Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:02, курсовая работа
Роль - это функция, нормативно-одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого занимающего данную должность. Конвенциональные роли - связаны с правами и обязанностями руководителя, исполнителя. Они во многом определены должностью, которую занимает лицо. Межличностные роли - основываются на соблюдении социальных норм поведения, но выполняется в зависимости от индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, вступающих в процесс общения.
Тема: Управленческая роль руководителя
Вопрос 1. Виды ролей руководителей.
Роль - это функция, нормативно-одобренный
образец поведения, ожидаемый от
каждого занимающего данную должность.
Конвенциональные роли - связаны с
правами и обязанностями
Классификация управленческих ролей
Управленческие роли
Содержание и характер деятельности руководителя, соответствующий данной роли.
1. Главный руководитель
Осуществляет работу социального и правового характера, осуществляет ходатайство от имени организации, имеет высокий статус.
2. Лидер
Осуществляет все действия в организации, отвечает за мотивацию подчиненных, подготовку и набор персонала
3. Связующее звено
Участвует в совещаниях за рамками предприятия, контактирует с деятельностью других организаций.
4. Приемник информации
Центр внутренней и внешней информации, поступившей в организацию, участвует в поездках, командировках; почта
5. Распространитель информации
Поставляет всем членам организации достоверную информацию для формирования взглядов на нее внутри, отсылает почту, осуществляет общение с подчиненными
6. Представитель
Он передает информацию во все внешние организации, является экспертом по всем вопросам, участвует в заседаниях, выступает устно и обращается через почту
7. Предприниматель
Участвует в создании новых идей, разрабатывает проекты по совершенствованию организации, строит стратегии развития, обсуждает управленческие вопросы
8. Устраняющий нарушения
Он отвечает за действия при неожиданных сбоях, решает проблемы и кризисы
9. Распределитель ресурсов
Принятие и одобрение всех управленческих решений по распределению ресурсов, участие в составлении бюджета.
10. Ведущий переговоры
Он отвечает за представительство организации во всех значимых переговорах
Вывод: эти роли принимают на себя руководители в разной степени, в разное время. Они взаимосвязаны. Все 10 управленческих ролей, вместевзятые, определяют содержание и объем работы руководителя, независимо от характера той или иной организации.
Вопрос 2. Содержание деятельности руководителя (менеджера).
Основная задача менеджера - постоянно руководить людьми в процессе их труда.
Цель управления людьми, вовлеченными в общий трудовой процесс - выполнение реальной работы и получение результатов.
Работа менеджера в современных организациях состоит в том, чтобы научить правильно руководить людьми. С изменением конкретной управленческой ситуации, менеджер должен четко знать реакцию подчиненных, он обязан прогнозировать как будут вести себя люди, но и не справедливо, с другой стороны, требовать от руководителя точное знание подчиненных. Он должен знать больше подчиненных. Важным является оценка подчиненных только по их поведению, а не по отношению к ним.
В силу особенностей поведения человеческой психики, люди часто говорят не то, что думают, поэтому информация иногда не является достоверной. Вот в чем сложность управления людьми в работе менеджера.
Успешность управления зависит
от того, насколько четкие формулировки
получают подчиненные от менеджера
и насколько подчиненные
Из существующих трудностей в управлении людьми является налаживание обратной связи.
Обратная связь - это информация, которая поступает от исполнителя. Она может быть положительной и отрицательной.
Подчиненные не всегда в состоянии
понять, что полученные ими результаты
не соответствуют тем требованиям,
которые соответствуют
Интерес - это форма удовлетворения
материальных потребностей человека и
положительное эмоциональное
Важная задача менеджеров - установление четких и ясных целей для исполнителей.
Вопрос 3. Принципы работы менеджера, руководителя с подчинёнными.
Руководитель в своей работе исходит и определённых принципов:
1. работник должен чётко
усвоить поставленные перед
2. работнику нужно дать
понять, что он является активной
личностью, что он
3. при хорошем управлении плохие отношения исключаются;
4. важным моментом в
работе руководителя является
соизмерение задач и
5. руководить менеджер должен таким образом, чтобы люди могли высказывать своё удовлетворение работой;
6. реакцию недовольства
эффективное управление не
7. процесс работы персонала
должен контролироваться на
Вопрос 4. Основные уровни управления и его содержание в деятельности руководителя.
Высший уровень управления
- Выбор основного направления
деятельности организации с учётом
внешних и внутренних факторов работы.
Постановка стратегических целей, организация
планирования, прогнозирование работы
на определённый отрезок времени. Предвидение
будущих результатов
Средний уровень управления - Знание полной информации о задачах данного уровня, руководство малыми рабочими группами и ответственность за их деятельность. Осуществление лидерских функций:
1) ответственное поведение за сплочённость группы;
2) групповое единство;
3) групповое мотивирование;
4) принятие всеми членами группы целей;
5) борьба с конфликтами;
6) формирование ценностно-
Низовой уровень управления
- Оперативное управление функционирования
производства, контакт с каждым членом
группы, мотивирование каждого
Вопрос 5. Власть. Основные формы власти.
Власть - право и возможность распоряжаться кем-либо, над чем-либо или подчинять своей воле.
Выделяют 5 источников влияния руководителей на подчинённых:
1. принуждение - подчинённый
верит, что руководитель может
наказывать, таким образом, который
даже мешает удовлетворению
2. вознаграждение - это обратная
сторона принуждения, по своей
сути - это манипуляция. Правильно
организованное вознаграждение
является мощным источником
3. традиция - в течение
тысячелетий культурная
4. власть примера и личность
руководителя - речь идёт не о
личностных качествах
5. экспертная власть - для
подчинённого часто является
очевидным и не требующий
Вопрос 6. Управленческая «решётка менеджмента».
Американский ученый Роберт Блейк и его сотрудница Джейн Моутон разработали «решётку менеджмента», создали оригинальный подход в оценке типологии менеджеров в целях их дальнейшего обучения. Зная свое место в «решетке» каждый менеджер в состоянии оценить самого себя, более четко определить цели и повысить свою квалификацию.
Они выделили две силовые линии, на основании которых представлено 5 типов менеджеров.
Вопрос 7. Лидерство и качества руководителя.
В результате обследования сотен лучших руководителей психологи выделяют следующие лидерские качества:
ь волевой - способен преодолевать препятствия на пути к цели;
ь настойчив - умеет разумно рисковать;
ь терпелив - готов долго и хорошо выполнять однообразную и неинтересную работу;
ь инициативен - предпочитает работать без мелочной опеки, независим;
ь психически устойчив - не даёт себя увлечь нереальными предложениями хорошо адаптируется к новым условиям и требованиям;
ь самокритичен - трезво оценивает свои успехи и неудачи, требователен к себе и другим;
ь надёжен - держит слово, на него можно положиться;
ь вынослив - может работать даже в условиях перегрузок;
ь восприимчив к новому - склонен решать нетрадиционные задачи оригинальным способом;
ь критичен - способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны;
ь стрессоустойчив - не теряет самообладание в экстремальных ситуациях;
ь оптимистичен к трудностям;
ь решителен - способен самостоятельно принимать решения;
ь способность понимать и использовать противоположные точки зрения, оставаясь верным своим принципам;
ь способность соглашаться сохраняя нормальные отношения с противником.
Имидж (англ. «образ», «ореол») - это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально-окрашенный образ какого-либо или чего-либо.
Забота об имидже - это запечатление его в образе людей.
Имидж складывается из 4 составляющих:
1. профессионализм и
2. нравственная надёжность менеджера;
3. гуманитарное образование менеджера;
4. психологическое знание людей.
Секрет воздействия имиджа, как например реклама - обращение к бессознательному, недоступному. Чтобы сыграть свою роль, имидж менеджера должен привлечь внимание к себе других людей, направить их активность в нужное направление, а затем осуществить управление поведением человека.
Исследователи утверждают, что 92% производимых впечатлений зависят от того, как человек выглядит и звучит. Поэтому многие менеджеры осваивают актёрский ликбез, при этом осваивают риторические навыки (актёрство улыбаться, постановка голоса, техника жестов, мимика, позы и т. д.).
Тема: Психология управленческого (делового) общения.
Вопрос 1. Понятие делового общения.
Деловое общение - это сложный многоплановый контакт между людьми в служебной сфере.
Его участники выступают в официальных статусах для решения целей и задач. Специфической особенностью этого процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям. Известны «писанные и неписанные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и формы обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих пониманию людей.
Деловой этикет включает в себя две группы правил:
1) нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
2) наставления, определяющий
характер контакта
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией, для того, чтобы строить совместную деятельность и сотрудничество.
Взаимодействие состоит из этапов:
1) установка контакта знакомства,
предполагает восприятие
2) представление себя другому;
3) ориентировка в ситуации
общения, осмысление
4) обсуждение интересующей проблемы;
5) решение проблемы;
6) завершение контакта (выход из него).
Вопрос 2. Виды делового общения.
По способу обмена информацию различают:
a) устные виды делового общения, которые разделяются на:
ь многологические виды (разговор одного человека); приветственная речь, торговая речь (реклама), информационная речь, доклад (на заседаниях или собраниях);
ь диалогические виды - деловой
разговор (кратковременный контакт
на одну тему); деловая беседа (это
продолжительный обмен