Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:37, реферат
Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский, В.Н. Татищев и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности -- министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления.
«Известные законодательные акты Петра I регулировали различные сферы деятельности государства. Издание указов, регламентов, инструкций и контроль за их исполнением - не что иное, как государственный менеджмент эпохи Петра I.[4]»
Можно выделить появившиеся в этот период управленские идеи И.Т. Посошкова (1652-1726). К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное.
Под первым он подразумевал богатство государства (казны) и народа, а под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой исходили из решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.
Первая четверть 18 века была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро, так и на микроуровне.
Созданная Петром I система управления имела необратимый характер.
Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689 - 1740). Последовательным идеологом крепостничества был В Н. Татищев (1686 - 1750).
В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой.
Он считал, что государство должно не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.
Во второй половине 18 века управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины П. В целях совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи».
Фактическим руководителем внутренней политики с начала 1750-х годов был П.И.Шувалов, с деятельностью которого связана отмена внутренних таможен и организация внешней торговли (1753)
В годы правления Екатерины II в России было учреждено «Вольное экономическое общество» (1765), начато «генеральное межевание» для упорядочивания помещичьего землевладения.
Екатерина II созвала Комиссию об Уложении и составила для нее наказ, широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей в части организацион ной деятельности.
К началу 19
века невозможность управления российским
государством старыми методами, необходимость
его преобразования осознавались и самой
высшей властью.
1.2 Управленческая мысль в 19 веке
Основные преобразования в управлении экономикой в начале 19 века произошли в период царствования Александра I (1777 - 1825). В 1860 году был издан манифест об учреждении министерств, которые строились на принципах единоличной власти и ответственности.
«Особая роль в развитии менеджмента в России отводится М. М. Сперанскому (1772 - 1839). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М. Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную, т.е. вопросы законодательства находились бы в ведении Государственной думы, вопросы суда - в ведении Сената, управление государством - в ведении министерств, ответственных перед Думой.[5]»
Целым ряд умеренно-либеральных
реформ, включая учреждение министерств
и кабинета министров, был принят
при правлении Александра 1. По его
предложению М.М. Сперанским был
разработан проект государственных
реформ, в числе которых «Записка
об устройстве судебных и правительственных
учреждений России» (1803). В 1809 году подготовил
план государственных
«Особое значение для общественного развития России имела, безусловно, крестьянская реформа 1861 года, отменившая крепостное право и положившая начало капиталистической формации в стране.[6]»
В 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которым утверждалось всесословное самоуправление.
1.3 Управленческая мысль в 20 веке
В начале 20 века
большая часть управленческих преобразований
происходила под руководством С.
Ю. Витте (1849—1915) и П. А. Столыпина (1862
- 1911). Программа реформ П.А. Столыпина
затрагивала все отрасли
Далеко не все
в России приветствовали развитие капитализма.
Русский экономист, социолог и публицист
В.П. Воронцов считал, что в России
нет условий для развития капитализма.
Становление русской
Советский менеджмент
берет отсчет с 7 ноября 1917 года. В
поисках некапиталистических
«Период военного
коммунизма характеризуется директивно-
В 20 веке развитие
организационной мысли в России
шло сложным путем. Этапы развития
отечественной системы
2.
Этапы научного
развития системы
управления в России
2.1 Зарождение отечественной науки управления
Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже 19 - 20 веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия 20 века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. Попытки реализовать принципы НОТ предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер.
Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны.
«Отечественная организационная наука возникла намного позже, чем на Западе. Смена государственного строя, войны и послевоенная разруха мешали развитию организационной науки. Ее развитие тормозила централизованная командная система управления народным хозяйством.[9]»
Следует отметить, что теоретические основы учения о трудовом действии появились в России раньше, чем в Америке и Европе. Формирование отечественной науки управления и организации труда разворачивалось в 20-е годы на фоне острой дискуссии вокруг системы Тейлора и вопросов НОТ.
«Отсутствие однозначного отношения к зарубежным теориям, дискуссии вокруг системы Тейлора, перераставшие во внутрипартийную и групповую борьбу по основным вопросам НОТ, - все это и многое другое свидетельствует о переходности данного периода.[10]»
«20-е годы - это, пожалуй, самый интересный и плодотворный период, когда отечественная наука управления создала теоретические концепции и практические методы, сопоставимые с лучшими зарубежными образцами. Ни до, ни после этого она уже не знала столь высокого подъема.[11]»
Короткий период в 10 - 15 лет дал нам подлинные образцы социологии эффективного управления, которые в последующие 50 лет не только не были развиты, но фактически полностью утрачены.
В те годы существовало около 10-ти научно-исследовательских институтов НОТ и управления, тысячи бюро, секций и лабораторий НОТ — первичных ячеек массового рационализаторского движения; по проблемам управления и НОТ выходило около 20-ти журналов.
«Как считают
современные исследователи, в это
время четко обозначились две
основные группы концепций управления:
организационно-технические и
В 20-е годы теоретические
основы науки управления, понимаемой
широко - от управления всем народным хозяйством
до руководства отдельным
Не менее яркими фигурами представлен и второй эшелон управленцев - Ф.Дунаевский, Н.Витке, П.Керженцев, А.Журавский, О.Ерманский, если к ним вообще применимо понятие «второго эшелона». Они проводили серьезные научные исследования, публиковали книги и статьи, возглавляли институты и комитеты, выступали пропагандистами нового стиля управления. Сюда можно причислить таких крупных психологов, занимающихся изучением профессионального отбора и человеческого фактора. Это В.Бехтерев, А.Кларк, А.Лурия. Практическими проблемами управления вплотную занимались видные политические деятели - В.Куйбышев, Н.Бухарин, Ф.Дзержинский.
Таким образом,
можно говорить о том, что зарождение
науки управления приобрело в 20-е
годы широкий общественно-
2.2 Дореформенная парадигма управления социалистическим производством
Концепция управления,
определявшая развитие теории и практики
управления социалистическим производством
в течение семи десятков лет, сформировалась
под воздействием марксистской парадигмы
экономического развития. Экономическим
фундаментом справедливого
«Интерпретация этой парадигмы в процессе построения социализма привела к созданию политизированной экономической теории, обосновывавшей необходимость концентрации производства, его монополизации на государственных предприятиях, закрытость народнохозяйственного комплекса страны.[13]»
В соответствии
с этим управленческая наука концентрировала
внимание на: формировании принципов
централизованного управления; разработке
методов прямого управления предприятиями
со стороны государства; обосновании
приоритета народнохозяйственных интересов;
определении границ и содержания
хозяйственной
Во второй половине
20 века в отечественной науке
управления проводились активные поиски
объективных основ управления социалистическим
производством, что привело к
формулированию ряда законов и закономерностей
управления. В то же время управление
экономикой строилось по типу одной
большой фабрики с
2.3 Новая парадигма управления в условиях переходного периода
Крутой поворот
в истории развития нашей страны
от социалистического хозяйства
к экономике рыночно-
Для этого должны быть соблюдены, по крайней мере два условия: реформы должны, во-первых, учитывать цели реформирования, особенности предшествующего развития и современного состояния экономики и управления; во-вторых, в их основу должно быть положено фундаментальное знание современных принципов и механизмов управления, принятых в мировом сообществе. Рассмотрим кратко основные положения новой парадигмы управления, сформулированной для переходных условий Российской Федерации.