Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:12, реферат
Научная организация труда (НОТ) – совершенствование организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда.
В то время как характерной чертой западноевропейской модели менеджмента является стремление к формированию социально ориентированной экономики, в Советской России в поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие: 1) введение рабочего контроля; 2) создание Высшего совета народного хозяйства; 3) образование местных органов экономического управления.
В период новой экономической политики с позиций управления выделялось три уровня – высший, средний, низший.
В конце 1942 г. Канторович пишет книгу «Экономический расчет наилучшего использования ресурсов», которая вышла в свет только через 18 лет. Позднее Канторович расширил сферу применения линейного программирования, сформулировав задачи отраслевого и народнохозяйственного оптимального планирования для условий социалистической экономики.
В 30–40-е
гг. в нашей стране экономико-математические
исследования проводились также В.В. Новожиловым,
С.Г. Струмилиным,
В.В. Новожилов
(1892–1970 гг.), российский экономист, доктор
экономических наук. Основные труды
в области статистики, экономики
промышленности, оптимального планирования
и использования экономико-
В.С. Немчинов
(1894–1964 гг.), российский экономист и
статистик, академик АН СССР (1946 г.). Основные
труды по статистике, методологии
изучения производительности труда, разработке
моделей планового хозяйства. Лауреат
Государственной премии СССР (1946 г.),
Ленинской премии (1965 г., посмертно).
В 1958 г. Немчинов возглавил первую в
стране Лабораторию экономико-
Необходимость развития управления производством как самостоятельной науки в СССР ставилась многими авторами уже в 1962–1963 гг. Ко второй половине 60-х гг. относится выход в свет наиболее крупных монографий по теоретическим проблемам управления социалистическим производством, в которых авторы стремились выяснить социально-экономическую природу управления производством в системе социалистических производственных отношений (работы А.А. Годунова, В.И. Ольгина-Нестерова, А.С. Петрова).
В результате
реформы управления экономикой страны
(1965 г.) в системе внутризаводского
планирования предприятий произошли
большие изменения. В частности,
был осуществлен ряд мер по
улучшению системы оплаты труда.
С этой целью на предприятиях были
образованы три фонда экономического
стимулирования: фонд материального
поощрения, фонд социально-культурных
мероприятий и жилищного
В 1965–1966 гг.
состоялось более 30 отраслевых и региональных
научно-технических
В конце 1950-х
годов была опубликована монография
академика Афанасьева В.Г. «Об интенсификации
развития социалистического
Отрицание
интенсификации как «буржуазного метода
выжимания пота» сыграло
К концу 1960-х годов явственно обозначился принципиальный отход от основных идей реформы. Ее сторонники так и не сумели органично дополнить курс на рыночное хозяйствование преобразованиями в области форм собственности на средства производства и форм централизованного управления экономикой. Как справедливо отмечал Лацис О., интересы предприятия по-прежнему, в общем-то, игнорировались, несмотря на разговоры о «повышении заинтересованности» (По-новому взглянуть(размышления экономиста)// Коммунист. 1986, № 12. С.33). Ставка, как и прежде, делалась не на то, чтобы по-новому формировать интересы предприятий, а на то, чтобы более надежно принуждать их действовать вопреки своим интересам. По-прежнему считалось, что единственным адекватным выразителем общенародных интересов является вырабатываемый центром народнохозяйственный план, который предприятия, «не рассуждая», обязаны выполнять и в зависимости от выполнения которого оценивалась и стимулировалась их деятельность. В этой схеме управленческих отношений «начисто» отсутствовал потребитель, запросы которого находились на обочине механизма реформ. Исключив же из сферы управления потребителя, реформа создавала благоприятные условия для атрофии принципа материальной заинтересованности производителей в конечных результатах труда.
Концептуальная недоработанность реформы, в конечном счете, привела к тому, что ее идеологи вскоре были вынуждены очистить поле боя под дружным напором последовательных представителей социалистического учения, «не поступавшихся великими принципами».
В науке преобладали представления, генеалогически родственные воззрениям ученых 1930–1950-х годов, предостережения об опасности ослабления централизма и подрыва устоев социализма. Естественно, что подобные, бурно прогрессировавшие в 1970-е годы трактовки «вытравливали» сам дух реформы 1960-х годов, закладывали основы для быстрого восстановления традиционной административной систе мы управления. «Именно благодаря административному руководству в масштабах всего народного хозяйства, – писали, например, Д. Валовой и Г. Лапшина, – удается наиболее рационально сочетать личные, коллективные и общественные интересы, преодолевать существующие между ними неантагонистические противоречия» («Социализм и товарные отношения». М., 1972. С.87). Реформаторские взгляды и намерения «товарников» были подвергнуты резкой критике в работах Бачурина А., Еремина А., Моисеенко Н., Попова М. и многих других авторов. Суть развиваемого ими научного направления сводилась к необходимости постоянного наращивания планового централизованного начала в управлении экономикой. Именно это направление стало, по существу, парадигмой в науке управления 1970-х – первой половины 1980?х гг. Отстаивая тезис о несовместимости рынка и социализма, сторонники этой парадигмы все недостатки хозяйственной практики связывали с неразвитостью «непосредственно общественных отношений», с недостаточно твердо проводимым в жизнь централизмом. Таким образом, и вторая (после НЭПа) попытка демонтажа административной системы управления потерпела фиаско.
В начале 70-х гг. произошло заметное ухудшение всех экономических показателей, снизились реальные доходы на душу населения.
Причинами, не позволившими добиться ожидаемых результатов от реформы 1965 г., являются следующие: снижение самостоятельности предприятий; планирование «от достигнутого уровня» и частое внесение изменений в планы предприятий; использование затратного принципа ценообразования, основанного на индивидуальных затратах предприятий, и т.д.
Экономическая
реформа 1979 г. касалась улучшения планирования.
В частности, для измерения объемов
производства показатель «реализованной
продукции» был заменен на показатель
«чистой (нормативной) продукции», исключавший
повторный счет прошлого труда. Рост
производительности труда, норматив заработной
платы на 1 рубль продукции
В 1970–1980-е
годы были созданы творческие научные
коллективы, избравшие предметом
своих научных интересов
Было налажено
переиздание и издание
К концу 1980-х
годов над социализмом нависла
серьезная опасность, которая проявлялась
в перманентных митингах и демонстрациях.
Партийно-государственная