения учебно – воспитательной работы на свежем воздухе.
Основными задачами МДОУ являются
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального,
- осуществление необходимой
- приобщение детей к
- взаимодействие
с семьей для оказания помощи
в воспитании детей,
К основным направлениям работы МДОУ относятся:
- развитие физических способностей;
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие художественных способностей;
- подготовка детей к школе;
- содружество семьи и детского сада.
Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Уставом.
Группа 25-35 лет представлена 42% (11 человек), возрастная категория 35-45 лет – 38% (10 человек), группа 45-55 лет представлена 20% (5 человек).
Исследование проводилось в групповой форме.
В качестве методики исследования
был использован «Тестовый
Данная методика позволяет идентифицировать тип трудовой мотивации по ответам респондентов, а также особенности оплаты и стимулирования оплаты труда.
2.3 Анализ полученных результатов
Тестовый опросник Фридмана Л.М. определяет 5 типов трудовой мотивации: инструментальная, профессиональная, патриотическая, хозяйская и люмпенизированный работник.
Инструментальная - сама работа не является очень значимой ценностью, скорее рассматривается как источник заработка и других благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд. Но его интересуют не любые деньги, а именно заработок; поэтому он будет работать с максимальной отдачей на любой работе, если его труд будет справедливо и высоко (в его понимании) оплачиваться.
Профессиональная - работник этого типа ценит в работе ее содержание, возможность проявить себя и доказать (не только окружающим, но и себе), что он может справиться с трудным заданием, которое не каждому посильно. Отличается развитым профессиональным достоинством. К руководителю чаще всего относится с известной долей иронии.
Патриотическая - основана на высоких моральных, религиозных, идеологических соображениях, на убеждении работника в своей нужности для организации. Такой работник способен «загореться» перспективной стратегией, выдвинутой руководством, и будет работать с полной отдачей, способствуя воплощению этой стратегии. Более всего ценит результативность общего дела, в котором участвует, и общественное признание своего участия.
Хозяйская - выражается в добровольном принятии работником на себя полной ответственности за выполняемую работу. Работник с таким типом мотивации будет выполнять свою работу с максимальной отдачей, не настаивая на ее особой интересности или высокой оплате, не требуя ни дополнительных указаний, ни постоянного контроля. Но хозяином очень трудно управлять - он не только не нуждается в приказаниях или наказаниях (свойственных распространенному у нас административному стилю управления), но и не терпит их.
Люмпенизированный человек - обладает очень слабой мотивацией к эффективной работе. У него низкая квалификация и он не стремится ее повышать; он безответственен и старается избежать любой работы, связанной с личной ответственностью; он сам не проявляет никакой активности и негативно относится к активности других. Его основное стремление - минимизировать свои трудовые усилия на уровне, допустимом со стороны непосредственного руководителя. Но, ему можно поручить работу, на которую не согласятся работники других типов мотивации; он выступает за уравнительность и согласен на достаточно низкий заработок, лишь бы никто другой не получал существенно больше; он чрезвычайно зависим от руководителя и принимает эту зависимость как должное.
Фридман Л.М. также предлагает формы стимулирования работников в зависимости от их типа трудовой мотивации:
- Негативные – неудовольствие, наказания, угроза потери работы.
- Денежные – зарплата, премии, доплаты.
- Натуральные – покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.
- Моральные.
- Патернализм (забота о работнике).
- Организационные – содержанием, условиями и организацией работы.
- Привлечение к совладению и участию в управлении.
Также по данному опроснику в зависимости от типа мотивации подбирается соответствующая оплата труда педагога (таблица 1):
Таблица 1 - Оплата труда работников с различными типами мотивации
Тип мотивации |
Предпочтительная форма и |
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ |
Сдельная, по достигнутым результатам (в первую очередь индивидуальным) и с учетом качества выполненной работы |
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ |
Повременная, основанная на точном учете различий в уровне квалификации работников или в особенностях выполняемой работы (должности) |
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ |
Основанная на учете трудового вклада работника в общие результаты работы подразделения и предприятия в целом |
ХОЗЯЙСКАЯ |
Сдельная или повременная оплата по результатам индивидуальным или бригады постоянного состава |
ЛЮМПЕНИЗИРОВАННАЯ |
Повременная с зависимостью зарплаты от затрат труда, но лучше от общих результатов работы подразделения (если оно из числа лучших на предприятии) или всего предприятия (если подразделение из числа аутсайдеров) |
Рассмотрим полученные результаты.
Среди числа опрошенных педагогов 46% (12 человек) по результату анкетирования, наибольшее количество человек относятся к группе с патриотическим типом мотивации, среди них 2 человека из возрастной группы 25-35 лет, 6 человек 35-45 лет и 4 человека принадлежащие к возрастной группе 45-55 лет.
На втором месте, оказалась группа с профессиональным типом мотивации – 42% (11 человек), из них 6 человек принадлежащих возрастной группе от 25 до 35 лет, 4 человека 35-45 лет и 1 человек принадлежащий к возрастной группе 45-55 лет.
К инструментальному типу
мотивации относятся
К счастью, к группе с типом мотивации «Люмпенизированный человек» относится 4% педагогов (1 человек) из возрастной группы 25-35 лет.
Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что для каждого типа мотивации и для каждого педагога нужен особенный подход к стимулированию труда (таблица 2).
Таблица 2 – Стимулирование работников с разными типами мотивации
Формы стимулирования |
Типы мотивации | ||||
Инструментальная |
Профессиональная |
Патриотическая |
Хозяйская |
Люмпенизированная | |
Негативные |
Нейтральные |
Запрещены |
Применимы |
Запрещены |
Базовые |
Денежные |
Базовые |
Применимы |
Нейтральные |
Применимы |
Нейтральные |
Натуральные |
Применимы |
Нейтральные |
Применимы |
Нейтральные |
Базовые |
Моральные |
Запрещены |
Применимы |
Базовые |
Нейтральные |
Нейтральные |
Патернализм |
Запрещен |
Запрещен |
Применим |
Запрещен |
Базовый |
Организационные |
Нейтральные |
Базовые |
Нейтральные |
Применимы |
Запрещены |
Участие в управлении |
Нейтральная |
Применима |
Применима |
Базовая |
Запрещена |
Информация о работе Теории мотивации в современном управлении