Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 14:47, реферат
Основные компоненты управленческой культуры руководителя образовательного учреждения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование управленческой культуры руководителей образовательных учреждений обусловлено объективной необходимостью интенсивного изменения педагогических систем, что требует постоянного анализа процессов, происходящих в школе с точки зрения нового управленческого сознания и мышления. Современная стратегия обновления образования является органичной частью общественного развития. Осуществление реформ, переход к рыночным отношениям, критика авторитарных методов, большое количество новой информации о зарубежном опыте и необходимость ее творческой переработки требует поиска национальной модели управления и ответа на вопрос, каким должен быть современный руководитель.
Школа становится более многообразной, открытой и гибкой, меняется содержание и формы ее работы, поэтому руководители образовательных учреждений могут в полной мере реализовать свободу творческой деятельности.
Следуя общественным требованиям, руководитель должен видеть стратегические проблемы, создавать новые концепции, позволяющие обновлять содержание образования, развивать инициативу и творчество педагогов.
Современный руководитель может эффективно решать педагогические задачи, если обладает достаточным уровнем научных знаний по управлению, обоснованно планирует, организует, мотивирует и контролирует работу педагогического коллектива. Для результативного руководства педагогической системой необходима управленческая культура, которая предполагает осознание и осмысление опыта управленческой деятельности. В практике работы школ выявлены многочисленные случаи, когда анализ основного и обеспечивающего процессов, постановка целей образовательного учреждения, создание организационных структурных подразделений, разработка системы оценки и контроля педагогического коллектива ведется без использования предлагаемых наукой методов, без учета особенностей образовательного учреждения, с ориентацией на прежний опыт.
В ситуации, обусловленной вариативностью учебного процесса и повышенной неопределенности, эффективность управления зависит от качества самоанализа, самокоррекции, самоконтроля. Традиционное представление о профессионально-педагогической культуре, связанной в основном с выполнением норм и правил деятельности, теряет свою силу, большую значимость приобретают знания, идеи, концепции, выступающие в виде управленческо - педагогических ценностей, что диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Изменение требований к работе директора школы - менеджера вызывает потребность в модели личности руководителя, эффективно управляющего педагогическим процессом. Система профессиональной подготовки менеджеров сферы образования существует в нашей стране около шести лет, но большинство директоров реально повышает профессиональную компетентность через самообразование и курсы повышения квалификации. Результаты анкетирования руководителей общеобразовательных школ показывают, что есть запрос на получение новых знаний по научному управлению педагогической системой, а достижение прогнозируемых целей с наименьшими эмоциональными и физическими затратами возможно при условии сформированности профессионально значимых умений и специальных личностных качеств.
1.1. Основные компоненты управленческой культуры руководителя образовательного учреждения.
Для реализации
принятых решений необходим
По своей природе организаторская деятельность
человека — деятельность практическая,
основанная на оперативном использовании
психолого-педагогических знаний в конкретных
ситуациях. Постоянное взаимодействие
с коллегами, учащимися придает организаторской
деятельности определенную личностно-ориентированную
направленность. В плане совершенствования
организаторской деятельности руководителя
школы могут быть использованы многие
идеи внутришкольного менеджмента, такие,
как организация межличностного взаимодействия,
психология разрешения конфликтов, система
подготовки школьных менеджеров и др.
Управленческая
культура людей, занятых в
Управленческая культура руководителя школы представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой. Компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя школы образован совокупностью управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современной школой. В процессе управленческой деятельности руководитель школы усваивает новые теории и концепции управления, овладевает умениями и навыками, и в зависимости от степени их приложения в практической деятельности они оцениваются им как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции и выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей.
Технологический компонент управленческой культуры директора школы включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология внутришкольного управления предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса. Уровень управленческой культуры директора школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.
Личностно-творческий
компонент управленческой культуры
директора школы раскрывает управление
педагогическими системами как творческий
акт. При всей заданности, алгоритмичности
управления деятельность руководителя
школы является творческой. Осваивая ценности
и технологии управления, руководитель-менеджер
преобразует, интерпретирует их, что определяется
как личностными особенностями руководителя,
так и особенностями объекта управления.
Становится очевидным, что управление
педагогическими системами является сферой
приложения и реализации способностей
личности. В управленческой деятельности
директор школы самореализуется как личность,
как руководитель, организатор и воспитатель.
1.2. Основные функциональные обязанности руководителей общеобразовательной школы. Документы, в которых определены обязанности должностных лиц.
Управление учебным заведением осуществляют директор и его заместители, функциональные обязанности, порядок назначения или избрания которых определяется Уставом общеобразовательной школы или другого учебного заведения. Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, как правило имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающему необходимыми организаторскими способностями.
В самом общем виде функциональные обязанности директора школы определены Типовым положением об общеобразовательном учебном учреждении, на основании которого каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает свой Устав.
Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:
несет ответственность
перед государством и
представляет
интересы учебного заведения
в государственных и
создает необходимые
условия для организации
проводит
подбор заместителей директора,
принимает
на работу и увольняет
организует
в установленном порядке
по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;
создает условия
для творческого роста
несет ответственность
за свою деятельность перед
соответствующим органом
Указанные функциональные
обязанности директора школы
существенно дополняются в
Руководство отдельными направлениями работы в школе возлагается на заместителей директора: заместителей по учебно-воспитательной работе, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместителей директора школы по научно-исследовательской работе, заместителя по профильным классам или по классам с углубленным изучением отдельных предметов, заместителя или помощника директора школы по хозяйственной части.
Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и государственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой в школе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению педагогической культуры. Обязанности заместителей директора школы определены в Уставе школы, где обосновывается, в свою очередь, распределение функциональных обязанностей между несколькими заместителями по учебно-воспитательной работе.
В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной работы (на правах заместителя директора школы) входит установление связей с учреждениями дополнительного образования - дворцами и домами детского творчества, станциями юных натуралистов, юных техников, клубами, другими детскими объединениями; работа с классными руководителями по совершенствованию содержания, форм и методов внеклассной воспитательной работы, оказание им методической помощи, организация работы с учащимися по месту жительства, оказание помощи и поддержки детским общественным организациям, действующим в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.
В последние годы в новых типах школ - гимназиях, лицеях и др. по решению совета школы могут вводиться должности заместителей директора школы по новым перспективным направлениям работы. Например, заместитель директора по научной работе устанавливает контакты с учеными, преподавателями вузов, научными центрами для организации научных исследований в школах, привлечению их к педагогической работе в школе; привлекает учителей своей школы к участию в опытно-экспериментальной работе и др. Заместитель директора школы по коммерции (завуч-координатор) устанавливает связи со спонсорами, шефами, определяет источник внебюджетного финансирования и др. В некоторых, как правило больших или специализированных, школах может быть введена должность заместителя директора по социально-педагогической реабилитации, который организует, контролирует и анализирует работу классов выравнивания, педагогической коррекции, адаптации.
Эффективность
управленческой деятельности директора
во многом зависит от целесообразности,
четкости распределения прав и обязанностей
представителей администрации школы.
По мере необходимости директор школы
проводит инструктивные или оперативные
совещания, в определенные дни проводит
совещания при директоре, заседания педагогических
советов и др.
Информация о работе Управленческая культура руководителей образовательных учреждений