Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:39, реферат
Руководители и собственники современных предприятий уже давно поняли, что экономический успех зависит не только от наличия сырья, доступных инвестиций и эффективных технологий, но и управленческого ресурса - новых технологий управления. Одной из таких технологий является организация управления предприятием посредством создания высокоэффективных управленческих команд.
Введение 3
Управленческая команда, ее признаки и виды 4
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Предложена интегративная модель процесса формирования команд, которая включает описание характеристик задачи, рабочей структуры, индивидуальных характеристик, командных характеристик, командных процессов, процессов формирования команд, изменений в команде, командной деятельности, индивидуальных изменений. Показатели модели на входе (зависимые) включают индивидуальные и командные характеристики (в том числе физические и финансовые ресурсы), характеристики задачи, над которыми команда работает, и способ структурирования работы.
Под
внутренним процессом в модели понимается
то, как члены команды
Непосредственные результаты на выходе — количество и качество произведенной продукции и осуществленных услуг как показателей командной деятельности. Существуют также и другие результаты, к которым могут быть отнесены командные изменения (например, появление новых норм) и индивидуальные изменения (например, приобретение новых знаний, умений, навыков), которые в свою очередь могут влиять на улучшение командной деятельности.
Формирование команды — один из уровней организационного консультирования. Существует три уровня проведения процессов формирования команд:
1)
индивидуальное
2)
непосредственно формирование
3)
построение межкомандных
Для проведения процесса формирования команды необходимо воспользоваться услугами консультантов, специализирующихся на осуществлении деятельности такого рода. Задача консультанта — помочь группе понять собственные процессы, развивая и совершенствуя групповые навыки и умения.
Убедиться,
что команда нуждается в
1. Неограниченное господство лидера;
2. Воюющие подгруппы;
3. Неравное участие и неэффективное использование групповых ресурсов;
4. Жесткие нефункциональные групповые нормы и процедуры;
5. Наличие ригидных защитных позиций;
6. Отсутствие творчества при решении проблем;
7. Ограниченная коммуникация;
8. Разногласия и потенциальные конфликты.
Эти условия снижают способность команды работать вместе по коллективному разрешению проблемных ситуаций.
Различают четыре основных подхода к формированию команды:
1.
Целеполагающий подход (основанный
на целях) — позволяет членам
группы лучше ориентироваться
в процессах выбора и
2.
Межличностный подход (интерперсональный)
— сфокусирован на улучшении
межличностных отношений в
3. Ролевой подход — проведение дискуссии и переговоров среди членов команды относительно их ролей; предполагается, что роли членов команды частично перекрываются. Командное поведение может быть изменено в результате изменения их исполнения, а также индивидуального восприятия ролей.
4.
Проблемно-ориентированный
Можно выделить два типа команд:
специфические
— только появившиеся, заново созданные
благодаря организационным
Как правило, формирование команд протекает по четырем направлениям:
достижение выполнение задачи;
командные взаимоотношения;
командные процессы формирования команды.
Выделяют также следующие стадии:
диагностика групповых проблем;
мониторинг и оценивание результатов.
Кратко рассмотрим способы реализации каждой стадии в процессе формирования команд.
1.
Вход в рабочую группу. Цель
— сбор данных и проведение
диагностики: встреча
Однако главная цель формирования команды — самостоятельное управление и преодоление своих проблем. Этот процесс может реализовываться не сразу, а в течение длительного времени.
Нередко команде препятствует эффективно работать само руководство менеджер. Если же оно (руководство) не осознает этого, то ситуация становится особенно трудной, пока члены команды не вступают в конфронтацию с ним. Если эта проблема в процессе формирования команды не решается ( избегается), то сам процесс будет совершенно бесполезен, поскольку главная проблема тщательно замалчивается.
Возможна и другая ситуация. Консультант четко определяет, готовы ли члены команды к конструктивному диалогу с их руководством. Если команда не доверяет ему и боится карательных санкций за критические замечания в адрес администрации, то, естественно, необходима дополнительная работа — обсуждение сначала более безопасных для команды проблем, а затем — и острых. Как только будет достигнут необходимый уровень доверия, формальный руководитель может включиться в процесс.
2.
Диагностика групповых проблем.
В ходе совместной работы определяются самые важные (актуальные) командные проблемы, и группа может достичь нового равновесного состояния, которое устанавливает более высокий уровень личного участия и общекомандного климата.
3.
Подготовка решений и
При четком определении проблемы решение вырабатывается в ходе установления консенсуса и отбора одного более способов выполнения.
4.
Выполнение плана действий (активный
процесс). Цель — достижение
Группа критикует свою эффективность, анализирует свой способ действия по осуществлению командной задачи и пытается выработать стратегию для улучшения своей деятельности. Общая задача таких встреч — ответ на вопрос: «Как нам изменить себя, чтобы команда более эффективно функционировала?»
В активной стадии процесса формирования команды выделяются четыре основные цели:
- изменение набора целей приоритетов;
- анализ и распределение способа работы;
- анализ норм, способа принятия решений, коммуникаций;
- определение взаимосвязей между людьми, выполняющими работу.
Продолжительность таких встреч от одного до трех дней. Встречи должны проходить вне рабочего места. Для ситуативной диагностики актуальных проблем консультант проводит интервью с лидером, а также с каждым членом группы перед встречей. Консультант может задавать вопросы типа: «Что думают члены команды о групповом функционировании и какие существуют проблемы и препятствия на пути повышения производительности команды?»
На основании полученной информации консультант готовит программу обучения с применением активных форм работы, направленную на осознание группой актуальной ситуации, возникающих проблем, возможных способов их решения.
Такая
совместная деятельность способствует
возникновению чувства «
5.
Мониторинг и оценивание
Формирование команды влияет на эффективность всей последующей ее деятельности: руководство и качество принятия решений улучшаются; изменяется командная субкультура (обычно — в сторону большей открытости); появляются напористость в отстаивании своей позиции, кооперация между всеми членами команды [3].
Для эффективного управления предприятием необходима управленческая команда. Жесткая административная система, так хорошо себя зарекомендовавшая в управлении крупными индустриальными предприятиями, сегодня оказывается мало применима, так как условия рынка очень стремительно меняются.
Однако выстраивание командных отношений между руководителями предприятия - сложный процесс. Идею создания управленческих команд приветствуют почти все, кто, так или иначе, связан с теорией и практикой управления. Но, вместе с тем, существуют факторы, препятствующие распространению командных форм управления.
Почти
все организации наделяют менеджеров
различных уровней
Управленческая
команда стремительно внедряется в
организации и предприятия, она
изучается, исследуется еще работа,
определяются основные принципы её функционирования.
Основной:
1. Субботина М.В. Технология формирования управленческой команды // Справочник по управлению персоналом. – 2004. - № 3. – С.64 – 75.
2. Комаров Е.И. Конкуренция управленческих команд [Текст] / Е.И. Комаров, В.А. Быков // Федеративные отношения и региональная социально – экономическая политика. – 2006. – С. 43 – 48.