Типы стратегии. Основные понятия стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:18, контрольная работа

Описание

Как правило, стратегия ассоциируется с долгосрочным планированием, осуществляемым высшим руководством с учетом миссии организации, её политики и на основе конкурентных преимуществ.
Разработка стратегии основана на аналитическом процессе определения долгосрочных целей с учетом факторов внешнего окружения. Однако очень часто такой анализ, основанный на систематичности принятия стратегических решений, не может учесть всех возможных и невозможных изменений внешней сферы. Поэтому часто задуманная стратегия не совпадает с реализованной стратегией.

Содержание

Введение………………………………………………………...3
1 Понятие стратегии……………………………………………5
2 Типы стратегий……………………………………………….6
2.1 Типы стратегий в стратегическом менеджменте………...6
2.2 Типы стратегий бизнеса………………………………….10
Заключение…………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………...17

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 46.10 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение………………………………………………………...3

1 Понятие стратегии……………………………………………5

2 Типы стратегий……………………………………………….6

2.1 Типы стратегий в  стратегическом менеджменте………...6

2.2 Типы стратегий бизнеса………………………………….10

Заключение…………………………………………………….16

Список использованной литературы………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как правило, стратегия ассоциируется с долгосрочным планированием, осуществляемым высшим руководством с учетом миссии организации, её политики и на основе конкурентных преимуществ.

Разработка  стратегии основана на аналитическом  процессе определения долгосрочных целей с учетом факторов внешнего окружения. Однако очень часто такой  анализ, основанный на систематичности  принятия стратегических решений, не может  учесть всех возможных и невозможных  изменений внешней сферы. Поэтому  часто задуманная стратегия не совпадает  с реализованной стратегией.

Задуманную стратегию  принято называть преднамеренной, а реализованную при отсутствии намерений – стихийной.

Чисто преднамеренная стратегия (точно совпадающая с  задуманной) предполагает выполнения трех условий:

1) руководство  имеет четкие намерения, сформулированные  достаточно подробно, так чтобы  персонал не сомневался в поставленных  целях и методах их достижения;

2) необходимо  чтобы все члены коллектива  действовали в соответствии с  этими целями добровольно;

3) стратегия  должна быть согласована с  внешними факторами, внешнее окружение  должно быть полностью предсказуемым  или контролироваться организацией.

Соблюдение  всех трех условий одновременно практически  невозможно, поэтому преднамеренных стратегий в чистом виде не существует.

Это же касается и стихийных стратегий  в чистом виде, поскольку трудно представить организацию без  каких-либо целей или осуществление  каких-либо действий при полном отсутствии намерений у членов организации и руководства.

Таким образом, реальные стратегии  находятся на стратегическом континууме «стихийная – преднамеренная», располагаясь ближе или дальше от границ отрезка.

При определении стратегии  фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:

  • какой бизнес прекратить;
  • какой бизнес продолжить;
  • в какой бизнес перейти.

Это значит, что стратегия  концентрирует внимание и связана  с тем:

  • что организация делает и чего не делает;
  • что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие стратегии

 

Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегия организации - это средство достижения желаемых результатов (целей). Она в  определенной степени воплощает  в себе модель управления организацией, следовательно, формирует наш образ  мышления.

Стратегия – это собирательное понятие; объединяющее различные аспекты  деятельности компании и находящее  свое выражение во всем, что определяет жизнедеятельность организации; комплекс мероприятий по достижению, намеченных целей, уточненных через правила  и процедуры. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием  стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения  основных направлений деятельности.

В литературе существует два противоположных  взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия – это  конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии  – это процесс нахождения некоторой  цели и составление долгосрочного  плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения  предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.

Во  втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы  ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия  в окружающей среде. При таком  понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование и рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.

В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов. Прежде всего, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии – политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.

 

2 Типы стратегий

 

2.1 Типы стратегий  в стратегическом менеджменте

Можно выделить следующие типы стратегий:

- запланированная стратегия;

- предпринимательская стратегия;

- идеологическая стратегия;

- зонтиковая стратегия;

- процессуальная стратегия;

- несвязанная стратегия;

- стратегия консенсуса;

- навязанная стратегия.

1. Запланированная  стратегия 

Запланированная стратегия находится ближе всего к преднамеренной и предполагает наличие ясных и четко сформулированных намерений, средств контроля за продвижением к цели, при этом внешнее окружение не препятствует реализации стратегии и намерениям. Запланированная стратегия предполагает наличие плана, с указанием целей, ресурсов и действий, преобразующих эти ресурсы, а также критерии оценки результатов действий.

Такие стратегии  могут позволить себе крупные, мощные, стабильные организации, которые для  стратегического планирования используют методы экстраполяции или методы развития в соответствии со сценарием  развития организации и изменения  окружения. В таких организациях всегда есть запасные стратегии на случай редких изменений окружения. Запланированная стратегия предполагает общее видение коллектива и руководства. В этом случае принятие решений неукоснительно исполняется. К таким организациям следует отнести организации с высоким уровнем корпоративной культуры и вкладывающие в отдельные проекты значительные ресурсы, например фирмы типа IBM, японские фирмы и др.

2. Предпринимательская  стратегия 

Такой тип  стратегии выбирают небольшие организации  с единоличным авторитарным руководством, навязывающего своё видение будущего организации остальным работникам. Предпринимательская стратегия  чаще всего встречается в недавно  созданных малых организациях, сумевших найти свою рыночную нишу. В этом случае руководитель может и не посвящать  свой коллектив в свое видение, поэтому  эта стратегия на стратегическом континууме отстоит дальше, чем запланированная.

В то же время в предпринимательской  стратегии начинает проявляться  признак стихийности, так как  видение определяет только общее  направление движения, а подробности  могут быстро изменяться в зависимости  от изменений во внешней среде и руководитель может радикально изменить видение, с тем чтобы отреагировать на возникающие угрозы или воспользоваться благоприятными возможностями.

Успешность  реализации такой стратегии будет  обеспечена, если у руководителей  развита интуиция и имеется набор  процедур, позволяющих быстро проводить  изменения.

3. Идеологическая  стратегия.

Видение может быть коллективным и индивидуальным. Стратегия этого типа реализуется, если индивидуальное и коллективное видения совпадают и люди настолько  привержены ему, что оно становится идеологий. Люди начинают соблюдать  в своих действиях некоторые  общие правила.

В этой ситуации общий контроль персонала  заменяется самоконтролем. Трудности  заключаются в том, что «коллективное  мышление», «коллективную идеологию» сформировать очень сложно. Как правило, идеология своими корнями уходит в далекое прошлое, основывается на традициях. В тоже время маловероятно и изменение такой идеологии под воздействием внешних факторов, поэтому идеологическая стратегия ближе к преднамеренной, чем другие.

4. Зонтиковая  стратегия

Особенность этой стратеги заключается в том, что полный контроль за действиями персонала заменяется частичным, вводятся некоторые ограничения в виде общих правил. Другими словами, руководством ставится «зонтик», под которым развивается деятельность организации, например, требования к производству качественной продукции.

5. Процессуальная  стратегия 

Отличие этой стратегии от зонтиковой заключается  в том, что руководство, предоставляя подчиненным значительную самостоятельность, контролирует процесс формирования стратегии, а содержание стратегии определяют подчиненные. Тем самым руководство намеренно создает систему, позволяющую остальным действующим лицам гибко реагировать на изменения обстоятельств. Сформировавшаяся в этих условиях стратегия включает в себя элементы и преднамеренности и стихийности.

Например, высшее руководство может формировать  кадровый состав, определять структуру  организации, устанавливать системы  контроля, а менеджеры подразделений  разрабатывают деловые стратегии. Чаще всего процессуальные стратегии  используются организациями с дивизиональной структурой.

6. Несвязанные  стратегии 

Такая стратегия  характерна для организаций, в которых деятельность отдельных подразделений слабо связана с основной деятельностью организации. Чаще всего такие стратегии встречаются в организациях, объединяющих высококвалифицированных экспертов, специалистов. Таким специалистам предоставляется право самостоятельно определять направление своей деятельности независимо от администрации. К таким организациям относятся университеты, больницы, в которых совокупности индивидуальных стратегий слабо связаны «зонтиком». Каждый специалист самостоятельно выбирает методы преподавания или лечения и реализует собственную стратегию.

7. Стратегия  консенсуса

Этот  тип стратегии обладает наиболее ярко выраженными чертами стихийной  стратегии. При отсутствии начальных  намерений в результате взаимного  приспособления естественным образом  возникает стратегия консенсуса. Данная стратегия позволяет, обучаясь друг у друга и приспосабливаясь друг к другу, сформировать видение, которое может оказаться неожиданным  для участников.

Иными словами, единое направление движения является непреднамеренным результатом взаимодействия людей, нуждающихся в сотрудничестве для достижения своих целей, а  не изначальным намерением руководства. Возможно также наличие лидера, который будет способствовать достижению консенсуса.

8. Навязанные  стратегии

Такие стратегии  навязываются организации извне, вопреки  желаниям руководства, например при  неожиданных изменениях во внешней  среде (изменение законодательства). И все-таки в таких случаях  все равно есть выбор. Существование  полностью навязанных стратегий  также маловероятно, как и полностью  предопределенных. Изменения во внешней  среде как бы накладывают ограничения  на деятельность организации, то есть фактически влияет на форму «зонтика», под которым организация может функционировать.

Расположим  рассмотренные стратегии на стратегическом континууме «преднамеренная – стихийная» (рис. 1).

Рисунок 1 – Стратегический континуум

Следует иметь в виду, что это условное разделение, так как здесь не учитывается  готовность персонала и руководства  следовать вы-бранной стратегии, а также не принимается во внимание структура и культура организации.

Так организации  с культурой власти, очевидно, более  тяготеют к преднамеренным стратегиям, а организации с культурой  задачи или личности – к стихийным.

 

2.2 Типы стратегий бизнеса

Информация о работе Типы стратегии. Основные понятия стратегии