Теория мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть теорию мотивации трудовой деятельности в менеджменте.
Задачи работы:
- рассмотреть структуру и факторы мотивационного процесса;
- изучить идеи содержательных теорий мотивации в практики управления;
- показать использование мотивации в практике менеджмента.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Общая характеристика мотивации как функции менеджмента 3
1.1. Что такое мотивация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Структура и факторы мотивационного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Глава 2. Использования идей содержательных теории мотивации в практики управления 14
2.1. Теория иерархии потребности Маслоу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.2. Изыскание дополнительных возможностей мотивации работников в организации, используя теорию К. Альдерфера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.3. Влияние на поведение персонала приоритетных возможностей согласно теории МакКлелланда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.4. Мотивирующие и демотивирующие факторы, оказывающие влияние на поведение человека по теории Ф. Герцберга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Глава 3. Процессуальные теории мотивации 28
3.1. Теория ожидания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.2. Теория справедливости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.3. Модель Портера – Лоулера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Глава 4. Использование мотивации в практике менеджмента 32
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Работа состоит из  1 файл

рефт.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

Организации заработной платы на предприятии придается огромное значение. Организация заработной платы осуществляется с помощью нормативов, тарифной системы, форм и систем заработной платы и т.д.

Тарифная система – совокупность нормативов, определяющих дифференциацию оплаты труда в зависимости от сложности и условий труда, форм заработной платы и специфики отрасли.

Формы и системы заработной платы — порядок ее начисления в зависимости от организационных условий производства, и результатов труда.

Существует две формы заработной платы: сдельная, при которой заработная плата начисляется за каждую единицу продукции или выполнения объема работ, и повременная, при которой заработная плата начисляется по тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время.

Систем оплаты труда существует очень много, особенно это касается сдельной формы заработной платы. Назовем две:

1.                  Сдельно-регрессивная система, или «система дележа премий». При этой системе заработки растут медленнее, чем выработка.

2.                  Система нормирования дневной выработки. Выплачиваются различные ставки в зависимости от уровня выработки.

33

В случае успешной работы предприятия и экономии на заработную плату образуется премиальный фонд. 25 % этой экономии идет в резервный фонд, а остальное распределяется между работниками.

Разновидностью этой системы является так называемая «формула общего коэффициента», основанная на доле расходов на рабочую силу в объеме реализованной продукции. Обычно это соотношение относительно стабильно на предприятиях. При помощи этого коэффициента находят допустимые расходы на заработную плату. Если фактические затраты на заработную плату меньше, то полученную экономию выплачивают в виде премий.

Широко применяются формы коллективного премирования. В настоящее время они рассматриваются как лучшие. Их также очень много, но их можно свести к трем основным разновидностям:

1. Система участия в распределении прибылей (заранее определяется доля прибыли, идущая на премии).

2. Система участия в результатах работы предприятия.

3. Дивидендная система (участие в прибыли).

Еще один способ вознаграждения — признание. Как ни сильны материальные стимулы, моральные могут быть еще сильнее. Особенно большое удовольствие доставляет человеку общественное признание, когда его работу отмечают в присутствии остальных членов коллектива. Это также повышение в должности, звании.

Следующий способ — свобода. Для некоторых людей постоянный контроль и опека — только помеха в работе. Если такой человек справляется с работой, ему можно предоставить больше свободы, например разрешить часть работы делать дома?

В этом аспекте большой интерес для работников представляют внедряемые на предприятиях различные новые типы расписаний работы

(гибкий график). Например, скользящий график, при котором разрешается менять время начала и окончания работы, но при этом необходимо работать полный рабочий день. Переменный день — это график, при котором

34

разрешается менять продолжительность рабочего дня (например, работать один день 10 часов, а другой — 6 часов, но так, чтобы в итоге к концу недели полу­чилось всего 40 часов или за месяц 160 часов). Гибкое размещение позволяет менять не только часы, но и расположение работы — можно работать дома, в филиалах и т.п.

Конечно, не всякие виды и организация труда позволяют использовать гибкое расписание времени, но эта форма мотивации нашла широкое применение в практике зарубежных и отечественных предприятий. По некоторым данным, сегодня телеработой (работа дома за компьютером) занято около 15% рабочей силы.

Еще один способ вознаграждения — перспектива. Многие фирмы теряют своих лучших работников, потому что не дают им возможности «расти». Если руководитель хочет удержать таких людей, он должен открывать перед ними перспективу профессионального роста. Это не значит, что всех хороших работников нужно постоянно передвигать на более высокие должности. Можно вознаградить иначе, например, поручив новую, более сложную и ответственную работу с соответствующей оплатой.

Заключая этот вопрос, следует сказать об острой проблеме сегодняшнего дня — улучшении условий труда.

На этапе перехода к рынку значимость условий труда как одной из важнейших потребностей человека возрастает. Новый уровень социальной зрелости индивида отрицает неблагоприятные условия трудовой среды. Условия труда, выступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием производительности труда и его эффективности. Следует отличать еще одну сторону этой проблемы — низкую трудовую культуру самих

работников. Длительное время, работая в неудовлетворительных санитарно-гигиенических условиях, человек не умеет, да и не хочет правильно организовывать свое рабочее место. В последнее время на наших передовых предприятиях в качестве эксперимента стали внедряться японские методы

35

управления производительностью, одним из которых является повышение культуры производства. Соблюдение пяти принципов работы является одним из элементов трудовой морали:

1) ликвидировать ненужные предметы на рабочих местах;

2) правильно располагать и хранить нужные предметы;

3) постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте;

4) постоянная готовность рабочего места к проведению работы;

5) усвоить дисциплину и соблюдать перечисленные принципы.

Состояние рабочего места оценивается ежедневно при проверке на соответствие его содержания указанным правилам. Рабочие прямо заинтересованы в постоянном поддержании в хорошем состоянии своего рабочего места, так как в этом случае увеличивается на 10 % тарифная часть их заработка. Применение такой системы позволяет повысить уровень культуры производства и способствует росту производительности труда.

Итак, менеджеру, занятому разработкой мотивации труда, важно знать личные и общественные интересы сотрудников, мотивационную структуру человеческого поведения; знать, к каким последствиям могут привести вводимые им меры. Важно, чтобы любое решение в сфере мотивации к труду было гласным, известно из первых рук, понятно и правильно, даже если на первых порах это решение ущемляет чьи-либо интересы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

Заключение

 

Таким образом, исследуя данную курсовую работу можно сделать следующие выводы:

1. Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность, окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит о том, что управление человеком в, организации исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими.

2.                  Но проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него исключительно большое влияние, либо помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желания работать производительно, с полной отдачей. Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена организации. Поэтому менеджмент должен учитывать этот факт в построении работы организации, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как индивида, обладающего набором определенных характеристик, как специалиста, призванного выполнять определенную работу, как члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении, и как человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с принципами научения поведению.

Человек осуществляет определенные действия в соответствии с

37

давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. В то же время на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.

Так называемые теории содержания мотивации основное внимание уделяют тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными концепциями этой группы являются теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория двух групп факторов Герцберга и теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Несмотря на принципиальные отличия этих концепций, они тем не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к действиям.

Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия. Теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства и теория партисипативного управления, объясняя то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе, дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38

Список используемой литературы:

 

1.      Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006

2.      Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. (гриф МО РФ)

3.      Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. (гриф УМО)

4.      Дракер, П. Ф. Практика менеджмента: пер. с англ. М.: Вильяме, 2000.

5.      Котлер Ф. Маркетинг — менеджмент. - СПб.: Питер Ком, 2005.

6.      Основы менеджмента: учебник для вузов - Редактор: Александр Афоничкин ; Питер | 2007

7.      Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. - 5-е изд., стереотип. - Мн.: Новое знание, 2002

8.      Джон Кортис, Элизабет Б. Рэтклифф, Дэвид Олсоп

Вы – эксперт в менеджменте. Как убедить в этом окружающих -Эксмо | 2008

9.      Менеджмент: век XX — век XXI / под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова. М. : Экономисту 2004.

10. Маслоу А. Маслоу о менеджменте. Самоактуализация. Просвещенный м­неджмент. Организационная теория : пер. с англ. СПб. : Питер, 2003.

11. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб. : Питер, 2003.

12. Мерсер, Д. ИБМ: Управление в самой преуспевающей корпорации мира. – М, 2001.

13. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. П. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2004

14. Мескон М.Х. и др.Основы менеджмента: Уч. – Москва: Дело, 2004

15. Персональный менеджмент. В. Бондаренко, С. Давыдович, Резник, С. Соколов  ИНФРА-М ,2008

 

 

 

39

16. Основы менеджмента: Уч. – М: Триада, Лтд, 2000

17. Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. — Эксмо, 2010.

18. ТатаркшА.И., Суховей А. Ф. Технополисы — зоны экономичес­кого роста. Екатеринбург: УИФ «Наука», 2004.

19. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Ру­мянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2005.

20. Управление современной компанией: Учебник/ Под ред. проф. Б. Мильнера (Россия), проф. Ф. Лииса (США). - М.: ИНФРА-М, 2004.

21. Чумак Т.Г. Методы управления предприятием: Лекции. – Волгоград, 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40



[*]              Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. — Эксмо, 2010. — 160 с. — ISBN 978-5-699-37901-9.

1.         [*]              Джон Кортис, Элизабет Б. Рэтклифф, Дэвид Олсоп

              Вы – эксперт в менеджменте. Как убедить в этом окружающих -Эксмо | 2008

2.         [*]              Маслоу А. Маслоу о менеджменте. Самоактуализация. Просвещенный менеджмент. Организационная теория : пер. с англ. СПб. : Питер, 2003.

[*]              Персональный менеджмент. Владимир Бондаренко, Семен Давыдович Резник, Сергей Соколов

              ИНФРА-М | 2008


Информация о работе Теория мотивации