Управленческая роль руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:02, курсовая работа

Описание

Роль - это функция, нормативно-одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого занимающего данную должность. Конвенциональные роли - связаны с правами и обязанностями руководителя, исполнителя. Они во многом определены должностью, которую занимает лицо. Межличностные роли - основываются на соблюдении социальных норм поведения, но выполняется в зависимости от индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, вступающих в процесс общения.

Работа состоит из  1 файл

кр Алина.docx

— 27.78 Кб (Скачать документ)

Тема: Управленческая роль руководителя

 

 

Вопрос 1. Виды ролей руководителей.

 

 

Роль - это функция, нормативно-одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого занимающего данную должность. Конвенциональные роли - связаны с  правами и обязанностями руководителя, исполнителя. Они во многом определены должностью, которую занимает лицо. Межличностные роли - основываются на соблюдении социальных норм поведения, но выполняется в зависимости  от индивидуально-психологических  и личностных особенностей людей, вступающих в процесс общения. Социальные роли - они проявляются в совместной работе в группе, и от того, как  выполняются обязанности зависит авторитет, уважение и признание данной личности.

 

Классификация управленческих ролей

 

Управленческие роли 

Содержание и характер деятельности руководителя, соответствующий  данной роли. 

 

1. Главный руководитель 

Осуществляет работу социального  и правового характера, осуществляет ходатайство от имени организации, имеет высокий статус. 

 

2. Лидер 

Осуществляет все действия в организации, отвечает за мотивацию  подчиненных, подготовку и набор  персонала 

 

3. Связующее звено 

Участвует в совещаниях за рамками предприятия, контактирует с деятельностью других организаций. 

 

4. Приемник информации 

Центр внутренней и внешней  информации, поступившей в организацию, участвует в поездках, командировках; почта 

 

5. Распространитель информации 

Поставляет всем членам организации  достоверную информацию для формирования взглядов на нее внутри, отсылает почту, осуществляет общение с подчиненными 

 

6. Представитель 

Он передает информацию во все внешние организации, является экспертом по всем вопросам, участвует  в заседаниях, выступает устно  и обращается через почту 

 

7. Предприниматель 

Участвует в создании новых  идей, разрабатывает проекты по совершенствованию  организации, строит стратегии развития, обсуждает управленческие вопросы 

 

8. Устраняющий нарушения 

Он отвечает за действия при  неожиданных сбоях, решает проблемы и кризисы 

 

9. Распределитель ресурсов 

Принятие и одобрение  всех управленческих решений по распределению  ресурсов, участие в составлении  бюджета. 

 

10. Ведущий переговоры 

Он отвечает за представительство  организации во всех значимых переговорах 

 

 

 

Вывод: эти роли принимают  на себя руководители в разной степени, в разное время. Они взаимосвязаны. Все 10 управленческих ролей, вместевзятые, определяют содержание и объем работы руководителя, независимо от характера той или иной организации.

 

Вопрос 2. Содержание деятельности руководителя (менеджера).

 

 

Основная задача менеджера - постоянно руководить людьми в  процессе их труда.

 

Цель управления людьми, вовлеченными в общий трудовой процесс - выполнение реальной работы и получение результатов.

 

Работа менеджера в  современных организациях состоит  в том, чтобы научить правильно руководить людьми. С изменением конкретной управленческой ситуации, менеджер должен четко знать реакцию подчиненных, он обязан прогнозировать как будут вести себя люди, но и не справедливо, с другой стороны, требовать от руководителя точное знание подчиненных. Он должен знать больше подчиненных. Важным является оценка подчиненных только по их поведению, а не по отношению к ним.

 

В силу особенностей поведения  человеческой психики, люди часто говорят  не то, что думают, поэтому информация иногда не является достоверной. Вот  в чем сложность управления людьми в работе менеджера.

 

Успешность управления зависит  от того, насколько четкие формулировки получают подчиненные от менеджера  и насколько подчиненные понимают требования задач, которые необходимо решить. Перед тем, как отдавать распоряжение, менеджер должен удостовериться, как  подчиненные понимают данную управленческую ситуацию.

 

Из существующих трудностей в управлении людьми является налаживание  обратной связи.

 

Обратная связь - это информация, которая поступает от исполнителя. Она может быть положительной  и отрицательной.

 

Подчиненные не всегда в состоянии  понять, что полученные ими результаты не соответствуют тем требованиям, которые соответствуют менеджеру. Правильная обратная связь в сочетании  с положительным мотивирующим воздействием со стороны менеджера - это сильное  средство побуждении работающего к  положительному отношению и выполнению его обязанностей. Люди не будут  результативно трудиться, если не заботиться о побуждении интереса к работе.

 

Интерес - это форма удовлетворения материальных потребностей человека и  положительное эмоциональное отношение  личности к предмету или процессу своей деятельности.

 

Важная задача менеджеров - установление четких и ясных целей  для исполнителей.

 

Вопрос 3. Принципы работы менеджера, руководителя с подчинёнными.

 

 

Руководитель в своей  работе исходит и определённых принципов:

 

1. работник должен чётко  усвоить поставленные перед ним  цели;

 

2. работнику нужно дать  понять, что он является активной  личностью, что он самостоятелен  при выполнении задач. Ему доверяют, и в нужный момент человек  получает поддержку от руководителя;

 

3. при хорошем управлении  плохие отношения исключаются;

 

4. важным моментом в  работе руководителя является  соизмерение задач и способностей  исполнителей;

 

5. руководить менеджер  должен таким образом, чтобы  люди могли высказывать своё  удовлетворение работой;

 

6. реакцию недовольства  эффективное управление не допускает;

 

7. процесс работы персонала  должен контролироваться на всех  стадиях.

 

Вопрос 4. Основные уровни управления и его содержание в деятельности руководителя.

 

 

Высший уровень управления - Выбор основного направления  деятельности организации с учётом внешних и внутренних факторов работы. Постановка стратегических целей, организация  планирования, прогнозирование работы на определённый отрезок времени. Предвидение  будущих результатов эффективности. Ответственность за все решаемые в организации задачи и принимаемые  решения. Полное владение информацией  о задачах, средствах их решения, о конкурентах и обстановке на рынках труда. Реализация власти и полномочий в соответствии с имеющимся статусом и ролями сотрудников.

 

Средний уровень управления - Знание полной информации о задачах  данного уровня, руководство малыми рабочими группами и ответственность  за их деятельность. Осуществление  лидерских функций:

 

1) ответственное поведение  за сплочённость группы;

 

2) групповое единство;

 

3) групповое мотивирование;

 

4) принятие всеми членами  группы целей;

 

5) борьба с конфликтами;

 

6) формирование ценностно-ориентационного  единства.

 

Низовой уровень управления - Оперативное управление функционирования производства, контакт с каждым членом группы, мотивирование каждого работника, общение с работниками, организация  деятельности и контроль за выполнением заданий. Разрешение деловых и межличностных конфликтов, решение текущих задач управления и осуществление обратной связи с персоналом.

 

Вопрос 5. Власть. Основные формы  власти.

 

Власть - право и возможность  распоряжаться кем-либо, над чем-либо или подчинять своей воле.

 

Выделяют 5 источников влияния  руководителей на подчинённых:

 

1. принуждение - подчинённый  верит, что руководитель может  наказывать, таким образом, который  даже мешает удовлетворению его  какой-либо потребности.

 

2. вознаграждение - это обратная  сторона принуждения, по своей  сути - это манипуляция. Правильно  организованное вознаграждение  является мощным источником влияния.

 

3. традиция - в течение  тысячелетий культурная традиция  укрепляла власть начальства, почти  всех нас заставляли подчиняться  людям занимающие определённые  посты. Традиционная власть руководителя  опирается на воспитание стереотипного  представления о том, что «начальник  всегда прав» и «недостойного  человека начальником не делают».

 

4. власть примера и личность  руководителя - речь идёт не о  личностных качествах руководителя, а о власти примера (харизме), как в дополнительном источнике  власти над подчинёнными.

 

5. экспертная власть - для  подчинённого часто является  очевидным и не требующий специального  подтверждения факт, что руководитель  обладает ценными знаниями в  отношении различных проблем  рабочих и вопросов.

 

Вопрос 6. Управленческая «решётка менеджмента».

 

Американский ученый Роберт Блейк и его сотрудница Джейн  Моутон разработали «решётку менеджмента», создали оригинальный подход в оценке типологии менеджеров в целях их дальнейшего обучения. Зная свое место в «решетке» каждый менеджер в состоянии оценить самого себя, более четко определить цели и повысить свою квалификацию.

 

Они выделили две силовые  линии, на основании которых представлено 5 типов менеджеров.

 

Вопрос 7. Лидерство и качества руководителя.

 

 

В результате обследования сотен  лучших руководителей психологи  выделяют следующие лидерские качества:

 

ь волевой - способен преодолевать препятствия на пути к цели;

 

ь настойчив - умеет разумно  рисковать;

 

ь терпелив - готов долго и хорошо выполнять однообразную и неинтересную работу;

 

ь инициативен - предпочитает работать без мелочной опеки, независим;

 

ь психически устойчив - не даёт себя увлечь нереальными предложениями хорошо адаптируется к новым условиям и требованиям;

 

ь самокритичен - трезво оценивает свои успехи и неудачи, требователен к себе и другим;

 

ь надёжен - держит слово, на него можно положиться;

 

ь вынослив -  может работать даже в условиях перегрузок;

 

ь восприимчив к новому - склонен решать нетрадиционные задачи оригинальным способом;

 

ь критичен - способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны;

 

ь стрессоустойчив - не теряет самообладание в экстремальных ситуациях;

 

ь оптимистичен к трудностям;

 

ь решителен - способен самостоятельно принимать решения;

 

ь способность понимать и  использовать противоположные точки  зрения, оставаясь верным своим принципам;

 

ь способность соглашаться сохраняя нормальные отношения с противником.

 

Имидж (англ. «образ», «ореол») - это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально-окрашенный образ какого-либо или чего-либо.

 

Забота об имидже - это  запечатление его в образе людей.

 

Имидж складывается из 4 составляющих:

 

1. профессионализм и компетентность  менеджера;

 

2. нравственная надёжность  менеджера;

 

3. гуманитарное образование  менеджера;

 

4. психологическое знание  людей.

 

Секрет воздействия имиджа, как например реклама - обращение  к бессознательному, недоступному. Чтобы сыграть свою роль, имидж менеджера должен привлечь внимание к себе других людей, направить их активность в нужное направление, а затем осуществить управление поведением человека.

 

Исследователи утверждают, что 92% производимых впечатлений зависят  от того, как человек выглядит и  звучит. Поэтому многие менеджеры  осваивают актёрский ликбез, при  этом осваивают риторические навыки (актёрство улыбаться, постановка голоса, техника жестов, мимика, позы и т. д.).

 

Тема: Психология управленческого (делового) общения.

 

 

Вопрос 1. Понятие делового общения.

 

 

Деловое общение - это сложный  многоплановый контакт между  людьми в служебной сфере.

 

Его участники выступают  в официальных статусах для решения  целей и задач. Специфической  особенностью этого процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям. Известны «писанные и неписанные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и формы обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих пониманию людей.

 

Деловой этикет включает в  себя две группы правил:

 

1) нормы, действующие в  сфере общения между равными  по статусу, членами одного  коллектива (горизонтальные);

 

2) наставления, определяющий  характер контакта руководителя  и подчиненного (вертикальное отношение).

 

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают  контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией, для того, чтобы строить совместную деятельность и сотрудничество.

 

Взаимодействие состоит  из этапов:

 

1) установка контакта знакомства, предполагает восприятие другого  человека;

 

2) представление себя другому;

 

3) ориентировка в ситуации  общения, осмысление происходящего:

 

4) обсуждение интересующей  проблемы;

 

5) решение проблемы;

 

6) завершение контакта (выход  из него).

 

Вопрос 2. Виды делового общения.

 

 

 По способу обмена  информацию различают:

 

a) устные виды делового  общения, которые разделяются  на:

 

ь многологические виды (разговор одного человека); приветственная речь, торговая речь (реклама), информационная речь, доклад (на заседаниях или собраниях);

 

ь диалогические виды - деловой  разговор (кратковременный контакт  на одну тему); деловая беседа (это  продолжительный обмен сведениями, который сопровождается принятием  решения); переговоры (обсуждение с  целью заключения соглашения по какому-либо вопросу); интервью (разговор с журналистом предназначенный для печати, радио, телевидения); дискуссия; совещание (собрание); пресс-конференция; контактный разговор; телефонный разговор (общение, исключающее невербальную коммуникацию);

Информация о работе Управленческая роль руководителя