Упраленческое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:31, реферат

Описание

Задачи:

•изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;
•определение основных тенденций развития управленческих процессов;
•анализ механизмов прямой и обратной связей объекта и субъекта управления.
Объектом курсовой работы является взаимосвязь объекта и субъекта управления, механизмы прямой и обратной связи.

Предметом же выступает управленческое общение и коммуникации в процессе управленческой деятельности.

Целью данной работы является анализ взаимосвязи объекта и субъекта управления, а также выявление основных механизмов прямой и обратной связи.

Содержание

Введение

1. Понятие управленческого общения

2. Управление как совокупность взаимодействующих элементов.

2.1 Важнейшие элементы управленческого процесса

2.2 Взаимодействие объекта и субъекта управления

3. Принцип обратной связи

Заключение

Список литературы

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Упрвленчекое общение.docx

— 64.00 Кб (Скачать документ)

     Интенсивность команд и обратной связи зависит  от вида и характера субъекта и  объекта управления. Командная информация подается в целях достижения определенных поставленных целей, решения задач. Получение результата, естественно, зависит прежде всего от качества, способа подачи информации, что в сущности и составляет основу методов управления, их многообразия, классификации по критериям и признакам.

     Совместная  деятельность людей предполагает контакты между ними и обмен необходимой  информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут  достигать своих целей. Любая  организация, в том числе и  на уровне малой группы, обязательно  имеет соответствующую систему  коммуникаций (связей), которая обеспечивает обмен информацией между ее членами.

     Для осуществления любой коммуникации необходимы как минимум два человека - отправитель информации (коммуникатор) и ее получатель (коммуникант, или реципиент). Отметим, что вся деятельность по управлению любым трудовым коллективом представляет собой не что иное, как постоянные коммуникационные акты, участниками которых являются его члены.

     В соответствии с основными функциями  современного производственного коллектива можно назвать следующие основные цели осуществляемых в нем коммуникаций:

     решение официальных задач коллектива в  сфере производственной или общественно-политической деятельности;

     удовлетворение  социальных потребностей его членов (в общении, в привязанности, в  информации и т. д.).

     Исходя  из направления потока информации в  организации, различают коммуникации нисходящие - направленные "сверху вниз" (от руководителей к подчиненным), восходящие - направленные "снизу  вверх" (от подчиненных к руководителям), и горизонтальные - осуществляемые между членами трудового коллектива, равными по своему служебному положению.

     Совокупность  горизонтальных и вертикальных связей образует пирамиду коммуникаций, на вершине  которой находится руководитель наивысшего (в данной организации) ранга, а в основании – рядовые  работники, не имеющие подчиненных. В зависимости от количества управленческих уровней выделяются "высокие" или "плоские" пирамиды коммуникаций.

     Взаимодействие  субъекта и объекта управления осуществляется посредством вертикальных коммуникаций (нисходящих и восходящих), которые мы и будем рассматривать далее.

     При изучении коммуникаций в организации  обычно исходят из модели К. Шеннона, в соответствии с которой можно  выделить следующие основные элементы коммуникационной цепи:

     источник  информации;

     передатчик;

     приемник;

     получат ель информации.

     Рассмотрим  основные элементы коммуникационной цепи применительно к организациям.

     Под источником информации понимается лицо или группа лиц, составляющие определенное организационное целое и располагающие  той или иной информацией. Эти данные кодирует на основе какой-либо системы знаков отправитель информации (коммуникатор) и передает далее сообщение соответствующему лицу или группе в целом. Иногда отправитель информации является в то же самое время и ее источником, однако их не следует полностью отождествлять.

     Преобразование  данных в те или иные сигналы производится отправителем информации посредством  передатчика, в роли которого могут  выступать биологические органы (например, голосовые связки) или  технические устройства (например, автоматическое электротабло).

     Эти сигналы поступают к приемнику, который, как и передатчик, представляет собой биологический орган или  техническое устройство с функцией декодирования полученного сообщения.

     Коммуникационную  цепь замыкает получатель информации (реципиент) - лицо или группа лиц, учитывающих так или иначе в своей деятельности полученные сведения.

     Весь  путь от отправителя информации до ее получателя называется каналом коммуникации (имеется в виду как физическая, так и социальная среда). Следует  отличать каналы от различных средств, используемых при передаче информации. В качестве таких средств выступают  письменные документы, сообщения по телефону, радио, телевидению и т. д. Передача информации может быть осуществлена и непосредственным образом - когда  участники коммуникации взаимодействуют  на основе устной речи лицом к лицу.

     Подчеркнем, что роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отправители  информации) и пассивные (получатели информации). Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпретировать информацию. Кроме того, отправитель  информации и ее получатель могут меняться своими ролями в ходе коммуникационного процесса.

     Одна  из первейших проблем, с которыми встречается каждый коммуникатор, заключается  в необходимости привлечь внимание реципиента к предстоящему сообщению. Можно назвать две очевидные  характеристики коммуникации, позволяющие  удерживать внимание получателя информации. Это новизна и значимость для  него данного сообщения. Таким образом, коммуникатору важно иметь ясное  представление о том круге  сведений, которым располагает будущий  адресат информации, и об иерархии его ценностных ориентации.

     Для адекватного понимания какого-либо сообщения необходима определенная общность "тезаурусов" отправителя  информации и ее получателя. В данном случае под тезаурусом понимается вся совокупность информации, которой располагает данный человек. Большие различия в запасе и характере информации препятствуют эффективным коммуникациям. Так, известно, что члены каждой профессиональной группы имеют свой специфический язык, широко используемый в практике их трудовой деятельности. С одной стороны, наличие такого языка помогает специалистам быстрее обмениваться информацией друг с другом, с другой стороны, использование ими элементов своего профессионального жаргона в общении с представителями других профессиональных групп отрицательно сказывается на взаимопонимании участников данных коммуникаций.

     Эффект  коммуникации зависит также от ряда социально-психологических факторов, сопутствующих процессу передачи и  восприятия информации. [8; c.72]

     Эффективным коммуникациям в производственном коллективе могут препятствовать различные  помехи. Иногда отправитель информации неправильно ее кодирует, например, выражает свое сообщение несоответствующими словами. Процесс передачи информации также может сопровождаться помехами, в итоге чего информация поступает  к получателю в искаженном виде. Это бывает, например, тогда, когда  информация проходит через большое  число иерархических уровней  организации. По данным американских авторов, в устном сообщении при каждой последующей передаче теряется около 30% информации. Отметим, наконец, что  человек, которому адресована информация, может просто ее неправильно понять.

     Западные  исследователи уделяют много  внимания рассмотрению различных барьеров на пути коммуникаций в организациях (К. Роджерс, Ф. Ротлисбергер). Так, когда речь идет о коммуникациях "лицом к лицу", главным барьером называют тенденцию к преждевременной оценке сообщения, его одобрению или неодобрению, вместо того чтобы сохранять нейтральную позицию в процессе обмена мнениями. К возможным барьерам, препятствующим эффективным коммуникациям, относят также различия в образовании, опыте, мотивации и другие.

     При рассмотрении путей информации в  социальной среде различают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) каналы. Формальные каналы установлены  административно в соответствии с должностной организационной  структурой производственного коллектива. Они связывают людей в этой структуре как по вертикали, так и по горизонтали.

     К неформальным каналам коммуникаций относятся все те, которые не совпадают  с официально установленными. Можно выделить две основные причины, побуждающие работников использовать неформальные каналы:

     потребность членов организации в социальных контактах, которая в пределах системы  официальных коммуникаций никогда  не удовлетворяется полностью;

     низкая  эффективность отдельных элементов  официальной системы.

     Вывод: Эффективность процесса взаимодействия субъекта и объекта управления в значительной степени зависит от того, насколько адекватно они понимают друг друга. Характер взаимодействия людей и те социальные роли, которые они выполняют, входят в число важнейших факторов, обусловливающих познание человека человеком. При этом для каждого из взаимодействующих лиц в своих партнерах по деятельности важны, прежде всего, те компоненты их облика и поведения, которые наиболее значимы для достижения целей совместной деятельности. Контакты между субъектом и объектом управления как членами производственного коллектива сопровождаются процессами межличностной перцепции.  

 

      3. Принцип обратной связи 

     В механизме социального управления фундаментальная роль принадлежит принципу обратной связи: там, где этот принцип нарушается или вообще отсутствует, там отсутствуют или искажаются результаты социального управления. В общей форме данный принцип гласит: в любом взаимодействии источник (субъект информации и управления) и приемник (объект информации и управления) неизбежно меняются местами. Следовательно, и в процессе социального управления происходит обратное влияние объекта управления на его субъект. Далее, принцип обратной связи предполагает в качестве необходимого момента обмен информацией. Значит, социальное управление - это информационный процесс с обратной связью. В принципе обратной связи осуществляется информационное воздействие объекта управления на его субъект. В обществе этот принцип действует непрерывно, поскольку ответные действия управляемой системы влияют на динамику управленческих актов управляющей системы, постоянно учитывающей вновь поступающую информацию. При этом важно помнить о том, что здесь субъект и объект управления на какое-то время как бы меняются ролями. Полководец, командуя армией, является субъектом управления, но он действует на основе информации, получаемой от подчиненных - разведки и т.д. И в этом случае он уже выступает не только как субъект, но и объект управления. В свою очередь объект управления, например, офицер, получая то или иное управленческое решение полководца, в процессе его исполнения действует как субъект управления. Таким образом, субъект и объект управления выполняют двойную - субъектно-объектную функцию. [ 3, c. 154]

     Основное  звено в структуре управления - выработка и исполнение управленческих решений. И здесь важным принципом  является принцип оптимальности, означающий, что при выработке управленческого решения необходимо учитывать максимум возможных вариантов его исполнения и выбирать те из них, которые наиболее полно обеспечивали бы достижение поставленных целей. Следовательно, управленческое решение вырабатывается субъектом с ориентацией на объект управления, на учет его потребностей и интересов, а также его реальных возможностей и условий превращения этих возможностей в действительное исполнение решения. В сфере государственного управления без достаточного научно обоснованного знания потребностей народа принцип оптимальности теряет свою эффективность.

     Характер  социального управления в современных  условиях предъявляет к субъекту управления требование повышенной ответственности за принятие управленческих решений, что обуславливается как масштабностью управленческих воздействий, так и сложностью структурной организации объекта управления.

     Итак, социальное управление - это основанное на принципе обратной связи целенаправленное или стихийное воздействие на элементы общества как целостной системы для ее оптимально организованного функционирования и развития.

     Принципы  социально-политического управления обществом изменяются в зависимости  от характера общественного строя, от форм государственной власти. Они, например, могут быть жестко детерминированными, когда управляющее воздействие стремится однозначно “программировать” поведение “адресата”, и, так сказать, мягко детерминированными, когда управленческая программа предполагает относительно широкий спектр возможных видов и форм поведения объектов управления. Однако в истории редко встречаются жесткие и мягкие принципы в “чистом” виде: управление в социальных системах, как правило, так или иначе, сочетает в себе оба эти принципа. Наиболее парадоксально они сочетаются в системах, в которых осуществляется механизм стихийного управления, что очень четко видно на примере рынка, где действует “невидимая рука”, о которой писал А. Смит. С одной стороны, эта “рука” направляет свободную игру стихийных сил, допуская гибкость, податливость конкурирующих сторон, а с другой - диктует жесткие и безжалостные правила игры, неумолимые, как судьба.

     В качестве примера действия исключительно  жесткого принципа социального управления можно сослаться на деспотические  режимы, крайней формой выражения  которых стал фашизм. Отличительной особенностью последнего по сравнению, скажем, с режимом военной диктатуры является, с одной стороны, привлечение на свою сторону населения с помощью всевозможных мифов, антинаучных, утопических идей, лозунгов, сулящих “рай в грядущем”, а с другой - применение утонченных и изощренных форм насилия, борьбы с инакомыслящими, массового террора, возведенного в ранг государственной политики. Вся система управления фашистского государства ориентирована на использование людей для блага правящей элиты или даже одного человека - фюрера, служение которому возведено, по существу, на уровень религиозного культа. Апологеты фашизма утверждали, что в государстве не существует больше свободного состояния мысли: имеются лишь мысли правильные и мысли, подлежащие истреблению. [ 3, c.168]

Информация о работе Упраленческое общение