Теории занятости. Потенциал междисциплинарного подхода к изучению процессов занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:15, контрольная работа

Описание

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..
1 Теории занятости ……………………………………………………….
1.1 Классическая теория …………………………………………..
1.2 Кейнсианская теория занятости ……………………………….
1.3 Монетаристская теория занятости …………………………….
2 Потенциал междисциплинарного подхода к изучению процессов занятости …………………………………………………………………..
2.1 Междисциплинарный подход к изучению процессов занятости …………………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Список использованных источников …………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Голощапов Ю.С., 4 курс, Упр. Труд. Рес.docx

— 64.85 Кб (Скачать документ)

Представители двух противоборствующих теорий –  кейнсианства и неоконсерватизма – не смогли доказать безусловность положений своих теорий, что закономерно привело к возникновению научных школ, объединивших достижения ассиметричных концепций.

Так, необходимость  синтеза идей об устойчивость государственного управления сферы занятости и гибкости рыночного саморегулирования обосновали сторонники концепции неоклассического синтеза (X. Ламперт, Р.Полл, П. Самуэльсон). Соединение неоклассических и кейнсианских представлений о механизме функционирования рынка труда представляет собой также теория контрактной системы занятости (М.Бейли, Д.Гордан) и ее своеобразная версия – концепция «человеческого капитала» (А.Оукен, О.Уильямсон), подчеркнувшие долговременный характер взаимоотношений, складывающихся между работниками и работодателями.

Зарубежные  экономисты заложили основу для разработки концептуального осмысления и исследования проблем занятости. Множество исследований по данной проблематике накоплено и российской экономической школой. В конце 1980-х годов стали широко исследоваться проблемы человеческого фактора и эффективной занятости. Так Л.Чижова, отмечая необоснованность поголовного вовлечения трудовых ресурсов в производство, говорит о необходимости создания «модели эффективной занятости с гуманистической направленностью». Главным принципом такой модели является ориентация на социальные аспекты жизнедеятельности человека как работника, создание материальных стимулов к повышению производительности труда, «заинтересованности в достижении высоких экономических результатов».

Коренное  изменение всей социально-экономической  системы в конце 80-х – начале 90-х гг. XX столетия потребовало и принципиально новых подходов к решению проблем занятости с точки зрения становления рынка труда. Современные исследования российских ученых сделали серьезный шаг в разработке теоретических, методологических и практических основ формирования механизма рынка труда и регулирования занятости. Вместе с тем сложность и неоднозначность данных категорий вызывают многочисленные дискуссии.

Как упоминает  С.В. Рязанцев, за 1990-е гг. в России и странах СНГ было опубликовано более 250 работ по проблематике занятости [2, с. 8]. Однако можно утверждать, что на настоящий момент еще не сложилось единого подхода к познанию рынка труда и занятости даже в экономике. Так, С.Г. Михнева утверждает, что «при обилии имеющихся на сегодняшний день работ, посвященных проблемам изучения рынка труда, до сих пор не сформировалось единого мнения не только по существу рассматриваемой проблемы, но и относительно самого понятийного и категориального аппарата, с помощью которого должен вестись анализ данной проблемы, формироваться теоретическая модель предмета исследования» [4, с. 11].

Научными  разработками проблем занятости  и рынка труда в рамках современной отечественной экономической школы занимаются: С.С. Змияк, А.В. Кашепов, А.Л. Мазин, С.Г. Михнева, Л.Г. Миляева, С.В. Моховик, Г.А. Резник, Т.Я. Четвернина, и др. Специфика изучаемого объекта, обусловленного социально-экономической сущностью (а не только экономической), предопределила необходимость развития социологического направления рассмотрения вопросов занятости и рынка труда. Так, в средине 90-х гг. прошлого века Г.С. Пошевнев писал: «Как и везде в мире, здесь необходима гармония между экономикой и социологией» [6, с. 4].

Отметим, что  еще в к.XIX - н.XX вв. одновременно с кейнсианским направлением в рамках западной научной школы начинает формироваться учение социологического институционализма. По мнению его представителей (Т. Веблена, Дж. Данлопа, Дж. Гэлбрейта), проблемы на рынке труда возникают из существующих социальных, профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровнях заработной платы. Они доказывали необходимость «социального контроля над производством» и организацию «регулируемой экономики», то есть управление занятостью на основе законодательных процессов, деятельности профсоюзов и других социальнополитических институтов в сфере занятости.

Несмотря  на то, что социологический подход к анализу проблем занятости населения в отечественной науке находится в стадии формирования, его главной ценностью является то, что он позволяет исследовать проблематику более широко.

Так, А.Л. Комлев упоминает, что в последнее время  «сугубо экономический подход вызывает все большие сомнения, поскольку он ограничивает масштабы видения данной проблемы и сводит отношения рынка труда преимущественно к экономическим, что не может не сказаться на выборе механизмов управления» [3, с. 19]. Л.К. Плюснина утверждает: «Социологический подход позволяет взглянуть на проблему шире. При таком подходе человек рассматривается как субъект, имеющий свои потребности, интересы, ценности, что экономический подход традиционно игнорирует» [5, с. 6]. А.Л. Комлев упоминает, что «главная отличительная черта социологического подхода в том, что основные компоненты рынка труда рассматриваются в контексте их включенности в систему широких социальных связей и отношений, обусловливающих наряду с экономическими, политическими, демографическими и социально-психологическими условиями и факторами детерминацию состояния и тенденции развития рынка труда» [3, с. 19].

Отмечается  еще одна особенность социологического подхода, состоящая в том, что структурные элементы рынка труда рассматриваются как результат деятельности людей «в единстве объективного и субъективного факторов, внешних и внутренних побудительных стимулов и мотивов. Таким образом, по мнению А.Л. Комлева, составляющие рынка труда рассматриваются сквозь призму социального содержания, т.е. «формируются социальные контуры рынка труда» [3, с. 20].

Кроме прочего, автор делает одно очень ценное замечание  о том, что, несмотря на незаконченный процесс формирования концептуальных социологических подходов к изучению сферы функционирования рынка труда и занятости, конкретно социологические исследования данной проблематики приобретают все большее распространение. Их основное преимущество – возможность получения данных, не отслеживаемых статистикой; они позволяют вскрыть субъективную сторону человеческой деятельности и отношений, без чего анализ ситуации на рынке труда не будет полным. «Социологические исследования, пишет автор, дают возможность вскрыть существующие в регионе очаги социальной напряженности и своевременно принять меры по смягчению ситуации на рынке труда. Наконец, с помощью социологических методов возможно оценить эффективность принимаемых управленческих решений и получить обратную связь» [3, с. 21].

Это совсем не означает изначального все отрицания экономического подхода при изучении обозначенных проблем как такового. Более того, необходимо отметить такую тенденцию отечественной школы изучения рынка труда, состоящую в том, что все чаще появляются работы, в которых авторы дают комплексный анализ подходов к изучению объекта, рассматривая при этом и теории, выдвигаемые специалистами другого научного направления. В рамках экономической парадигмы сложилась масса концептуальных подходов, применимых в социольно-экономических исследованиях рынка труда. Кроме того, в данном случае социология может заимствовать обширный понятийно-категориальный аппарат, сложившийся в экономической традиции. Само понятие рынка труда изначально сложилось именно в рамках этой школы, и поиск, а затем введение в оборот другого – исконно социологического – видится неактуальным.

Интересной  видится точка зрения А.Л. Комлева, полагающего, что более продуктивным будет экономико-социологический подход, поскольку он позволит осуществлять более глубокий анализ и регулирование рынка труда.

Такое предположение  подтверждается при изучении работ  отечественных экономистов и социологов. В большинстве своем первые признают не только экономическую, но и социальную сторону безработицы. А, к примеру, доктор экономических наук Г.А. Резник социальные аспекты формирования рынка труда сделала объектом своего исследования, особо выделен раздел, рассматривающий проблемы социальной адаптации (исконно социологический термин) населения к изменяющимся условиям [7].

Преимущество  междисциплинарного подхода обосновано исторически. Известнейшими учеными, продемонстрировавшими подобный подход, являются К. Маркс, Ф. Энгельс: по настоящее время положения их теории используются в таких науках, как философия, экономика, социология, политология, история. В рамках марксизма проведены одни из первых теоретических разработок проблем рынка труда, который рассматривается здесь в качестве рынка рабочей силы. Причина безработицы, по мнению марксистов, избыточное рабочее население, решить ее в условиях капиталистического общества невозможно, для ликвидации безработицы необходимо изменить общественный строй.

Несмотря  на то, что экономической и социологической  школами накоплено набольшее количество исследований проблем занятости и рынка труда, существуют исследования обозначенного объекта представителями других научных направлений.

Так, представители  юридического научного направления (Б.А. Деготь, О.В. Моцная, П.Е. Морозов, А.М. Нурмагамбетов, Е.Е. Орлова, Г.В. Сулейманова, Н.П. Фофанова, С.В. Хохидра и др.) делают попытку определение места правовых отношений в сфере занятости среди других видов правоотношений, кроме того здесь рассматриваются различные правовые формы защиты трудовых прав работников и решения проблем безработицы.

Педагогика, представленная И.А. Алексеевой, А.А. Арзамасцевым, Л.А. Саенко, Е.П. Трофимовой, Ю.С. Чаплиным и др., рассматривает проблемы профессиональной подготовки работников, соотношения рынка труда и рынка образовательных услуг, затрагиваются вопросы профориентации и самоопределения личности и т.п.;

Психологическая школа изучения проблем занятости  представлена Т.В. Беловой, Я.В. Голубевой, А.А. Гончаровой, А.Н. Деминым, Е.Е. Ивановой, И.Ю. Налимовой, Н.И. Никольской, А.А. Печеркиной и др., которые выявляют психологические последствия безработицы, изучают влияние ее продолжительности на мотивацию к труду работника, возможности адаптации населения в условиях рынка труда и т.д.

Географическое  направление представляют А.В. Онищенко, А.Г. Пухова, А.Л. Статва, О.Ю. Сушкова, О.А. Фирстова, И.А. Хабибуллин; они изучают занятость в рамках, обусловливающих рассмотрение занятости населения, рынка труда и безработицы применительно к конкретной территории и природно-климатическим условиям региона.

Историческое  направление исследования проблем  занятости и рынка труда представлено С.В. Богдановым, О.В. Динеевой, Л.Т. Елеевым, Г.А. Колемасовой, С.А. Лысенковым, А.А. Лютовым и др.: работы ученых данной школы отличает изучение особенностей развития заявленного предмета в конкретный исторический период его развития.

Таким образом, можно утверждать, что теоретические  взгляды на проблемы рынка труда прошли долгий путь эволюционного развития, характеризующегося многообразием и гибкостью методологических подходов и инструментарием эмпирического обобщения. Сегодня это достаточно детально разработанная теоретическая система, совокупность теоретических идей со сложившимся понятийным аппаратом, с постоянно обновляющейся базой эмпирических данных, которые реализуются в сфере труда и занятости и в области прогнозирования тенденций социально-экономического развития отдельных территорий, государства, всего мирового сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя  из вышеизложенного, очевидно, что проблема занятости является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее.

В теме занятости  основное место занимает человек, его  способности, возможности и потребности.

Основная  задача государства должна быть направлена на реальное соотношение между выполняемой  работой и суммой заработной платы  за выполнение этой работы. Нельзя допускать, чтобы люди «недополучали» заработную плату, и регулирование этих основных сторон человеческой жизни должно строго контролировать государство.

В 2006 году принят закон о доплате к заработной плате медицинским работникам, и  я считаю, что это положительно скажется на занятости молодых специалистов, обслуживании больных, улучшение благосостояния медперсонала.

На рынке  труда формируются определенные потоки: выбывающие из состава рабочей  силы; вступающие в состав рабочей  силы; отказавшиеся от поисков работы; потерявшие работу; закончившие работать; поучившие работу и т.д. Мобильность  этих потоков характеризует рыночную динамику рабочей силы в обществе.

В заключение следует отметить, что с целью  разработки более эффективных программ занятости населения, необходимо расширение сегментов (признаков, характеристик, факторов) рынка труда. При этом традиционные подходы к сегментированию рынка  труда целесообразно сочетать с  субъективными характеристиками, а  именно типами поведения, степенью профессиональной самоопределенности, мотивацией к труду, отношением к труду, удовлетворенности  трудом и многими другими. Должен быть комплексный подход с учетом структурных особенностей экономики, развития территории и культурно-исторических условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Горина Е.Е. Служба занятости как объект социологического анализа / Е.Е. Горина – Труд и социальные отношения. – 2009. – №6. – С.125-128.
  2. Занятость населения в стихийной торговле и сервисе: экономико-социологическое исследование / Под общ. ред. С.В. Рязанцева; Ин-т социально-политических исследований РАН. – М.: Наука, 2004. – 216с.
  3. Комлев А.Л. Региональный рынок труда (проблемы и перспективы) / А.Л. Комлев – Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 2006. – 132с.
  4. Михнева С.Г. Теория и методология системно-эволюционного исследования рынка труда: Монография / С.Г. Михнева;  Науч. ред. Л.С. Шаховская. – М.: Высшая школа, 2002. – 344с.
  5. Плюснина Л.К. Занятость населения: теория, методология, управление / Л.К. Плюснина – Новосибирск: НГУЭУ, 2005. – 388с.
  6. Пошевнев Г.С. Управление занятостью: стратегия и практика / Г.С. Пошевнев – Новосибирск: изд. НГЦЗН; ЦСА, 1996. – 172с.
  7. Резник Г.А. Социальные аспекты формирования рынка труда (концептуальный подход) / Г.А. Резник – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1998. – 117с.
  8. Стратегия занятости / Под. ред. Л.Чижовой. – М.: Экономика, 1990. – 207с.

Информация о работе Теории занятости. Потенциал междисциплинарного подхода к изучению процессов занятости