Типы организационных структур управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:43, реферат

Описание

Управление – процесс сложный и емкий, требующий не только классификации по стилям, методам, но и структуризации.
Организационная структура управления - важное звено в научном теоретическом менеджменте. На практике применение основных типовых структур – это не только необходимость, но и неизбежность.

Содержание

Введение. …………………………………………………………………….3
1.Понятие организационной структуры…………………………………4
2. Бюрократические структуры управления. …………………………..7
2.1. Линейная организационная структура управления………………8
2.2. Функциональная организационная структура управ¬ления…….11
2.3. Линейно-функциональная (штабная) структура уп¬равления…..13
2.4. Дивизиональная организационная структура управления……...15
3. Адаптивные структуры управления. …………………………………17
3.1. Матричная организационная структура управления……………..19
Заключение…………………………………………………………………...22
Список литературы…………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Типы организационных структур управления.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители

Рис. 2. Функциональная структура управления.

 

Функциональное управление существует наряду с линейным, что  создает двойное подчинение для  исполнителей.

        Вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование).

Такая функциональная специализация  аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки.

         Преимущества функциональной структуры:

  • высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
  • освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;
  • стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
  • исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
  • уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

Недостатки функциональной организационной структуры управления:

  • чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач "своих" подразделений;
  • трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
  • появление тенденций чрезмерной централизации;
  • длительная процедура принятия решения;
  • относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

        Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами.

 

 

2.3. Линейно-функциональная (штабная) структура управления.

 

При такой структуре  управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей (рис. 3.).

 

 

 

Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные 
подразделения; ОП - подразделения основного производства.

Рис. 3. Линейно-функциональная структура управления

        Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.

Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные моменты и недостатки.

     Преимущества  линейно-функциональной структуры  управления:

  • более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;
  • освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;
  • возможность привлечения консультантов и экспертов.

Недостатки линейно-функциональной структуры управления:

  • отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;
  • недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило не участвует в его реализации;
  • чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Дивизиональная организационная структура управления.

 

Дивизиональная, или отделенческая (от англ. division — отделение), структура управления — наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы. Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально-продуктовая структура управления) или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках (дивизионально-региональная структура управления).

Каждое отраслевое отделение  представляет собой независимое  производственно-хозяйственное подразделение. Такое самостоятельное подразделение  в большей степени ориентировано на максимизацию прибыли и завоевание позиций на рынке, чем при функциональной системе управления. Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рис. 4. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

Рис. 4. Дивизиональная структура управления

 

Преимущества дивизиональной структуры управления:

  • Повышение самостоятельности и ответственности отделений в вопросах максимизации прибыли и завоевания позиций на рынке.

Недостатки дивизиональной структуры управления:

  • Рост управленческого аппарата
  • Возможность появления конфликтов из-за централизованного распределения ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Адаптивные структуры управления.

 

С начала 60-х гг. XX в. многие организации стали разрабатывать и внедрять новые, более гибкие типы организационных структур, которые в сравнении с бюрократическими были лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации.

Другое их название — органические структуры, имеющие возможность адаптироваться к изменениям окружающей среды подобно тому, как это делают живые организмы.

Адаптивная структура  управления характеризуется слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.

Структуры органического  типа целесообразны, когда имеется  сложное и динамичное внешнее окружение (например, организация по разработке и производству телевизионной техники). К структурам органического типа относятся проектные структуры управления, бригадные, матричные и ряд других.

Проектная организационная  структура управления — структура, нацеленная на обеспечение эффективного управления параллельным выполнением в организации ряда крупных проектов или работ (освоение новой продукции, модернизация производства и т.д.). Все полномочия и права распорядительства интеллектуальными, материальными и трудовыми ресурсами по проекту сосредоточиваются у одного лица — руководителя проекта. Такая структура позволяет реализовывать преимущества единства организации работ и единоначалия.

Проектная структура  — это временный орган управления, созданный для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта. Когда проект завершен, команда распускается.

Бригадная организационная  структура управления является одной из разновидностей структур органического типа. Ее основу составляет бригадная форма организации труда и производства, получившая в последнее время наиболее полное использование благодаря следующим факторам:

  • ускорению процессов обновления продукции и технологии;
  • ориентации организации на небольшие по емкости рынки;
  • повышению требований к качеству обслуживания потребителя и ускорению времени выполнения заказов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Матричная организационная структура управления.

 

Матричная структура  управления представляет собой решетчатую организационную схему, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей. При матричной структуре персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, советов и т.п., которые образуются для руководства отдельными разработками, проведения специальных работ (рис. 5).

Матричная структура  управления сохраняет преимущества как линейно-функциональной, так и проектной структур. Она нацелена на взаимную согласованность работы всех подразделений организации для достижения целей различных проектов. Это упрощает координацию выполнения работ и создает предпосылки для наиболее квалифицированного выполнения отдельных функций. Структура обладает значительной гибкостью, поскольку упрощается перераспределение персонала для выполнения первоочередных работ.

Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

Рис. 5. Матричная структура управления.

        Таким образом, главным принципом организации матричной структуры является широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. Преимущество матричной формы организации управления состоит в том, что она позволяет преодолеть внутриорганизационные барьеры, не мешая при этом развитию функциональной специализации. Иными словами, руководители проектов сохраняют за собой право определять первостепенность и сроки решения той или иной задачи, в то время как функциональный руководитель может лишь выбирать конкретного исполнителя и методику решения. Следовательно, матричная форма организации управления в наибольшей степени обеспечивает условия для согласованной деятельности руководителей и проявления индивидуальных способностей членов группы, не нарушая при этом принцип централизованного руководства.

Создание матричной  организационной структуры управления считается целесообразным в случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологических нововведений и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка.

Основной недостаток матричной структуры — ее сложность. Тем не менее она используется в ряде отраслей промышленности, в частности, в химической, электронной, в производстве вычислительной техники, а также в банках, системе страхования, правительственных учреждениях.

Преимущества матричной структуры:

  • возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации;
  • повышение творческой активности административно-управленческого персонала за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными структурами;
  • рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности;
  • увеличение мотивации деятельности за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов руководства;
  • усиление контроля за отдельными задачами проекта;
  • сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий;
  • повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составных элементов.

Недостатки матричной  структуры управления:

  • ложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение;
  • присутствие "духа" нездорового соперничества между руководителями программ;
  • необходимость постоянного контроля за "соотношением" сил между задачами управления по целям;
  • трудность в приобретении навыков, необходимых для работы по новой программе.

 

 

 

                                            Заключение.

 

В данной работе проведен анализ существующих основных типов  организационных структур управления и изучены их особенности существования  и функционирования.

Достигнута цель работы: изучены основные типы организационных структур управления, показаны их видимые преимущества и недостатки.

В работе были затронуты теоретические аспекты организации управления, раскрыто понятие организационных структур управления,

Информация о работе Типы организационных структур управления