Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:15, контрольная работа
Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
Введение …………………………………………………………………..
1 Теории занятости ……………………………………………………….
1.1 Классическая теория …………………………………………..
1.2 Кейнсианская теория занятости ……………………………….
1.3 Монетаристская теория занятости …………………………….
2 Потенциал междисциплинарного подхода к изучению процессов занятости …………………………………………………………………..
2.1 Междисциплинарный подход к изучению процессов занятости …………………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Список использованных источников …………………………………….
Представители двух противоборствующих теорий – кейнсианства и неоконсерватизма – не смогли доказать безусловность положений своих теорий, что закономерно привело к возникновению научных школ, объединивших достижения ассиметричных концепций.
Так, необходимость синтеза идей об устойчивость государственного управления сферы занятости и гибкости рыночного саморегулирования обосновали сторонники концепции неоклассического синтеза (X. Ламперт, Р.Полл, П. Самуэльсон). Соединение неоклассических и кейнсианских представлений о механизме функционирования рынка труда представляет собой также теория контрактной системы занятости (М.Бейли, Д.Гордан) и ее своеобразная версия – концепция «человеческого капитала» (А.Оукен, О.Уильямсон), подчеркнувшие долговременный характер взаимоотношений, складывающихся между работниками и работодателями.
Зарубежные экономисты заложили основу для разработки концептуального осмысления и исследования проблем занятости. Множество исследований по данной проблематике накоплено и российской экономической школой. В конце 1980-х годов стали широко исследоваться проблемы человеческого фактора и эффективной занятости. Так Л.Чижова, отмечая необоснованность поголовного вовлечения трудовых ресурсов в производство, говорит о необходимости создания «модели эффективной занятости с гуманистической направленностью». Главным принципом такой модели является ориентация на социальные аспекты жизнедеятельности человека как работника, создание материальных стимулов к повышению производительности труда, «заинтересованности в достижении высоких экономических результатов».
Коренное изменение всей социально-экономической системы в конце 80-х – начале 90-х гг. XX столетия потребовало и принципиально новых подходов к решению проблем занятости с точки зрения становления рынка труда. Современные исследования российских ученых сделали серьезный шаг в разработке теоретических, методологических и практических основ формирования механизма рынка труда и регулирования занятости. Вместе с тем сложность и неоднозначность данных категорий вызывают многочисленные дискуссии.
Как упоминает С.В. Рязанцев, за 1990-е гг. в России и странах СНГ было опубликовано более 250 работ по проблематике занятости [2, с. 8]. Однако можно утверждать, что на настоящий момент еще не сложилось единого подхода к познанию рынка труда и занятости даже в экономике. Так, С.Г. Михнева утверждает, что «при обилии имеющихся на сегодняшний день работ, посвященных проблемам изучения рынка труда, до сих пор не сформировалось единого мнения не только по существу рассматриваемой проблемы, но и относительно самого понятийного и категориального аппарата, с помощью которого должен вестись анализ данной проблемы, формироваться теоретическая модель предмета исследования» [4, с. 11].
Научными разработками проблем занятости и рынка труда в рамках современной отечественной экономической школы занимаются: С.С. Змияк, А.В. Кашепов, А.Л. Мазин, С.Г. Михнева, Л.Г. Миляева, С.В. Моховик, Г.А. Резник, Т.Я. Четвернина, и др. Специфика изучаемого объекта, обусловленного социально-экономической сущностью (а не только экономической), предопределила необходимость развития социологического направления рассмотрения вопросов занятости и рынка труда. Так, в средине 90-х гг. прошлого века Г.С. Пошевнев писал: «Как и везде в мире, здесь необходима гармония между экономикой и социологией» [6, с. 4].
Отметим, что еще в к.XIX - н.XX вв. одновременно с кейнсианским направлением в рамках западной научной школы начинает формироваться учение социологического институционализма. По мнению его представителей (Т. Веблена, Дж. Данлопа, Дж. Гэлбрейта), проблемы на рынке труда возникают из существующих социальных, профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровнях заработной платы. Они доказывали необходимость «социального контроля над производством» и организацию «регулируемой экономики», то есть управление занятостью на основе законодательных процессов, деятельности профсоюзов и других социальнополитических институтов в сфере занятости.
Несмотря на то, что социологический подход к анализу проблем занятости населения в отечественной науке находится в стадии формирования, его главной ценностью является то, что он позволяет исследовать проблематику более широко.
Так, А.Л. Комлев упоминает, что в последнее время «сугубо экономический подход вызывает все большие сомнения, поскольку он ограничивает масштабы видения данной проблемы и сводит отношения рынка труда преимущественно к экономическим, что не может не сказаться на выборе механизмов управления» [3, с. 19]. Л.К. Плюснина утверждает: «Социологический подход позволяет взглянуть на проблему шире. При таком подходе человек рассматривается как субъект, имеющий свои потребности, интересы, ценности, что экономический подход традиционно игнорирует» [5, с. 6]. А.Л. Комлев упоминает, что «главная отличительная черта социологического подхода в том, что основные компоненты рынка труда рассматриваются в контексте их включенности в систему широких социальных связей и отношений, обусловливающих наряду с экономическими, политическими, демографическими и социально-психологическими условиями и факторами детерминацию состояния и тенденции развития рынка труда» [3, с. 19].
Отмечается еще одна особенность социологического подхода, состоящая в том, что структурные элементы рынка труда рассматриваются как результат деятельности людей «в единстве объективного и субъективного факторов, внешних и внутренних побудительных стимулов и мотивов. Таким образом, по мнению А.Л. Комлева, составляющие рынка труда рассматриваются сквозь призму социального содержания, т.е. «формируются социальные контуры рынка труда» [3, с. 20].
Кроме прочего, автор делает одно очень ценное замечание о том, что, несмотря на незаконченный процесс формирования концептуальных социологических подходов к изучению сферы функционирования рынка труда и занятости, конкретно социологические исследования данной проблематики приобретают все большее распространение. Их основное преимущество – возможность получения данных, не отслеживаемых статистикой; они позволяют вскрыть субъективную сторону человеческой деятельности и отношений, без чего анализ ситуации на рынке труда не будет полным. «Социологические исследования, пишет автор, дают возможность вскрыть существующие в регионе очаги социальной напряженности и своевременно принять меры по смягчению ситуации на рынке труда. Наконец, с помощью социологических методов возможно оценить эффективность принимаемых управленческих решений и получить обратную связь» [3, с. 21].
Это совсем не означает изначального все отрицания экономического подхода при изучении обозначенных проблем как такового. Более того, необходимо отметить такую тенденцию отечественной школы изучения рынка труда, состоящую в том, что все чаще появляются работы, в которых авторы дают комплексный анализ подходов к изучению объекта, рассматривая при этом и теории, выдвигаемые специалистами другого научного направления. В рамках экономической парадигмы сложилась масса концептуальных подходов, применимых в социольно-экономических исследованиях рынка труда. Кроме того, в данном случае социология может заимствовать обширный понятийно-категориальный аппарат, сложившийся в экономической традиции. Само понятие рынка труда изначально сложилось именно в рамках этой школы, и поиск, а затем введение в оборот другого – исконно социологического – видится неактуальным.
Интересной видится точка зрения А.Л. Комлева, полагающего, что более продуктивным будет экономико-социологический подход, поскольку он позволит осуществлять более глубокий анализ и регулирование рынка труда.
Такое предположение подтверждается при изучении работ отечественных экономистов и социологов. В большинстве своем первые признают не только экономическую, но и социальную сторону безработицы. А, к примеру, доктор экономических наук Г.А. Резник социальные аспекты формирования рынка труда сделала объектом своего исследования, особо выделен раздел, рассматривающий проблемы социальной адаптации (исконно социологический термин) населения к изменяющимся условиям [7].
Преимущество междисциплинарного подхода обосновано исторически. Известнейшими учеными, продемонстрировавшими подобный подход, являются К. Маркс, Ф. Энгельс: по настоящее время положения их теории используются в таких науках, как философия, экономика, социология, политология, история. В рамках марксизма проведены одни из первых теоретических разработок проблем рынка труда, который рассматривается здесь в качестве рынка рабочей силы. Причина безработицы, по мнению марксистов, избыточное рабочее население, решить ее в условиях капиталистического общества невозможно, для ликвидации безработицы необходимо изменить общественный строй.
Несмотря
на то, что экономической и
Так, представители юридического научного направления (Б.А. Деготь, О.В. Моцная, П.Е. Морозов, А.М. Нурмагамбетов, Е.Е. Орлова, Г.В. Сулейманова, Н.П. Фофанова, С.В. Хохидра и др.) делают попытку определение места правовых отношений в сфере занятости среди других видов правоотношений, кроме того здесь рассматриваются различные правовые формы защиты трудовых прав работников и решения проблем безработицы.
Педагогика, представленная И.А. Алексеевой, А.А. Арзамасцевым, Л.А. Саенко, Е.П. Трофимовой, Ю.С. Чаплиным и др., рассматривает проблемы профессиональной подготовки работников, соотношения рынка труда и рынка образовательных услуг, затрагиваются вопросы профориентации и самоопределения личности и т.п.;
Психологическая школа изучения проблем занятости представлена Т.В. Беловой, Я.В. Голубевой, А.А. Гончаровой, А.Н. Деминым, Е.Е. Ивановой, И.Ю. Налимовой, Н.И. Никольской, А.А. Печеркиной и др., которые выявляют психологические последствия безработицы, изучают влияние ее продолжительности на мотивацию к труду работника, возможности адаптации населения в условиях рынка труда и т.д.
Географическое направление представляют А.В. Онищенко, А.Г. Пухова, А.Л. Статва, О.Ю. Сушкова, О.А. Фирстова, И.А. Хабибуллин; они изучают занятость в рамках, обусловливающих рассмотрение занятости населения, рынка труда и безработицы применительно к конкретной территории и природно-климатическим условиям региона.
Историческое направление исследования проблем занятости и рынка труда представлено С.В. Богдановым, О.В. Динеевой, Л.Т. Елеевым, Г.А. Колемасовой, С.А. Лысенковым, А.А. Лютовым и др.: работы ученых данной школы отличает изучение особенностей развития заявленного предмета в конкретный исторический период его развития.
Таким образом, можно утверждать, что теоретические взгляды на проблемы рынка труда прошли долгий путь эволюционного развития, характеризующегося многообразием и гибкостью методологических подходов и инструментарием эмпирического обобщения. Сегодня это достаточно детально разработанная теоретическая система, совокупность теоретических идей со сложившимся понятийным аппаратом, с постоянно обновляющейся базой эмпирических данных, которые реализуются в сфере труда и занятости и в области прогнозирования тенденций социально-экономического развития отдельных территорий, государства, всего мирового сообщества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема занятости является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее.
В теме занятости основное место занимает человек, его способности, возможности и потребности.
Основная задача государства должна быть направлена на реальное соотношение между выполняемой работой и суммой заработной платы за выполнение этой работы. Нельзя допускать, чтобы люди «недополучали» заработную плату, и регулирование этих основных сторон человеческой жизни должно строго контролировать государство.
В 2006 году
принят закон о доплате к заработной
плате медицинским работникам, и
я считаю, что это положительно
скажется на занятости молодых
На рынке труда формируются определенные потоки: выбывающие из состава рабочей силы; вступающие в состав рабочей силы; отказавшиеся от поисков работы; потерявшие работу; закончившие работать; поучившие работу и т.д. Мобильность этих потоков характеризует рыночную динамику рабочей силы в обществе.
В заключение
следует отметить, что с целью
разработки более эффективных программ
занятости населения, необходимо расширение
сегментов (признаков, характеристик,
факторов) рынка труда. При этом традиционные
подходы к сегментированию