Типология личности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:42, доклад

Описание

Психологический словарь дает нам следующее определение личности: это относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. Роль личности руководителя в организации чрезвычайна высока, насколько он активен, целеустремлен, гибок во взаимоотношении с людьми зависит успех и жизнеспособность организации на рынке.

Содержание

Введение 3
Общие сведения о личности руководителя 3
Типологии личности руководителя 6
Практическая часть 11
Выводы. 13
Список литературы 14

Работа состоит из  1 файл

типология личности руководителя.doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

    

 

 

 

 


Московский ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции

и ордена Трудового Красного Знамени

государственный технический  университет им. Н. Э. Баумана


 

 

 

 

Домашнее  задание по курсу Управление персоналом

на тему

«Типология  личности руководителя».

 

 

 

 

 

Студент: Глебова Д.И.

Группа: ИБМ1-71

Преподаватель: Яценко В.В.

 


Москва 2012г.

 

Содержание:

Введение          3

  1. Общие сведения о личности руководителя     3
  2. Типологии личности руководителя      6
  3. Практическая часть                   11 
  4. Выводы.          13

Список литературы         14

 

Введение

Психологический словарь дает нам  следующее определение личности: это относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Роль личности руководителя в организации чрезвычайна высока, насколько он активен, целеустремлен, гибок во взаимоотношении с людьми зависит успех и жизнеспособность организации на рынке. 

Известно, что формирование человека и его личности происходит в процессе общения. Экспериментально доказано, что если маленький ребенок лишен общения со взрослым человеком то это приводит не только к развитию психических и физических аномалий, но и к его смерти. Общение это ключевой фактор воспитания личности человека. Взаимодействуя с другими людьми, мы познаем не только окружающий мир, но и свой собственный.

 

 

1. Общие сведения о личности руководителя

Если говорить об узловых способностях руководителей, то большинство из них  лежат в умении строить коммуникации со своими сотрудниками. Общение это  суть работы руководителя, а разговор с сотрудником это нематериальный живой продукт, от качества которого зависит успех и развитие организации. Множество психологических экспериментов доказали, что чем выше коммуникационные навыки руководителя, тем выше производительность труда сотрудников, а стало быть и прибыль компании. Общение включает множество фаз и среди них установление контакта и развитие доверительных отношений между общающимися людьми.

Доверие реализуются путем установления и поддержания обратной связи между руководителем и подчиненным. По средствам обратной связи руководитель информирует, стимулирует и оценивает работу подчиненных, организуя тем самым статусную роль сотрудника и его продвижение в организации. Такая личностная характеристика руководителя как желание доверять своему персоналу чрезвычайна важна, именно на ней будет построено делегирование ответственности и полномочий и, следовательно, карьерный рост сотрудников. Если хоть одна из фаз общения нарушена, то руководитель обкрадывает себя, организацию и своих сотрудников.

 

Чтобы руководитель мог успешно  управлять трудовым коллективом, он должен удовлетворять некоторым  требованиям к его личности. Эти  требования довольно многогранны и  жестки.

Четко определить содержание требуемых  для руководителя качеств довольно сложно. Если лицам, назначающим на руководящую работу, предложить составить обстоятельный список таких качеств, то почти наверняка их позиции разойдутся.

Существует много соображений  относительно методологии и практики определения требований к качествам руководящих работников.

Попытаемся привести самый общий  перечень качеств, присущих современному руководителю.

Как  правило, хороший руководитель – это человек:

1) открытый, экстравертивный (обращенный  вовне);

2) любознательный, восприимчивый;

3) решительный, ориентированный  на результат;

4) опытный, критически настроенный,  терпеливо относящийся к ошибкам;

5) обаятельный, спокойный, внушающий  доверие;

6) внимательный и добросердечный, готовый выслушать других;

7) смелый, невозмутимый, гибкий, свободный от предрассудков;

8)  готовый способствовать развитию других.

 

2.Типологии личности руководителя.

Существует много вариантов  классификации типов руководителей. Некоторые из них перекликаются между собой, а некоторые отличаются лишь названиями в различных источниках. Поэтому, проанализировав основные классификации, я привела ниже основные типологии личности руководителя.

В учебниках, посвященных успешному руководству, как правило, различают 5 типов руководителей. Надо сказать, что такая группировка слишком условная, и в реальной жизни руководители обычно совмещают в себе качества из нескольких типов, но почти всегда их поведение строится вокруг одного, который берется за основу (естественно, на подсознательном уровне).

1. Харизматичный лидер

Это главный герой всех американских историй успеха. Человек, как правило, без высшего образования (это если по американской мечте), построивший бизнес с нуля своими руками. Он умеет вдохновлять людей, как никто другой (это умели и знаменитые полководцы, тот же Ганнибал, который потерял почти 40 тысяч человек при переходе через Альпы ради мечты о завоевании Рима). Его энергия заразительна. Именно в компаниях с такими руководителями чаще всего случаются технические революции.

Подобный управленец обычно игнорирует дресскод, всегда готов выслушать любого сотрудника, что, правда, не значит, что он согласится с его мнением. Как показывает история, именно к такому типу руководителей более всего привязаны служащие компании, так как его идеи служат для них неким катализатором, переходящим впоследствии в преданность. Вырасти вместе с таким руководителем может каждый работник. И это одно из главных преимуществ подобного стиля. Уверенность в себе и воля являются основными чертами данного типа. Подобный управленец терпеть не может поражений, так как это бьет по его эго.

Конечно, тот факт, что данный руководитель всячески поощряет риск и новые идеи также положительно сказывается  на талантливых сотрудниках. Правда, харизматичный лидер сегодня  актуален далеко не везде. Такой руководитель, конечно, является самым популярным в США, высока его популярность во многих странах Европы (англосаксонских). Но вот в Азии и Австралии такой тип руководства вовсе неприемлем. В силу культурных традиций.

Главными отличительными чертами  харизматического лидера являются талант, личное обаяние, наличие деловой хватки. Руководителю данного типа даже не обязательно требовать соблюдения субординации, все сотрудники будут придерживаться её по собственной инициативе. Харизматический лидер, как правило, довольно далёк от подчинённых. Он мало с ними общается на не касающиеся работы темы. Зато харизматический лидер всегда оперативно появляется и устраняет проблемы производственного плана. Коллектив объединяется на почве почитания и даже обожания такого начальника.

Кроме того, стоит отметить, что  подобный стиль руководства очень  продуктивен на стадии становления  бизнеса. Когда воля является одним  из важнейших атрибутов успеха. В  случае разрастания компании руководителю придется меняться, хотя, конечно, не кардинальным образом. Одним из самых известных представителей данного типа является сооснователь Apple Стив Джобс.

 

2. Дипломат (компанейский лидер).

Из названия уже становится понятно, что подобный управленец основное внимание уделяет командной деятельности. Пожалуй, это лучший тип руководителя для бизнесов, где работают высокообразованные специалисты (которые могут быть намного умнее управленца, например ученые). Дипломат характеризуется доброжелательностью,  компетентностью, способностью слушать.

Как правило, главное задачей дипломата является установка равноправных отношений с сотрудниками. Они не подчиненные, а партнеры. Все наиболее значимые решения принимаются после обсуждений с сотрудниками, причем дипломат старается сделать так, чтобы были учтены мнения всех и каждого. Настолько насколько это, конечно, возможно в конкретно взятой фирме.

Компанейский лидер стремится  выстроить оптимальную модель отношений  в коллективе. Однако идёт он к поставленной цели путём проб и ошибок. Строить  планы и исходить из расчёта не в его духе. Компанейский лидер старается поддерживать баланс профессиональных и межличностных отношений в коллективе. В организации, возглавляемой таким руководителем, часто проводятся совещания, собрания, летучки, мозговые штурмы и т.д.

Наибольшей популярностью дипломаты пользуются в Японии. Именно из этой страны и пришел данный тип руководства. Мудрый, понимающий, что без других людей невозможно добиться успеха. При этом данный руководитель не считает себя выше других. Он никогда не скажет: «Я это сделал», но всегда может отметить: «Мы сделали это».

Если говорить о представителях данного типа, то сразу же на ум приходит Коносуке Мацусита из компании Panasonic. Кроме  Азии подобный тип руководства пользуется большой популярностью и в  Латинской Америке.

3. Гуманист (лидер-патриарх).

Данный тип руководителя рассматривает  компанию, как одну большую семью. Он, прежде всего, ценит сотрудников  как людей, и уже потом обращает внимание на их профессиональные качества. В компаниях такого типа сотрудники часто отдыхают вместе, дружат, выезжают на природу. Начальник вполне может решить некоторые проблемы подчиненных  (например, добровольно оплатить лечение их родственников, причем он сам позвонит врачу, чтобы узнать, как состояние больного не потому, что это надо для работы, а чисто из человеческих соображений).

Для такого лидера первостепенное значение на работе имеют межличностные, а не профессиональные отношения. Такому начальнику хорошо бы руководить небольшим коллективом, все члены которого относились бы к своему наставнику с почтением и симпатией. Руководитель-патриарх отличается своими запросами, выходящими за рамки простой субординации. Он нуждается в особых, «патриархальных» почестях: поздравлениях и подарках, оказании мелких внеслужебных услуг (типа покупки фруктов для его мамы, находящейся в больнице), льстивых дифирамбах.

Минусом такого руководителя является то, что он может уволить сотрудника без объективных на то оснований, из личных побуждений. Подчинённые  лидера-патриарха обычно по-доброму  посмеиваются над ним за спиной, но все просьбы и поручения выполняют.

В компаниях, где у руля стоит  гуманист, обычно нет каких-то штрафов, жестких систем для контроля сотрудников. Несомненно, такой стиль руководства  лучше всего применим в маленьких  фирмах, так как с ростом компании руководителю будет все сложнее общаться с каждым сотрудником, как с другом. Наибольшей популярностью подобный стиль пользуется в некоторых странах Латинской Америки, Китае. В Европе и США руководители-гуманисты не прижились. Во-первых, потому, что здесь не любят вмешательство в личную жизнь (даже из добрых побуждений), а во-вторых, здесь выше доходы, и совсем другой стиль работы, из-за чего выстроить такие отношения крайне сложно.

 

 

 

4. Демократичный руководитель.

Демократичный руководитель – оптимальный тип начальника. Он позволяет подчинённым самостоятельно решать производственные вопросы – доверяет их компетентности и опыту. Демократичный руководитель отличается объективностью оценки способностей каждого сотрудника. Компанию он отождествляет не с собственной персоной, а со всем коллективом. Демократичный руководитель поощряет инициативу подчинённых, рассматривает и учитывает их предложения и идеи. Зачастую такой начальник знает, чем живут и интересуются сотрудники его компании. 

Демократ характеризуется тем, что готов делегировать часть своих полномочий сотрудникам. Тем самым, разделив с ними и ответственность за результат. Надо отметить, что демократ должен полностью доверять своим работникам и быть уверенным в том, что они справятся с теми задачами, которые он перед ними ставит.

Подобный руководитель достаточно тесно общается с коллективом. Более  того, часто проводит с сотрудниками нерабочее время (бильярд, боулинг, рыбалка и так далее). Он не считает  себя избранным, и уж тем более  кем-то, кто ставит себя выше сотрудников. Все равны, и могут в любой момент высказаться. Правда, это не значит, что в компаниях, где у руля стоит демократ, отсутствует контроль выполняемой работы. Просто контролем занимается не только руководитель, но и те работники, которым были делегированы определенные полномочия. Они уже отчитываются о проделанной работе перед руководителем. И конечно на них висит ответственность за результат. И перед коллективом в том числе.

Благодаря такому стилю управления компанией управляют служащие. Наибольшее распространение подобный тип получил  в Германии и США.

Отличительной особенностью общения  с руководителем-демократом является то, что при наличии субординации отсутствует дистанция. К такому начальнику дозволительно обращаться даже по личным вопросам.

 

5. Авторитарный руководитель (бюрократ).

Авторитарный руководитель – самый жёсткий тип начальника. Ему свойственно подавлять инициативу подчинённых. Для авторитарного руководителя важно только то, чтобы ему неукоснительно подчинялись и исполняли его требования. Все решения он принимает единолично, отождествляя себя с возглавляемой компанией. Авторитарный руководитель сам целиком отдаётся работе и требует того же от подчинённых. Ради достижения цели компании он согласится на любые издержки: как материальные, так и человеческие.

На сегодняшний день данный тип руководителя уже не так распространен как ранее, но почти все другие типы вобрали в себя некоторые черты от бюрократа. Четкий контроль, система оценок сотрудников, постоянные отчеты, правила, которые следует соблюдать. Все это излюбленные инструменты руководителя-бюрократа.

Он является типичным начальником, приказы которого нужно выполнять, не раздумывая. Никакой самодеятельности, все должно выполняться строго по правилам. Такое поведение руководителями обусловлено тем, что бюрократ всегда должен обладать точными данными. Никакой неопределенности, никаких решений не принимается на основе интуиции. Все должно быть четко расставлено по полочкам.

Информация о работе Типология личности руководителя