Теория организации на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:51, контрольная работа

Описание

Предмет теории организации – организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурным составляющим, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности. Многообразие видов организационных отношений достаточно наглядно раскрывается через введенные А.А. Богдановым регулирующие механизмы: конъюгации (соединение элементов и комплексов между собой); ингрессии («вхождение», образование связующего промежуточного звена между разнородными звеньями при формировании новой целостности); дезингрессии («вхождение», образование нейтрализующего, разрушающего звена в процессе дезорганизации некой целостности)

Работа состоит из  1 файл

контольная неоконченный вариант.docx

— 68.50 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Предмет теории организации – организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурным составляющим, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности. Многообразие видов организационных отношений достаточно наглядно раскрывается через введенные А.А. Богдановым регулирующие механизмы: конъюгации (соединение элементов и комплексов между собой); ингрессии («вхождение», образование связующего промежуточного звена между разнородными звеньями при формировании новой целостности); дезингрессии («вхождение», образование нейтрализующего, разрушающего звена в процессе дезорганизации некой целостности); цепной связи (объединения посредством общих звеньев); отбора и подбора, стихийно регулирующих мер; бирегуляции (обратной связи), эгрессии и дигрессии (централистский и скелетный способы формирования комплексов). Таким образом, теория организация есть теория организационных отношений.

     В предмет теории организации целесообразно  включать основные методы, категории, понятия, раскрывающие суть данной науки, характер организаторской деятельности.

     Все категории теории организации можно  разделить на три относительно самостоятельные  группы:

  1. Общие категории для большинства социальных наук (общество, государство, собственность, рынок, социальная деятельность, человек, личность, ресурсы, социальные институты, власть и т.п.).
  2. Категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная, неформальная организации, законы организации, организационная культура и др.).
  3. Категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, циклы, коммуникации, разрешение противоречий, конфликтов, композиция, типизация, классификация и др.).

     Предложенное  разделение на категории теории организации  носит условный характер. В процессе исследования организационных проблем  и в практике организаторской  деятельности они применяются комплексно, во взаимодействии друг с другом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Методология общей теории организации

     Инструментом  теоретического исследования предмета является научный метод. Термин «метод»  происходит от греческого methodos, что в буквальном переводе означает «путь к чему-либо». Под методом понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели. Познавательная деятельность человека может быть теоретической и практической, поэтому понятие «метод» в равной степени относится и к теории, и к практике. Научный метод связан с действиями ученого и представляет собой совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе исследования. В нем заключено знание процедур для получения нового знания.

     В основе формирования метода лежат свойства, особенности, законы исследуемого объекта, а также направленная деятельность ученого, обладающего определенными  потребностями, возможностями и  способностями. Таким образом, научный  метод является одновременно и результатом  научной деятельности человека и  средством его дальнейшей работы.

     Метод теории организации - набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений. Метод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие и как применять средства исследования, чтобы получить истинные знания о предмете.

     К основным методам теории организации  относятся: индуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный  и др.

     Индуктивный метод представляет собой движение мысли от единичного к всеобщему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.

     Статистический  метод заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений и т.п. позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорганизации. Данный метод способствует нахождению устойчивых связей и закономерностей между организационными отношениями.

     Абстрактно-аналитический метод позволяет устанавливать законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции. Средством для этого служит «абстрагирование», т.е. мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет увидеть в чистом виде основу изучаемых явлений. Во всех случаях абстрагирование осуществляется либо путем вычисления исследуемого явления из некоторой целостности, либо путем составления обобщенной картины изучаемого явления, либо путем замены реального эмпирического явления идеализируемой схемой.

     Суть  сравнительного метода заключается в подборе сходных организаций как объектов исследования. Исключительно важное значение данный метод приобретает для выяснения процессов изменения, развития, динамики исследуемого явления, раскрытия тенденций и закономерностей функционирования развития организационных систем.

     Эффективность применения сравнительного метода в  практической организаторской деятельности, научном исследовании определяется правилами, выработанными многовековым исследовательским опытом:

     во-первых, сравнивать можно лишь взаимосвязанные, однородные и соизмеряемые события (факты);

     во-вторых, следует выявлять не только признаки сходства в сравниваемых событиях (фактах), структурах, но и признаки отличия;

     в-третьих, сравнение должно осуществляться, прежде всего, по таким признакам сходства и различия, которые имеют важное, существенное значение. Следует сравнивать неизвестное (объясняемые факты) с  известным (ранее установленными знаниями).

     Организационные процессы и явления носят всеприродный характер и не могут быть описаны  методами какой-либо однодисциплинарной науки. Поэтому в этих условиях особое значение приобретают новые методы комплексного и функционального  анализа, системного и исторического  подхода (рис.1.1). Благодаря их широкому применению появляется возможность  наиболее полного, глубокого и всестороннего  исследования проблем теории организации.

     Использование комплексного подхода позволяет получить новые знания об организации посредством изучения этого явления в междисциплинарном аспекте на стыке различных наук.

     Исследование  организаций с позиций системного подхода дает возможность раскрыть такие свойства организации, как целостность, системность, организованность, описать законы взаимосвязи между ее элементами, внутриорганизационные отношения и взаимоотношения рассматриваемого объекта с другими.  
 

     Применение  функционального подхода дает возможность:

  • изучить проявление целенаправленности и активности деятельности организации;
  • установить то место, которое занимает та или иная организация в природных и общественных процессах;
  • выявить взаимодействие рассматриваемой организации с другими системными и несистемными образованиями, зависимость между отдельными компонентами внутри данной системы.

     Системно-исторический подход определяет, интегрирует данное состояние и движение организации, учитывает нарастание темпов развития, позволяет установить закономерности перехода из одного состояния в другое, органически соединяет генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов.

 

2.Виды  подсистем и их  характеристика.

     Теория  Гласиер Универсальная теория формирования организаций – так называемая теория Гласиер появилась в результате осуществления долгосрочного исследовательского проекта в конце 1940-х годов в Гласиеровской металлической компании в Лондоне. Это был совместный проект управляющих компании и исследовательской группы Тавистокского института человеческих отношений. Исследовательская программа и ее принципиальные результаты и выводы отражены главным образом в работахУилфреда Б. Д. Брауна и Эллиотта Джеквеса.

     Теория  Гласиер выделяет сосуществование, по меньшей мере, четырех подсистем в каждой организации. Каждая из этих подсистем выполняет исключительные функции в рамках организации, и в то же время они частично пересекаются и взаимодействуют друг с другом.

     Исполнительная  подсистема - это структура, состоящая из функций, исполнители которых должны следовать определенным требованиям. Процесс разделения труда и передача полномочий приводят к созданию различных функций, которые должны взаимодействовать для выполнения работы в организации.

     Апелляционная подсистема имеет следующие основные черты: каждый член организации имеет право обжаловать любое решение руководителя на более высоком уровне управления, вплоть до уровня главного управляющего; в отдельных случаях он может обратиться в апелляционный суд, состоящий из представителей рабочего совета, правления и председателя суда, приглашенного со стороны; задача работника, рассматривающего жалобу, состоит в принятии решения исходя из политики организации, "установленного порядка" и прецедента; любая сторона, заслушивающаяся по поводу жалобы, может обратиться к адвокату за консультацией. Адвокат может дать рекомендации обеим сторонам; не существует реального различия между ролями руководителя в исполнительной и апелляционной подсистемах.

     Представительская подсистема формируется путем избрания представителей, входящих в рабочий совет вместе с руководителями. Представители доводят до сведения руководителей жалобы членов организации. Эти жалобы могут относиться к любому аспекту работы, управления или качественных и количественных аспектов. Представительская подсистема функционирует на основе принятых законов.

     Функция законодательной  подсистемы - выработка политики организации с участием избранных представителей рабочего совета. Представители на встречах с руководителями вырабатывают "установленный порядок", который позволяет руководителям действовать в широких рамках. Законодательная подсистема принимает решения о найме, распределении работ во времени, правилах работы и др.

     Теоретики Гласиер выявили существование  двух систем - производственной и социальной. Они полагали, что руководитель должен в равной мере обеспечивать функционирование исполнительной и представительской  подсистем. 
 
 
 
 
 
 
 

3.Схемы  организационных  отношений в организации

     Организация как система представляет собой взаимосвязь элементов, находящихся постоянно во взаимозависимости. Взаимодействие элементов организации может принимать различный характер. В каждом конкретном случае взаимодействие будет приводить к различным по важности, эффективности, значению результатам. В теории организации в качестве предмета изучения может быть рассмотрено взаимодействие людей как элементов организации. Персонал организации играет определяющую роль в ее деятельности, поскольку он вправе как устанавливать цели организации, так и достигать их. Деление системы управления на управляющую и управляемую требует рассматривать взаимосвязь данных подсистем через отношения персонала. При этом в качестве инструмента анализа такого взаимодействия может быть использована категория «организационные отношения». Организационные отношения — это комплекс воздействий, взаимодействий и противодействий, возникающих в процессе создания, реорганизации и прекращения деятельности организационных объектов.

     Организационные отношения являются разновидностью производственных отношений, в состав которых помимо организационных входят еще экономические, социальные, технологические, правовые и иные отношения.

     В качестве основных типов организационных  отношений выделяют: формальные и  неформальные; легитимные и противоправные; свободные и административные; равенства  и неравенства; зависимые и независимые; последовательные и параллельные; устойчивые и неустойчивые; дискретные и непрерывные; жесткие и мягкие; притяжения и  отталкивания; центростремительные  и центробежные; совместимые и  несовместимые; эквивалентные и  неравнозначные; детерминированные  и стохастические; вертикальные и  горизонтальные; диффузные и локализованные; аддитивные и альтернативные; симметричные и асимметричные; централизованные и децентрализованные.

Информация о работе Теория организации на предприятии