Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:31, реферат
Задачи:
•изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;
•определение основных тенденций развития управленческих процессов;
•анализ механизмов прямой и обратной связей объекта и субъекта управления.
Объектом курсовой работы является взаимосвязь объекта и субъекта управления, механизмы прямой и обратной связи.
Предметом же выступает управленческое общение и коммуникации в процессе управленческой деятельности.
Целью данной работы является анализ взаимосвязи объекта и субъекта управления, а также выявление основных механизмов прямой и обратной связи.
Введение
1. Понятие управленческого общения
2. Управление как совокупность взаимодействующих элементов.
2.1 Важнейшие элементы управленческого процесса
2.2 Взаимодействие объекта и субъекта управления
3. Принцип обратной связи
Заключение
Список литературы
Приложение
Интенсивность команд и обратной связи зависит от вида и характера субъекта и объекта управления. Командная информация подается в целях достижения определенных поставленных целей, решения задач. Получение результата, естественно, зависит прежде всего от качества, способа подачи информации, что в сущности и составляет основу методов управления, их многообразия, классификации по критериям и признакам.
Совместная деятельность людей предполагает контакты между ними и обмен необходимой информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут достигать своих целей. Любая организация, в том числе и на уровне малой группы, обязательно имеет соответствующую систему коммуникаций (связей), которая обеспечивает обмен информацией между ее членами.
Для осуществления любой коммуникации необходимы как минимум два человека - отправитель информации (коммуникатор) и ее получатель (коммуникант, или реципиент). Отметим, что вся деятельность по управлению любым трудовым коллективом представляет собой не что иное, как постоянные коммуникационные акты, участниками которых являются его члены.
В
соответствии с основными функциями
современного производственного коллектива
можно назвать следующие
решение официальных задач коллектива в сфере производственной или общественно-политической деятельности;
удовлетворение социальных потребностей его членов (в общении, в привязанности, в информации и т. д.).
Исходя
из направления потока информации в
организации, различают коммуникации
нисходящие - направленные "сверху вниз"
(от руководителей к подчиненным),
восходящие - направленные "снизу
вверх" (от подчиненных к руководителям),
и горизонтальные - осуществляемые
между членами трудового
Совокупность горизонтальных и вертикальных связей образует пирамиду коммуникаций, на вершине которой находится руководитель наивысшего (в данной организации) ранга, а в основании – рядовые работники, не имеющие подчиненных. В зависимости от количества управленческих уровней выделяются "высокие" или "плоские" пирамиды коммуникаций.
Взаимодействие субъекта и объекта управления осуществляется посредством вертикальных коммуникаций (нисходящих и восходящих), которые мы и будем рассматривать далее.
При изучении коммуникаций в организации обычно исходят из модели К. Шеннона, в соответствии с которой можно выделить следующие основные элементы коммуникационной цепи:
источник информации;
передатчик;
приемник;
получат ель информации.
Рассмотрим основные элементы коммуникационной цепи применительно к организациям.
Преобразование данных в те или иные сигналы производится отправителем информации посредством передатчика, в роли которого могут выступать биологические органы (например, голосовые связки) или технические устройства (например, автоматическое электротабло).
Эти
сигналы поступают к приемнику,
который, как и передатчик, представляет
собой биологический орган или
техническое устройство с функцией
декодирования полученного
Коммуникационную цепь замыкает получатель информации (реципиент) - лицо или группа лиц, учитывающих так или иначе в своей деятельности полученные сведения.
Весь путь от отправителя информации до ее получателя называется каналом коммуникации (имеется в виду как физическая, так и социальная среда). Следует отличать каналы от различных средств, используемых при передаче информации. В качестве таких средств выступают письменные документы, сообщения по телефону, радио, телевидению и т. д. Передача информации может быть осуществлена и непосредственным образом - когда участники коммуникации взаимодействуют на основе устной речи лицом к лицу.
Подчеркнем,
что роли участников коммуникации нельзя
разделить на активные (отправители
информации) и пассивные (получатели
информации). Последние также должны
проявлять определенную активность,
чтобы адекватно
Одна
из первейших проблем, с которыми
встречается каждый коммуникатор, заключается
в необходимости привлечь внимание
реципиента к предстоящему сообщению.
Можно назвать две очевидные
характеристики коммуникации, позволяющие
удерживать внимание получателя информации.
Это новизна и значимость для
него данного сообщения. Таким образом,
коммуникатору важно иметь
Для
адекватного понимания какого-
Эффект
коммуникации зависит также от ряда
социально-психологических
Эффективным
коммуникациям в
Западные исследователи уделяют много внимания рассмотрению различных барьеров на пути коммуникаций в организациях (К. Роджерс, Ф. Ротлисбергер). Так, когда речь идет о коммуникациях "лицом к лицу", главным барьером называют тенденцию к преждевременной оценке сообщения, его одобрению или неодобрению, вместо того чтобы сохранять нейтральную позицию в процессе обмена мнениями. К возможным барьерам, препятствующим эффективным коммуникациям, относят также различия в образовании, опыте, мотивации и другие.
При рассмотрении путей информации в социальной среде различают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) каналы. Формальные каналы установлены административно в соответствии с должностной организационной структурой производственного коллектива. Они связывают людей в этой структуре как по вертикали, так и по горизонтали.
К неформальным каналам коммуникаций относятся все те, которые не совпадают с официально установленными. Можно выделить две основные причины, побуждающие работников использовать неформальные каналы:
потребность членов организации в социальных контактах, которая в пределах системы официальных коммуникаций никогда не удовлетворяется полностью;
низкая
эффективность отдельных
Вывод:
Эффективность процесса взаимодействия
субъекта и объекта управления в значительной
степени зависит от того, насколько адекватно
они понимают друг друга. Характер взаимодействия
людей и те социальные роли, которые они
выполняют, входят в число важнейших факторов,
обусловливающих познание человека человеком.
При этом для каждого из взаимодействующих
лиц в своих партнерах по деятельности
важны, прежде всего, те компоненты их
облика и поведения, которые наиболее
значимы для достижения целей совместной
деятельности. Контакты между субъектом
и объектом управления как членами производственного
коллектива сопровождаются процессами
межличностной перцепции.
3. Принцип обратной
связи
В
механизме социального
Основное звено в структуре управления - выработка и исполнение управленческих решений. И здесь важным принципом является принцип оптимальности, означающий, что при выработке управленческого решения необходимо учитывать максимум возможных вариантов его исполнения и выбирать те из них, которые наиболее полно обеспечивали бы достижение поставленных целей. Следовательно, управленческое решение вырабатывается субъектом с ориентацией на объект управления, на учет его потребностей и интересов, а также его реальных возможностей и условий превращения этих возможностей в действительное исполнение решения. В сфере государственного управления без достаточного научно обоснованного знания потребностей народа принцип оптимальности теряет свою эффективность.
Характер социального управления в современных условиях предъявляет к субъекту управления требование повышенной ответственности за принятие управленческих решений, что обуславливается как масштабностью управленческих воздействий, так и сложностью структурной организации объекта управления.
Итак, социальное управление - это основанное на принципе обратной связи целенаправленное или стихийное воздействие на элементы общества как целостной системы для ее оптимально организованного функционирования и развития.
Принципы
социально-политического
В качестве примера действия исключительно жесткого принципа социального управления можно сослаться на деспотические режимы, крайней формой выражения которых стал фашизм. Отличительной особенностью последнего по сравнению, скажем, с режимом военной диктатуры является, с одной стороны, привлечение на свою сторону населения с помощью всевозможных мифов, антинаучных, утопических идей, лозунгов, сулящих “рай в грядущем”, а с другой - применение утонченных и изощренных форм насилия, борьбы с инакомыслящими, массового террора, возведенного в ранг государственной политики. Вся система управления фашистского государства ориентирована на использование людей для блага правящей элиты или даже одного человека - фюрера, служение которому возведено, по существу, на уровень религиозного культа. Апологеты фашизма утверждали, что в государстве не существует больше свободного состояния мысли: имеются лишь мысли правильные и мысли, подлежащие истреблению. [ 3, c.168]