Типология личности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:42, доклад

Описание

Психологический словарь дает нам следующее определение личности: это относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. Роль личности руководителя в организации чрезвычайна высока, насколько он активен, целеустремлен, гибок во взаимоотношении с людьми зависит успех и жизнеспособность организации на рынке.

Содержание

Введение 3
Общие сведения о личности руководителя 3
Типологии личности руководителя 6
Практическая часть 11
Выводы. 13
Список литературы 14

Работа состоит из  1 файл

типология личности руководителя.doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

Вокруг руководителей бюрократов всегда полно интриг, сплетен, идут битвы за должности. Такой вид  руководства сегодня продолжает пользоваться большой популярностью, пожалуй, только в Китае.

При общении с авторитарным руководителем  не стоит проявлять инициативу: она  может оказаться наказуемой. Воздержитесь от обсуждения собственных идей, проектов и предложений с таким начальником.  

Следующим правилом общения с руководителем  авторитарного типа является строгое  соблюдение субординации.

 

6. Либеральный руководитель.

Либеральный руководитель – тип, кардинально  противоположный авторитарному. Однако не стоит отождествлять либерализм с попустительством, безалаберностью и бесконтрольностью. Либеральный руководитель – идеальный тип начальника для творческих и научных коллективов. Люди искусства и науки не нуждаются в постороннем вмешательстве в свою работу, так же как и в строгом контроле её выполнения. Однако это не означает, что они совсем не отчитываются перед начальником. Просто контроль в этой сфере осуществляется в более свободной форме. Как правило, отношения либерального руководителя с подчинёнными основываются на взаимоуважении и доверии. 

При общении с руководителем  данного типа рекомендуется дискутировать  на деловые темы.

 

 

 

7. Лидер-манипулятор

Лидер-манипулятор единолично устанавливает  нормы и правила служебного этикета  в своей организации. Причём зачастую его требования нелогичны и непостоянны. Несмотря на то, что такой начальник нигде не прописывает свои правила, весь коллектив должен их улавливать и строго соблюдать. Те, кому недостаточно развитые интуиция и чуткость не позволяют вникнуть в неписаные законы организации, надолго в ней не задерживаются. Таким образом, комфортно с лидером-манипулятором могут сосуществовать только те, кто умеет приспосабливаться к часто меняющимся обстоятельствам. Сам же руководитель зачастую не соблюдает установленные им самим правила. Лидер-манипулятор вовсе не является автократом. Руководителю данного типа свойственно поощрять межличностные отношения в коллективе и проявлять внимание к подчинённым. 

8.Лидер-аскет

Для лидера-аскета на первом месте  всегда стоят интересы дела. Такой  же жизненной позиции он требует и от подчинённых. При этом лидер-аскет не задумывается, как можно прокормить семью на весьма скромную зарплату. Сам он, как правило, является холостяком, поэтому личные проблемы подчинённых ему чужды. Несмотря на это, подчинённые руководителя, отдающего всего себя работе, уважают. Однако между сотрудниками и начальником-аскетом всегда есть довольно заметная дистанция. Руководитель данного типа со своими подчинёнными устанавливает чисто деловые отношения. При этом он не препятствует межличностным отношениям в коллективе, просто сам в них не участвует. 

9. Нерешительный лидер

Нерешительный лидер именуется  таковым вследствие того, что избегает ответственности, всякий раз дожидаясь  распоряжений «сверху». Он избегает не только межличностных, но и профессиональных взаимоотношений с подчинёнными. Общение сотрудников с таким руководителем осуществляется через его заместителя или секретаря. Нерешительный лидер, как правило, является бюрократом. Решение любых вопросов растягивается им на рекордно долгие сроки.

Если вышестоящий начальник  что-то просит сделать, нерешительный лидер не задумывается о том, что он имеет полное право отказаться. Если его подчинённые попросят о каком-либо одолжении, он, боясь их обидеть, не сможет им отказать. Но более всего он волнуется о том, как люди неблагоприятно будут о нём отзываться. Поэтому он сделает всё от него возможное, чтобы поладить с окружающими. Он, наподобие хамелеону, будет стараться приспособиться к группе, в которой находится в данный момент, соглашаясь с чужим мнением и смеется шуткам, даже если они ему не нравятся.

Подобный руководитель отдаст предпочтение двенадцати часовой работе, вместо того, чтобы должным образом наладить работу своих подчинённых, выполнять  свои обязанности. Если, попросив своего подчинённого что-то сделать, а он откажется, то в следующий раз эту работу руководитель, скорее всего, сделает сам.

 Для того чтобы комфортно  работать «под руководством»  нерешительного лидера, необходимо  быть профессионалом своего дела. Вопросы сотрудникам при таком начальнике приходится решать самостоятельно, полагаясь только на самих себя. Единственным негласным правилом этикета в коллективе является взаимное невмешательство руководителя и подчинённых в дела друг друга. 

 

 

3. Практическая часть.

Проанализировав различные типы личности руководителя, можно попробовать определить, какой наиболее подойдет для достижения максимальной эффективности и продуктивности для лидеров различного рода деятельности.

Рассмотрим должности генерального директора, финансового директора и директора по развитию.

Безусловно, большое влияние будет  оказывать область деятельности компании. Но попробуем абстрагироваться от этого и провести общий анализ.

1. Генеральный директор.

В первую очередь, человек на этой должности должен уметь объективно оценивать ситуацию и принимать эффективные управленческие решения. Это не место для нерешительного лидера. Умение держать себя в руках, справляться со стрессом, скрывать волнение, страх и беспомощность полезно в напряженных и кризисных ситуациях, когда генеральный директор должен сохранять трезвость мысли, держать ситуацию под контролем и не позволять окружающим впадать в панику. 

Генеральный директор должен стратегически  мыслить, комплексно и аналитически подходить к стоящим перед  компанией задачам, уметь вырабатывать эффективные решения и логически их обосновывать. Так же, человек должен объединять коллектив и быть центром энергии и мотивации для людей.

Исходя из этого, можно сказать, что для такой должности наиболее оптимальным будет руководитель, относящийся к демократическому или харизматичному типу менеджера. Но часто (особенно несколько десятков лет назад) генерального директора представлял авторитарный лидер. Однако из-за жестких рамок и требований, данный тип не так распространен в наши дни.

2. Финансовый директор.

Сегодня финансисты не только определяют финансовую стратегию компании, но и участвуют в формировании стратегии развития бизнеса в целом. В настоящее время работодатели ждут от своего финансового директора умения решать ряд стратегических вопросов и одновременно заниматься налаживанием технологических процессов в управлении финансами, аналитических способностей и нацеленности на успех.

Гибкий и стрессовоустойчивый  стратег, он не должен быть слишком  сговорчивым. Кроме того, кандидату на эту должность обязательно понадобятся лидерские и организаторские навыки. Причем проявлять эти таланты нужно будет не только с рядовыми служащими, но и с руководителями высокого ранга. Ведь именно финдиректор выбирает, где и как брать кредит, куда направлять инвестиции, как формировать фонд заработной платы и какими будут доли разных отделов. Он подчиняется только генеральному директору. Кроме первого лица финдиректор подотчетен лишь налоговой и аудиторской инспекции. 

Коммуникабельные навыки, которые обычно считаются универсально необходимыми для всех позиций, для этой должности не являются обязательными. Финдиректору, безусловно, простят его необщительность.

Таким образом, на эту должность  может оптимальной подойти лидер-аскет, полностью отдающий себя делу, ответственный и зачастую необщительный, но вызывающий уважение и доверие подчиненных.

3. Директор по развитию.

Теоретически директор по развитию должен заниматься стратегическим планированием, оценивать потенциал компании и  возможности диверсификации бизнеса, содействовать выгодным слияниям и поглощениям, оценивать риски, проводить реструктуризацию. Практически — в большинстве случаев такой сотрудник занимается привлечением новых клиентов VIP-класса или решает вопросы открытия новых филиалов и торговых точек. 

То есть, говоря о личностных качествах, оптимально директор по развитию должен быть открытым человеком, легко идущим на контакт, профессионалом своего дела, но не боящийся рисковать и идти навстречу новым перспективам компании.

Таким образом, на эту должность может подойти дипломат и демократичный руководитель, которые открыты для общения, новых идей и контактов. 
4.Выводы.

Конечно, идеального руководителя не бывает. Все зависит от того, чем  занимается компания. Далеко не каждого  работника можно будет заставить выполнять свои обязанности демократическим путем (особенно, если работа идет на заводе, и служащие являются низкоквалифицированными рабочими). В то же время харизматичный лидер вряд ли сможет успешно вдохновлять группу врачей высокого класса. Они и так знают, чего хотят и как этого достичь. Им не нужна такая путеводная звезда.

Таким образом, всегда необходимо учитывать  особенности организации и направления  ее деятельности для эффективного управления тем или иным типом личности менеджера.

Если брать статистику, то по данным GLOBE (Global Leadership and Organizational Behavior Effectiveness) наиболее популярными типами руководителей  в большинстве стран являются демократы и харизматичные лидеры. Ничего удивительного  в этом нет. В это же время бюрократов одинаково не любят в большинстве стран. Правда, и с лидерами ситуация не однозначная. Например, в странах Северной Европы и Нидерландах руководитель вообще не должен выделяться на фоне сотрудников. И всякие лидерства там не поощряются. Так что, всегда стоит учитывать отрасль, размер фирмы, и страну, где она функционирует. Универсальных систем нет и не может быть.

 

 

Список  литературы:

  1. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь: Олма-пресс. 2004.

  1. Стаут Л. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. М.: Добрая книга, 2006. — 536 с
  2. http://timesnet.ru/management/28/
  3. http://mr-hr.ru/2010/06/osnovnye-tipy-lichnosti-rukovoditelej/



Информация о работе Типология личности руководителя