Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:37, курсовая работа
Формирование рыночной экономики вызвало живой интерес к формам и методам производственно-коммерческой деятельности, используемых в практике мировых экономических процессов. Особое место среди них занимает маркетинг, который обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкурентной борьбе. Зародившись в производственной сфере, маркетинг достаточно длительное время не находил соответствующего применения в сфере туризма. Однако возрастание конкуренции, коммерциализации туристской деятельности привели к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы туристских предприятий. Вместе с тем туризм имеет определенные особенности,
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты жизненного цикла туристического продукта
1.1 Понятие туристского продукта
1.2 Жизненный цикл туристского продукта и его этапы
1.3 Основные аспекты и анализ жизненного цикла туристического продукта
Глава 2. Использование жизненного цикла туристического продукта международной туристической компанией "Спутник"
2.1 Международная туристическая компания «Спутник»
2.2 Концепция жизненного цикла в международной туристической компании «Спутник»
2.3 Ошибки в управлении жизненным циклом продукта в международной туристической компании «Спутник»
2.4 Измерение контроля жизненных циклов в международной туристической компании «Спутник»
Заключение
Литература
1. Определение процентного соотношения между продажами и прибылями компании по каждой фазе жизненного цикла. Это соотношение отражает текущий профиль жизненного цикла продаж, и текущий профиль жизненного цикла прибыли в сегодняшних делах предприятия.
2. Подсчет изменений в жизненном цикле и определение профиля прибыли за последние 3-5 лет с целью получения проекта и профиля прибыли на последующий период.
3. Развитие профилизации жизненного цикла компании и сопоставление ее с текущим профилем жизненного цикла. Установленная рыночным регулированием цель профиля точно определяет желаемую долю продаж предприятия, которая будет понижаться в каждой последующей фазе жизненного цикла продукта. Так могут быть определены тенденции стагнации туристской продукции, темпы развития продукта, представленного на рынок, средняя длина жизненного цикла продукта во всей программе компании, а также стремление руководства к росту прибыльности. Как правило, цель профилизации продукта компании, чьи жизненные циклы имеют тенденции к сокращению, требование высокого соизмерения продаж в фазе представления продукта на рынок и в фазе роста, т. е. его полной реализации.
Проработав три указанные меры, управление может определить их очередность для развития нового продукта, приобретения, сокращения торговой линии с учетом различия целей и профиля компании, а также текущего профиля жизненного цикла. Распределив усилия между различными стадиями жизненных циклов продуктов, рыночные планы могут быть детально проработаны для каждого отдельного комплекса продаж.
Как глубина анализа жизненного цикла, так и факторы обычно меняются в той же степени, в какой меняются потребности компании, объекты и торговые линии. Следовательно, не может быть общей формулы для оценки имеющихся факторов, объединяемых для определения позиции жизненного цикла продукта. Но эта гибкость не должна казаться недостатком. Достаточно подчеркнуть эту многосторонность, которая делает анализ жизненного цикла полезным инструментом для менеджмента, как всей системы продаж компании, так и ее отдельного предложения (продукта).
Глава 2. Использование жизненного цикла туристического продукта международной туристической компанией "Спутник"
2.1 Международная туристическая компания «Спутник»
В 1958 году для связей, туристского обмена, сотрудничества с зарубежными партнерами - фирмами союзов молодежи государств мира было создано Бюро Международного Молодежного Туризма (БММТ) "Спутник"
И вот, в 2008 году Международная туристическая компания «Спутник» празднует свое-50-летие! Полвека – это действительно большой срок, тем более для бизнеса в России. Сейчас мы живем в совершенно другой стране, и другом мире. Поменялось абсолютно все: и политический строй, и уровень жизни, идеалы и возможности людей. Сегодня туризм не является прерогативой узкого круга людей. Совершить путешествие может любой человек и в любую точку мира. Новые поколения не могут себе представить, что еще 30 лет назад выезды за границу были закрыты для простых граждан. И тем значимее в развитие национального туризма вклад туристической компании «Спутник», которая предоставила тысячам советских молодых людей своими глазами увидеть запретные до той поры зарубежные страны.
За 50 лет своей деятельности на туристическом рынке «Спутник» отправил в путешествия более 30 млн. человек, из них выехали за границу 4,5 млн. россиян, на внутренних маршрутах побывали около 24 млн. туристов, 1,6 млн. молодых людей отдохнули в международных молодежных центрах, 5,2 млн. иностранных туристов «Спутник» показал Россию.
Сегодня «Спутник» - старейший туристический бренд на Юге России. Среди сотен агентств, «Спутник» в первую очередь отличают богатый выбор программ отдыха и индивидуальный подход к каждому туристу, сочетающийся со ставшей уже стандартом высокий уровень обслуживания клиентов. Профессионально организованный отдых всегда был востребован у населения, тем более в постоянном ускоряющемся ритме мегаполиса. Изначально делая ставку на высокий уровень обслуживания и комфорт своих туристов, а не на механическое обслуживание туристов, «Спутник» зарекомендовал себя как компанию, индивидуально работающую с каждым посетителем.
Компания внесла значительный вклад в развитие туризма, в южном регионе «Спутник» открыл практически все направления, которые сейчас представлены на ростовском рынке. Во многом благодаря «Спутнику» Южный федеральный округ занимает 3-4-е место после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству туристов, выезжающих в различные страны.
От массовых, поточных туров рынок переходит на индивидуальный туризм и создание уникального турпродукта.
Изменения во вкусах клиентов прослеживаются достаточно четко: если еще несколько лет назад туристы предпочитали ездить в Турцию, Таиланд, Египет, Арабские Эмираты, Болгарию, то теперь все чаще заказываются поездки в США, Кубу, Китай, Японию, Малайзию, Тунис.
Наталия Пономарева, генеральный директор Международной туристической компании «Спутник»: «Все большим спросом начинает пользоваться интеллектуальный и познавательный туризм. Русских туристов вообще отличает стремление узнать как можно больше о той стране, где они находятся. Они, как правило, не пропускают ни одной экскурсии, интересуются историей и обычаями страны, тогда как те же европейцы часто предпочитают в это время спокойно полежать на пляже».
Клиенты становятся все более требовательными и взыскательными. И «Спутник», как компания, изначально работающая не на количественный показатель, а на качественный, оказывается в выигрышном положении.21 век требует совершенно нового и индивидуального подхода к клиенту.
Соответствуя новым технологиям и стандартам обслуживания, «Спутник» предлагает своим туристам максимально высокий уровень обслуживания, удобство и комфорт при организации любой поездки. Компания открывает круглосуточную поддержку своих туристов. В офисе работают авиа и ж/д кассы, что обеспечивает приобретение не просто путевки, а уже полностью уже полностью «укомплектованного» путешествия.
Сегодня "Спутник" - это многопрофильная туркомпания, работающая по всем мировым направлениям. Мы предлагаем все существующие в мире виды отдыха и путешествий: пляжный отдых, экскурсионные и паломнические туры, горнолыжные туры, оздоровительные программы, деловые поездки и инсентив-туры, свадебные путешествия. И, конечно, же, наше первое и «родное» направление - детский и молодежный отдых, который вновь набирает силу.
Организация детского и молодежного туризма остается важнейшей сферой деятельности компании. В этой области у «Спутника» нет конкурентов. Компания проводит специализированные детские туристические поездки в европейские страны, Турцию, Египет, Мальту, Испанию, Италию....по всем регионам России....В отличие от многих туристических компаний, в «Спутнике» детский и молодежный отдых выделен в отдельное направление с обширным пакетом предложений по разным видам отдыха для детей и молодежи от 4 до 23 лет.
Несмотря на высокую конкуренцию, «Спутник» занимает лидирующие позиции на рынке туруслуг.
Компания является и туроператором, предлагая уникальные программы по странам Европы и внутрироссийскому туризму, и выступает в качестве турагента крупнейших международных и федеральных операторов по всему миру. Для разных категорий туристов «Спутник» создает специальные программы, учитывающие возрастные и психологические особенности группы, материальные возможности туристов.
Эксклюзивное предложение «Спутника» - кругосветные путешествия и продажа электронных билетов в любую точку земли в офисе компании, опять же появившиеся впервые в «Спутнике»
Признаваемый всеми авторитет компании открывает возможность находить компромиссные решения и проводить гибкую ценовую политику в интересах своих клиентов. Компания активно содействует установлению цивилизованных отношений в турбизнесе. «Спутник» является членом Российского Союза Туристической Индустрии. С 2003 года «Спутник» - учредитель некоммерческого партнерства «СанКурТур».
Знаком отличия «Спутника» является то, что все без исключения туры и программы соответствуют требованиям максимального комфорта и безопасности для туристов.
Преимущество «Спутника» заключается в том, что за долгие годы работы на рынке мы смогли создать свой круг надежных и проверенных партнеров. Мы можем быть полностью уверены не только в том, что подберем идеальный вариант отдыха для наших клиентов, но и в том, что они с комфортом доберутся до пункта назначения, что их ждет прекрасное обслуживание в гостинице, и в том, что они вовремя и без задержек вернуться обратно. Именно это мы подразумеваем, когда говорим, о том, что «Спутник» предоставляет качественные и надежные услуги в мире путешествий.
Совершенно очевидно, что компания может принимать более эффективные рыночные решения, и если Правление уделит этому время, то узнает, какое место каждый туристский продукт занимает в жизненном цикле. Определение соотношение затрат и прибыли на продукт в течение всего жизненного цикла составляет результат самого жизненного цикла, т. е. периода, когда продукт может, приносит прибыль. Без этой информации ряда туристических продаж не может быть уделено достаточно внимания на рынке туризма. В то время как, имея такую информацию, рынок удваивает свои возможности, т. е. происходит:
- изменение формы и установление контроля над жизненным циклом каждого отдельно маршрута и тура;
- увеличение периода прибыльности, усиление поддержки каждого тура во всех фазах его жизненного цикла (возникновения - формирование - расчет стоимости - реализация - результат и прибыль).
Размер и прибыльность любого бизнеса зависят от жизненного цикла тура (программы туров) и его изменений. Насколько компании могут увеличивать цены и прибыль, настолько же ни один продукт не может избежать периода зрелости и умирания. Размещение и реализация туристских ресурсов должны отвечать целям и амбициям жизненного цикла туристского продукта. Цель данного раздела - показать, как концепция жизненного цикла продукта может быть обращена в инструмент активного получения прибыли, а также провести анализ жизненного цикла продукта, который помог компания "Спутник" осуществлять решения для получения высокой прибыли.
2.2 Концепция жизненного цикла в международной туристической компании «Спутник»
Концепция жизненного цикла туристского продукта в международной туристической компании «Спутник» возникает из того факта, что объем продаж продукта, соответствует типичной модели четырех фазового цикла. Начальная фаза - рождение (возникновения и формирование) продукта, когда продукт продается в малом объеме. Во время периода роста объем продаж увеличивается. В период зрелости объем продаж стабилизируется, прибыль начинает снижаться. В период спада происходит падение объемов сбыта, и прибыль резко уменьшается.
Длина жизненного цикла продукта (тура, маршрута, программы), длина каждой фазы и форма кривой, различные для каждого продукта. Например, изменение цен происходит по трем причинам:
1. Исчезают необходимость и возможность реализации. Так случилось с внутренним туризмом в России, когда он лишился протекционизма со стороны государства.
2. Появился более лучший и дешевый продукт для удовлетворения потребностей рынка. Поездки в близлежащие страны Малой Азии (например, Турция), Юго-восточной Азии (например, Таиланд, Малайзия и др.).
3. Конкурентный продукт благодаря улучшению рыночной стратегии вдруг завоевывает решающее преимущество. Так случилось с конкурирующими туристскими продуктами - Поездка в ОАЭ, Египет, Тунис, Каир вместо Болгарии, Крыма, Азербайджана и Грузия.
Цикл прибыльности продукта формируется различными дорогами в зависимости от цикла его продаж. Во время введения продукт может вообще не приносит прибыль, так как его начальная реклама не окупается.
В период роста, прежде чем вступает в силу конкуренция, прибыль достигает пика. Затем она начинает падать, хотя общая прибыль может расти в течение некоторого времени, пока повышается объем продаж. В туристской индустрии усиленное увеличение объема продаж, является последствием снижение цены в фазе роста.
На последней стадии роста и ранней стадии зрелости увеличивается конкуренция, которая существенно урезает маржинальный доход, и все сводится к получению общей прибыли. Например, резкое снижение цен на поездки в г. Сочи для отдыха, прежде высоко прибыльные, сейчас имеют малую отдачу, так как такие основные компании, как "МИБС" (Москва), "Роза Ветров" (Москва), "Тройка" (Турция) очень быстро переключили туристский поток на Турцию, Греция, Кипр и другие страны.
Итак, в период спада снижение объема, очевидно, толкает стоимость к верхнему уровню, что сводит прибыль компании на нет. В последние годы наиболее осведомленные специалисты по маркетингу утверждают, что с развитием туризма пакеты туров (туристских продуктов) быстрее проходят стадию зрелости, а, следовательно, жизненный цикл делается короче. На самом деле эта тенденция соответствует тем главным проблемам, с которыми сталкивается рынок туризма.
Когда увеличивается количество новых предложений, то туры, уже существующие на рынке, быстрее входят в стадию зрелости. Так, например, широкий прейскурант туров, маршрутов и программ появился в последние годы на рынке спроса Ростова. Эта тенденция возникла в результате того, что на туристском рынке России сейчас действует свыше 15 тысяч туристских агентств, каждое из которых предлагает, как минимум, до 50 разнообразных туров. Этим вызвано резкое уменьшение прибыли ранее крупных туристских объединений, таких как "Интурист" и "Спутник", а отсюда тенденция к ускорению появления на рынке спроса все большего разнообразии видов и направлений путешествий.
В последние 5-6 лет в результате расширения доставок в Таиланд, Японию и другие страны Юго-восточной Азии вместе с резки упрощение Административно-визовых формальностей значительно изменилась ситуация с выездом российских туристов в данный регион. И как результат - новый регион испытывает увеличение объема туристов, а, следовательно, растет и прибыль от данного региона.